Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Кузнецов:
Солнце бросает в дрожь


17 сентября 2007 года Российская газета


Не имеющая аналогов в мире российская космическая солнечная обсерватория собрала уникальные данные о нашем светиле. О сути проекта корреспондент "РГ" беседует с его руководителем, директором Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН, доктором физико-математических наук Владимиром Кузнецовым.

Владимир Кузнецов
Директор Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН, доктор физико-математических наук.

Российская газета : Козьма Прутков заметил, что и на Солнце бывают пятна. И ученые нас уже приучили, что от них жди неприятностей, в частности, магнитные бури. Ваши исследования приоткрыли загадку, почему светило периодически покрывается пятнами?

Владимир Кузнецов : Скажу сразу: пятна на Солнце - не всегда плохо. Известно, что они появляются с циклом в 11 лет. Но в мировой истории был уникальный период с 1640 по 1710 годы, когда пятен вообще не было. И именно в эти годы на Земле царил жуткий холод. Даже в южных районах, где и снега-то не видели, реки чуть ли не круглый год были скованы льдом.

Может ли подобное повториться? И когда? Пока у науки нет ответа, хотя имеются версии. Например, известно, что Солнце вращается вокруг центра масс

Солнечной системы, куда входит оно само и все его планеты. Предполагается, что был момент, когда планеты расположились таким образом, что Солнце стало двигаться хаотично, говоря образно, дрожать, не зная, куда двигаться. В итоге нарушилась цикличность появления на нем тех самых пятен.

РГ : Но почему Солнце покрывается пятнами с такой завидной регулярностью, раз в 11 лет?

Кузнецов : Это одна из загадок нашего светила. А вот природа этих пятен уже понятна. Дело в том, что Солнце - это мощнейший природный термоядерный реактор, порождающий плазму - сильно ионизированный газ с огромной температурой. Периодически в каких-то зонах Солнца из его недр начинает "всплывать" магнитное поле, увлекая за собой пузыри плазмы. Так поверхность звезды и покрывается пятнами.

Чем они опасны? Пока пятно ведет себя спокойно, оно безвредно. Но у него есть свойство - взрываться. Тогда мы наблюдаем вспышки на Солнце и выбросы огромных масс плазмы. А дальше события развиваются по неблагоприятному сценарию. Уже через несколько часов к Земле приходят потоки частиц с высокой энергией - электроны, протоны и т.д. Это радиационный удар по космонавтам. Для жителей планеты такая радиация не добирается, от нее нас защищает магнитное поле Земли.

РГ : То есть без него мы бы погибли?

Кузнецов : Именно так. А через три дня после вспышки уже магнитосфера Земли подвергается серьезному испытанию. На нее обрушиваются потоки плазмы. Причем они бывают столь мощные, что магнитное поле сжимается в два раза: с 10 радиусов Земли до пяти. Так как почти все геостационарные спутники находятся на высотах шести радиусов, неудивительно, что они начинают сбоить и даже выходить из строя.

Но этого мало. Во время магнитных бурь разбухает атмосфера Земли. Ее плотные слои поднимаются вверх, и тогда низко летящие спутники начинают тормозиться. По этой причине, например, преждевременно упал американский Скайлеб, а в 1989 все спутники системы GPS изменили орбиты. Сейчас мы заранее даем прогноз на подобные случаи. Кроме того, во время бурь выходят из строя навигационные системы.

Но не только в космосе плазма сеет бурю. И на Земле во всех протяженных электрических системах, скажем, в трубопроводах, линиях связи она вызывает огромные токи. Задача науки - вовремя предупредить об опасности самые разные службы.

РГ : А в чем же проблема? Появились пятна - жди бури...

Кузнецов : Все не так просто. За 11-летний цикл на Солнце происходит около 37 тысяч вспышек. Казалось бы, надо реагировать и предупреждать о самых мощных. Но в том-то и проблема, что пятна коварны. Вспышка может быть очень сильной, а вред Земле - мизерный. И, наоборот, вспышка слабая, а последствия очень серьезные.

Почему так происходит, до конца неясно. Но наблюдения, которые провел Коронас-Ф, позволили выявить целый "букет" признаков, по которым можно судить о реальной опасности как мощных, так и слабых вспышек. То есть мы значительно увеличили вероятность прогнозов. Каждый день они сообщаются в самые разные службы, в частности, в Роскосмос, Центр управления полетами, в Центр "Антистихия" МЧС, в медицинские учреждения и т.д.

РГ : Сегодня, несмотря на все ухищрения, наука не способна точно предсказывать землетрясения. А вы готовы сказать, когда пятно на Солнце даст вспышку?

Кузнецов : Увы, точный момент назвать не можем. Солнце ведет себя крайне "нелогично". Казалось бы, есть 11-летние циклы максимальной активности, а между ними светило спокойно. Но вот в 2005 году именно в период спада Солнце вдруг выдало мощнейшую серию из почти 40 вспышек. Такой не наблюдалось даже в максимумы активности.

Чтобы разобраться в подобных аномалиях, надо изучать, как устроена наша звезда, что происходит в ее недрах и короне. И Коронас-Ф собрал уникальные данные, которые, вполне вероятно, смогут пролить свет на такие феномены и позволят более точно прогнозировать моменты вспышек. В частности, мы открыли удивительное явление. До сих пор было неясно, почему температура в короне составляет около миллиона градусов, а на поверхности Солнца - всего 6000о С. Вроде должно быть наоборот. Все выяснилось, когда наша обсерватория обнаружила в короне как раз над пятнами области с температурой в 20 миллионов градусов! Они и могут разогревать корону.

Кроме того, получены новые результаты о строении Солнца. Вполне вероятно, плазма в нем распределена не равномерно, а состоит из сгустков и разряжений.

РГ : Что представляет собой обсерватория Коронас-Ф?

Кузнецов : Это научный комплекс из 15 приборов, который не имеет аналогов в мире как по возможностям исследования Солнца, так и по разнообразию полученной информации. Ее объем значительно превышает все, что удалось узнать о нашей звезде за всю предыдущую историю отечественной космонавтики. Создавал этот спутник коллектив ученых из нашего института, а также Института космических исследований, санкт-петербургского Физико-технического института им. Иоффе РАН, Физического института РАН, Московского инженерно-физического института, НИИ ядерной физики МГУ, Института прикладной геофизики Росгидромета.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer