- Согласно опубликованным рейтинговым агентством 'Эксперт РА' данным, по итогам работы российских страховщиков в первом полугодии 2007 года Русский Страховой Центр занял первое место по страхованию космических рисков. Насколько сложен этот вид страхования?
- Подтверждая международный рейтинг финансовой благонадежности нашей компании, агентство Fitch Ratings отметило, что 'РСЦ удерживает сильные рыночные позиции в сегменте страхования спутников и продолжает быть лидером в своей уникальной нише страхования российских предприятий оборонно-космического комплекса'. Это международное признание во многом отражает результаты нашей работы в этом стратегически важном направлении деятельности РСЦ, является достойным признанием высокого профессионализма и ответственности наших специалистов.
В компании создано и успешно работает специальное подразделение - Департамент страхования космических рисков. Это направление курирует заместитель председателя правления Вячеслав Шабалин - в прошлом офицер-ракетчик, прошедший службу в РВСН. Он защитил кандидатскую диссертацию по теме 'Управление крупными рисками в ракетно-космической промышленности в условиях реформирования оборонно-промышленного комплекса', имеет опыт переговорной работы на международном уровне. В департаменте работают три кандидата наук, имеющие ученые степени по вопросам страхования рисков ракетно-космической отрасли, в том числе и международного. Я считаю, что благодаря знанию эксплуатируемой техники, знанию специфики отрасли и менталитета, занятых в ней людей, нам удалось создать самую профессиональную команду по страхованию космических рисков на российском рынке. Специфика страхования отрасли диктует свои требования к уровню специалистов. Страхование ракетно-космической техники - сложный и уникальный вид прежде всего из-за сложности и уникальности техники, а также очень жестких условий ее эксплуатации.
РСЦ осуществляет страхование космических рисков с 1994 года. По сути мы одни из родоначальников национального космического страхования. Компания принимала активное участие в крупнейших космических проектах, среди которых страхование запуска первого элемента международной космической станции - функционального грузового блока 'Заря', страхование рисков ответственности при запусках на орбиту нескольких десятков космических аппаратов и пилотируемых кораблей. Русский Страховой Центр осуществляет страхование международных коммерческих проектов по запускам российскими ракетами-носителями на орбиту аппаратов в интересах иностранных заказчиков: Lockheed Martin Telecommunications, Hughes, Loral, Astrium, SES Americom, DirecTV и многих других. Под нашей страховой защитой проведены запуски целого ряда зарубежных космических аппаратов. Начиная с 2004 года и по настоящее время РСЦ - генеральный страховщик рисков, связанных с осуществлением космической деятельности Космическими войсками. Такое право компания получила, став победителем открытых конкурсов, проводимых Космическими войсками в 2004 и в 2007 годах. Центр обеспечил страхование рисков, связанных с запусками космических аппаратов военного назначения, а также аппаратов, запускаемых по программе международного сотрудничества SAR-Lupe, 'Эрос', 'Криосат'.
В срок и в полном объеме выполнены обязательства по страховым выплатам, связанным с авариями ракетно-космической техники. Это, в частности, крупные страховые возмещения в связи с аварийными запусками ряда спутников и ракет-носителей, а также в связи с утратой космических аппаратов 'Можаец-5', КД-2 и белорусского космического аппарата 'БелКА'. РСЦ неоднократно осуществлял выплаты крупнейшим производителям ракетно-космической техники по фактам аварий, происходивших во время испытаний. Например, ОАО 'НПО 'Энергомаш им. академика В.П. Глушко' несколько раз выплачивались страховые возмещения в связи с авариями в процессе огневых испытаний жидкостных ракетных двигателей. Мы инициаторы и разработчики стратегической программы по страхованию гособоронзаказа, в том числе в части страхования техники космического назначения. Благодаря профессионализму, опыту, неукоснительному выполнению обязательств, высочайшему качеству предоставляемых услуг в таком сложном и высокотехнологичном виде, как страхование ракетно-космической техники, наша компания пользуется заслуженным авторитетом и доверием у ведущих предприятий отрасли.
- Насколько, на ваш взгляд, страхование космической отрасли рискованно для самого страховщика?
- Если говорить коротко, то это один из самых рискованных видов страхования. Ракета-носитель, любой космический аппарат - это сложнейшее техническое изделие. Возьмите ракету-носитель 'Протон'. Это 700 тонн стартовой массы, 'конструкция' высотой с 15-этажный дом и диаметром более четырех метров. Это тысячи механизмов, узлов и агрегатов, сложнейшие электронные цепи и устройства. Безусловно, все эти конструктивные элементы проходят многочисленные испытания. Но у любого механизма, у любой, даже самой простой, детали существует вероятность отказа. На каждом этапе жизненного цикла изделия, в любой из технологических цепочек существует вероятность возникновения ошибок, погрешностей, которые могут привести к нештатной ситуации. Повторю, существует вероятность! Все эти вероятности известны, учтены и заложены в основу определения риска наступления страхового случая. Принимая во внимание высокую стоимость ракетно-космической техники, даже одна крупная авария может 'обнулить' доходность космического страхования за несколько лет. С этой точки зрения космическое страхование является высокорисковым, катастрофическим.
- В свете последних событий можно ли говорить о надежности отечественной космической техники и сравнивать ее с западной?
-Техники, надежной на 100 процентов, а тем более такой сложной и высокотехнологичной, как ракетно-космическая, в мире нет и быть не может!
Космическая техника появилась практически в одно и то же время в бывшем СССР и США. Позже присоединилась Европа. Возьмите статистику по запускам. Америка и Европа за все время произвели менее тысячи запусков. Я говорю о классических ракетах-носителях. Полеты шаттлов и статистика по ним - совсем другая тема. В России на сегодняшний день произведено 2.150 запусков ракет-носителей с различной полезной нагрузкой. 'Протон' с 1965 года в различных модификациях летал 337 раз, 'Союз' - 878(!) раз, 'Космос' - 432 раза, 'Молния' - 318. А еще есть 'Циклон', 'Зенит', 'Рокот', 'Днепр'. По каждой из этих ракет-носителей есть аварийная статистика. У американцев, кстати, из 7 типов эксплуатируемых ракет-носителей не падали только 'Атласы' и 'Минотавр'. Но и запускали его всего пять раз. Остальные все падали. И 'Ариан' европейский во всех пяти своих модификациях тоже падал. Ракеты падали и в Советском Союзе, только об этом мало кто знал. И мы, опираясь и на свой 12-летний опыт страхования ракетно-космической техники и на весь опыт мировой, на имеющуюся на рынке статистику, уже можем говорить сейчас об усредненном коэффициенте надежности носителей, который определяется соотношением успешных запусков и их общего количества. Он лежит в диапазоне от 0,66 до значений, приближающихся к единице. Это, опять же, та самая наработанная статистика, которая лежит в основе актуарных расчетов страховщиков. И я считаю, что на основании нашего опыта и этой статистики можно смело и со всей уверенностью говорить о том, что наша ракетно-космическая техника самая надежная в мире!
- Словом, вы считаете ситуацию с надежностью в ракетно-космической отрасли России абсолютно нормальной?
- Я не стал бы говорить о том, что она нормальна или не нормальна. Она вполне просчитываема. И она схожа для всех стран, эксплуатирующих космическую технику. Можно говорить о тенденциях в космической отрасли. Они связаны, во-первых, как я уже говорил, с тем, что не бывает техники, надежной на 100 процентов. Во-вторых, в мире наблюдается рост спроса на запуски, и это влечет за собой неизбежное увеличение их количества.
В-третьих, технологическое развитие отрасли не стоит на месте и самые новые, перспективные и передовые технологии могут в сложных условиях эксплуатации в космосе преподнести свои сюрпризы. Все это ведет к естественному повышению риска.
- Можно ли взять вопрос надежности под более жесткий контроль?
- Если говорить о технической составляющей, то научная, инженерная и конструкторская проработка изделий для космической отрасли в России высоконадежна и общепризнана в мире. Все проверяется многократно по самым жестким методикам. Испытательная база у нас одна из самых лучших, если не лучшая, в мире. 'Энергомаш', например, прожигает двигатели на испытательных стендах на таких закритических режимах, на которых они никогда не будут работать. В ГРЦ 'КБ имени академика В.П. Макеева' в Миассе 'бросают' в шахту 20-тонную ступень ракеты и затем 'нежно' ловят ее. Таких примеров множество. Космическая техника имеет многократный запас по прочности. Но 'железо', как уже было сказано выше, ломается и ломается с вполне просчитанной вероятностью. А для того, чтобы 'закрыть' проявление этой вероятности, разрабатываются и внедряются страховые программы. Российский рынок обладает полной статистикой и глубоким знанием отрасли, знанием технических характеристик используемой техники. Все это позволяет страховать риски отрасли по тарифам ниже мировых. Это позволяет значительно экономить средства, экономически защищать проекты и успешно выполнять космические программы как российских, так и иностранных заказчиков.
- Каковы причины роста спроса иностранных заказчиков на российские запуски?
- При существующей статистике аварийности в мире и стоимости страхования запусков за рубежом порядка 30 процентов от цены контракта использование наших носителей гораздо выгоднее по соотношению цена - качество.