Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Борис Обносов:
Как не проиграть ракетную войну


25 сентября 2007 года Ведомости


Успех США и их союзников в войнах последних 15 лет обеспечен массовым использованием новейших авиаракет и управляемых бомб. Отставание России в создании этого ключевого вида оружия предстоит преодолевать гендиректору корпорации 'Тактическое ракетное вооружение' (КТРВ) Борису Обносову. Он признает, что у нас до сих пор разработка самолетов-носителей не увязана с разработкой оружия для них и это превращает дорогостоящие боевые машины в бесполезных 'голубей мира'.

Борис Обносов
Родился в 1953 г. в Москве. В 1976 г. окончил Московский авиационный институт по специальности 'летательные аппараты'.

1994
Поступил на работу в представительство России при ООН.

1998
Стал заместителем гендиректора ФГУП 'Российские технологии'.

2001
Начал работу в 'Рособоронэкспорте' советником,
а затем начальником департамента оборонных технологий и космоса.

2003
Назначен гендиректором корпорации 'Тактическое ракетное вооружение'.

- В 2006 г. предприятия корпорации показали серьезный рост производства. Каковы перспективы?

- Наши продажи преимущественно зависят от экспортных контрактов. В этом году мы перекроем показатели 2006 г. - в 1,5 раза по корпорации в целом и в 1,7 раза по отдельным предприятиям. Вероятно, такого роста, как в эти годы, в следующие 3-4 года уже не будет, поскольку экспортные контракты цикличны. Продажи будут на уровне 2006-2007 гг.

- Какова у КТРВ доля гособоронзаказа (ГОЗ)?

- Надеемся, доля ГОЗ будет расти - госпрограмма вооружений предусматривает серьезное обновление до 2015 г. арсенала авиационных средств поражения для боевой авиации. В ГОЗ попадает также и морское ракетное вооружение: противокорабельные ракетные комплексы 'Уран', 'Бал', ракетное оружие для подводных лодок. Так что у нас есть четкая перспектива по серийному производству в интересах наших ВС. Ожидается существенный рост и по финансированию НИОКР, так как на период до 2015 г. приходится завершение основных опытно-конструкторских работ по перспективным средствам поражения. Можно предполагать, что ГОЗ вырастет с нынешних 15-20% до 30% от общего объема производства.

- Будут ли включаться в КТРВ новые предприятия?

- Мы были бы не против, например, 'Газпром' включить. (Смеется.) Если серьезно, то 20 июля выпущен указ президента о включении в состав КТРВ еще пяти предприятий. Мы подготовили стратегию развития корпорации до 2017 г. Там отмечены направления, которые нам хотелось бы усилить, для этого в идеале нужно включить в состав КТРВ еще несколько предприятий. Называть их не буду - некоторые директора воспринимают это очень болезненно.

- В апреле было решение военно-промышленной комиссии о подготовке комплексной целевой программы разработки новых авиационных средств поражения. Насколько ваша стратегия увязана с этой программой?

- В 90-е гг. имел место дисбаланс в темпах развития авиационных носителей и авиационных средств поражения, эта программа и призвана его ликвидировать. Основная цель программы - чтобы к моменту создания новых боевых авиационных комплексов были готовы и новые образцы вооружения.

- Насколько верно мнение, что Россия серьезно отстает по авиационным средствам поражения от ведущих мировых производителей военной техники?

- Мне кажется, такое мнение формируют наши клиенты, которые стремятся получить самые новые образцы вооружений. Некоторые арабские страны выдвигают требования по повышенной до 300 км дальности действия, по повышению мощности боевого заряда. Порой это просто не имеет смысла, когда, скажем, борт самолета-носителя еще не готов для работы на больших дальностях. Все должно быть взаимоувязано. Я уверенно могу сказать, что по некоторым классам авиационных ракет мы даже сегодня не отстаем от ведущих западных конкурентов. А по некоторым видам, например скоростным противорадиолокационным ракетам Х-31П, мы даже впереди. На МАКС-2007 мы продемонстрировали сразу три новые ракеты, хотя пока без открытия их характеристик. Сейчас мы находимся на переломном рубеже, когда станет ясно, останемся ли мы членом элитного клуба государств - производителей авиационного оружия или наши позиции станут маргинальными.

- В авиастроении существует тенденция к реализации международных проектов на основе риск-разделенного партнерства - ведутся переговоры между ОАК и EADS о создании самолета А350. Есть ли подобные планы у КТРВ?

- Пока планов по созданию совместных финальных изделий нет, это очень чувствительная сфера, входящая в зону национального суверенитета. У нас есть контракты с зарубежными компаниями по совместной разработке отдельных элементов, например, в области гиперзвуковой ракетной техники - последнее направление я считаю важнейшим и весьма перспективным.

- В производстве российских крылатых ракет до сих пор широко используются маршевые двигатели запорожского 'Мотор-Сич'. Есть ли планы их замены на двигатели НПО 'Сатурн'?

- Это уже сделано. Замена прошла не без проблем. Одно дело - декларация о том, что российский двигатель готов, другое - его серийные поставки в срок с нужным качеством по приемлемой цене. Рыбинские моторостроители сделали все, чтобы нас не подвести, но тем не менее нам пришлось вносить коррективы в график выполнения экспортного контракта.

- Насколько у вас остра проблема с кадрами?

- У нас есть своя программа подготовки специалистов инженерных и рабочих специальностей, она дает определенные положительные результаты. Сейчас подготовка кадров - головная боль в основном только предприятий. Приходит, скажем, фрезеровщик 6-го разряда. Поработает денек-другой, поглядит, какие сложные изделия производятся, и уходит - не тянет, не знает новейшего оборудования. У нас ведь проводится серьезное техперевооружение, на эти цели мы только собственных средств потратим примерно до 5 млрд руб. до 2015 г. Подготовка, адаптация и закрепление кадров на машиностроительных предприятиях, например предоставлением льготного жилья, должны стать одним из приоритетов национальной политики. Срочно нужна комплексная госпрограмма.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer