Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Михаил Василенко:
Первый терминал ужасно неудобный, он кошмарный


6 августа 2007 года Анастасия Дагаева, Ведомости


Из окон кабинета генерального директора 'Шереметьево' Михаила Василенко видно, как взлетают и садятся самолеты. Но гул авиационных двигателей не мешает ему, напротив, ощущение, что Василенко привык к этому звуку, который бодрит не хуже кофе. В позапрошлом году 'Домодедово' перегнало 'Шереметьево' по пассажиропотоку. В интервью 'Ведомостям' Василенко рассказал, почему 'Шереметьево' не может принимать и отправлять больше людей, как отразится на аэропорте расставание с одной из крупнейших авиакомпаний мира - Lufthansa, готов ли аэропорт к Олимпиаде и когда ожидается его IPO.

Михаил Василенко
Михаил Михайлович Василенко родился 14 апреля 1960 г. в Железноводске Ставропольского края. В 1981 г. окончил Ленинградское училище железнодорожных войск и военных сообщений им. Фрунзе, в 1992 г. - Военную академию тыла и транспорта. Специальность - 'эксплуатация воздушного транспорта'. В 1977-1998 гг. служил в Вооруженных силах: в 1981-1983 гг. был военным комендантом аэропорта 'Кабул', в 1983-1989 гг. - комендантом аэропорта 'Ташкент'. В 1992-1998 гг. - начальник военных сообщений на воздушных трассах Коми, Татарстана, Башкортостана и Приволжского управления гражданской авиации. В 1998-2000 гг. - заместитель директора по корпоративным вопросам международного аэропорта 'Самара', затем - гендиректор дочернего предприятия аэропорта. В 2000-2003 гг. - вице-президент группы 'Авиация Самары'. В 2003-2004 гг. - директор по развитию бизнеса ООО Frans Maas. В декабре 2004 г. назначен заместителем гендиректора аэропорта 'Шереметьево' по коммерческим вопросам. В мае 2005 г. возглавил аэропорт.

Но 'дышать друг другу в ухо' пассажирам в 'Шереметьево' осталось недолго, обещает гендиректор аэропорта Михаил Василенко

Из окон кабинета генерального директора 'Шереметьево' Михаила Василенко видно, как взлетают и садятся самолеты. Но гул авиационных двигателей не мешает ему, напротив, ощущение, что Василенко привык к этому звуку, который бодрит не хуже кофе. В позапрошлом году 'Домодедово' перегнало 'Шереметьево' по пассажиропотоку. В интервью 'Ведомостям' Василенко рассказал, почему 'Шереметьево' не может принимать и отправлять больше людей, как отразится на аэропорте расставание с одной из крупнейших авиакомпаний мира - Lufthansa, готов ли аэропорт к Олимпиаде и когда ожидается его IPO.

- Недавно немецкая авиакомпания Lufthansa приняла решение с 2008 г. изменить в Москве аэропорт базирования. Почему это произошло? Насколько для 'Шереметьево' это серьезная потеря?

- Знаете, какой у Lufthansa пассажиропоток в России? 800 000 человек. В 'Шереметьево' она возит 500 000. Для аэропорта, который обслуживает за год почти 13 млн пассажиров, это капля. Но у Lufthansa большие потенциальные возможности по увеличению объема перевозок. Авиационный бизнес строится не на банальной доставке пассажиров из одного пункта в другой. Он успешен, когда есть возможность перевозить клиентов через хабы - крупные транспортные узлы. Аэропорт лишь создает условия для хаба. А вот быть ему или нет, зависит от авиакомпаний. Точнее, от альянса авиакомпаний. До 2006 г. 'Аэрофлот' и Lufthansa являлись партнерами. Немецкая компания привозила пассажиров в Москву, значительная часть которых были транзитниками. 'Аэрофлот', имея обширную сеть маршрутов по стране, доставлял их в другие города. Параллельно 'Аэрофлот' выбирал, в какой из трех глобальных авиаальянсов вступить. В прошлом году он стал членом SkyTeam, и теперь его главный европейский партнер - Air France - KLM. Lufthansa, которая входит в конкурирующий Star Alliance, осталась в России одна. На мой взгляд, Lufthansa было комфортно работать с 'Шереметьево' в плане обслуживания. Но деньги решают все. Большую часть доходов авиакомпании получают на партнерстве. Lufthansa долго и серьезно искала партнера. И нашла - это альянс AiRUnion, созданный на базе KrasAir. Он летает из 'Домодедово'. Я получил письмо от [гендиректора Lufthansa Вольфганга] Майрхубера. В нем он сообщает, что решение принималось с тяжелым сердцем. Майрхубер объясняет и причины такого шага. Я его абсолютно понимаю как человека от бизнеса. У нас разные задачи: у меня - обслужить как можно больше компаний, у него - заработать деньги на том, чтобы его пассажир имел больше возможностей перелета.

- Еще и 'Аэрофлот' в конце года уйдет в 'Шереметьево-3':

- Вот здесь мы точно ничего не теряем. Скорее наоборот. Третий терминал - не остров в океане. Он соединен с 'Шереметьево-2'. Все будет общее: перрон, топливозаправочный комплекс, duty free и проч. 'Аэрофлот' прогнозирует увеличение пассажиропотока до 20 млн человек (в 2006 г. авиакомпания вместе с 'дочками' перевезла 8,75 млн. - 'Ведомости'). Так что новый терминал, рассчитанный на 9 млн, будет ему тесноват уже с момента запуска. Как обслуживали 'Аэрофлот', так и продолжим. Он для нас ключевой перевозчик.

- В отчете 'Аэрофлота' за 2006 г. сказано, что 'продажа 25% плюс 1 акция компании "Терминал" Международному аэропорту "Шереметьево" не рассматривается как высоковероятная в ближайшем будущем'. Вы все-таки покупаете долю в 'Шереметьево-3' или нет?

- Покупаем. Сделку одобрил совет директоров. Сейчас идет экспертная оценка актива. Переговорный процесс, конечно, затянулся ('Шереметьево' собирается войти в проект с 2003 г. - 'Ведомости'). Зато преодолены разногласия, которые мешали подписать договор. В частности, снят пункт, по которому 'Аэрофлот' и 'Шереметьево' обязаны по всем вопросам выступать единогласно. В противном случае у 'Аэрофлота' было право выкупить долю обратно. На этапе строительства такая мера, наверное, оправданна. А вдруг 'Шереметьево' высказалось бы 'против', тем самым заблокировав весь процесс?

- В 'Шереметьево' появятся новые клиенты?

- Думаю, да. Сейчас сложно назвать, кто именно начнет летать к нам. Зимнее расписание будет составлено в течение месяца.

- Среди них есть компании, которые уже летают в Россию?

- Да. Это перевозчики на регулярных рейсах. И не только европейцы.

- Это даст 'Шереметьево' возможность увеличить пассажиропоток?

- На самом деле нет прямой зависимости между количеством авиакомпаний и числом перевезенных пассажиров.

- А вообще у 'Шереметьево' есть намерения вырваться в лидеры?

- Есть разное лидерство. Аэропорт в Сингапуре, признанный лучшим в мире по качеству обслуживания, принимает и отправляет в год 32 млн человек. Для сравнения: через лондонский Хитроу или парижский Шарль де Голль ежегодно проходит до 80 млн. Что до 'Шереметьево', то оно изначально было рассчитано на 9 млн. С 1990 г. 'Шереметьево' все время шло вверх. Пассажиропоток вырос в полтора раза. А площади-то не увеличились. Меня спрашивают: почему не наращиваешь пассажиропоток? А нельзя! Люди будут дышать друг другу в ухо, ругая каждый день руководство аэропорта.

- Но сейчас именно так все и обстоит: тесно, некомфортно. Особенно в 'Шереметьево-1'.

- И это правда! Первый терминал ужасно неудобный, он кошмарный. Люди давятся на досмотре, в маленьких залах ожидания. Но он был построен еще в 1964 г. И для нас сейчас одна из важнейших задач - повысить качество наших услуг, мы над этим работаем. После того как площади аэропорта расширятся, аэропорт станет более удобным и комфортным.

- А ведь впереди Олимпиада: По оценке министра транспорта Игоря Левитина, количество пассажиров 'Домодедово', 'Внуково' и 'Шереметьево' вырастет вдвое - до 60 млн. Что будете делать?

- Не забывайте про наш новый терминал С, недавно введенный в эксплуатацию. Кстати, именно туда переведены международные рейсы из 'Шереметьево-1', благодаря чему площадь для пассажиров федеральных линий стала больше в два раза. Здание терминала С спроектировано с 25%-ным запасом, т. е. при увеличении пассажиропотока его можно расширить на четверть. Но и без Олимпиады все аэропорты отмечают рост перевозок и, исходя из этой тенденции, строят планы по развитию. Реконструкция второй взлетно-посадочной полосы в 'Шереметьево' тоже началась задолго до того, как стало известно о победе Сочи. В 2006 г. на эти цели государство выделило 4,3 млрд руб., в текущем - еще 4,5 млрд руб.

- Предстоит ли корректировка планов и их финансирования в связи с проведением Олимпиады?

- Государство в рамках подготовки к Олимпиаде может вложиться в обновление аэронавигационного оборудования. В московской зоне плотность полетов очень высокая. Но из-за старой техники сократить интервалы между самолетами невозможно.

- Как обстоят дела с железнодорожной веткой, которая должна соединить три московских аэропорта?

- Обсуждение проекта идет полтора года. Такое кольцо необходимо - с несколькими пересадочными пунктами и центральным аэровокзалом, где пассажир мог бы зарегистрироваться и поехать в нужный ему аэропорт. Курирует проект Министерство транспорта, он наверняка будет интересен РЖД. Думаю, ускорит реализацию проекта запуск нашей ветки. К концу 2007 г. РЖД завершит строительство железнодорожного сообщения 'Шереметьево' - Савеловский вокзал. Есть также намерение соединить аэропорт с Белорусским, Киевским и Ленинградским вокзалами.

- В отличие от железнодорожного проекта другая ваша инициатива сильно буксует - это создание аэропортового холдинга. Почему?

- Идея много раз обсуждалась и изменялась.

- А в чем она состоит?

- Объясню на примере. 'Шереметьево' активно обновляет уборочную технику, благодаря чему полосу удается подготовить независимо от времени года за 30-40 минут. Ни у кого таких темпов нет. Количество взлетов и посадок растет, а значит, самолеты не стоят в очереди. За 2006 г. в 'Шереметьево' совершено 156 000 взлетно-посадочных операций, у 'Домодедово' - около 140 000 ('Домодедово' - лидер по пассажиропотоку, в 2006 г. обслужил 15,37 млн человек. - 'Ведомости'). Но есть и оборотная сторона технического перевооружения: треть еще хорошего уборочного оборудования не востребовано. Куда его девать? Есть два пути. Могу сдать в trade in, но за копейки. Иногда нестарую технику выгоднее сдать в металлолом. Могу продать, но ни один аэропорт России ее не купит: техника дорогая, а у них нет денег. Как вариант - оформление в лизинг, но это значит сделать аэропорт рабом. Не каждый согласится. Других способов передать технику от одного юридического лица к другому нет. А ведь есть аэропорты, где до сих пор эксплуатируются машины с деревянными кабинами, а багаж перемещают на ручных тележках. Это беда! Менеджмент 'Шереметьево' предложил чиновникам отдать госпакеты 14 российских аэропортов в управление. Мы не собираемся диктовать условия и лишать гендиректоров полномочий. Но это даст возможность передать нашу технику без налогообложения и без процедуры купли-продажи, обучить специалистов из регионов новым способам работы с коммерческими площадями. Мы сами этому учились, в том числе приглашая консультантов из Сингапура. Сейчас у 'Шереметьево' более 30% неавиационных доходов, к концу года будет под 40%.

- Какие аэропорты вам интересны?

- Те, в которые летают наши авиакомпании, в частности 'Аэрофлот', и перспективные с коммерческой точки зрения. Была у чиновников мысль отдать нам самые плохие аэропорты. Зачем? Мы не спонсоры. Но и на успешные 'Домодедово' и 'Внуково' мы не претендуем.

- Как же ваша идея изменялась?

- Мы никогда не говорили, что эта управляющая компания должна быть единственной. Однако этот вариант активно обсуждается. И его не поддерживает Минэкономразвития, ссылаясь на то, что не будет конкуренции. Но мы тоже так считаем. Тем более что уже есть хорошие примеры частных управляющих компаний - например, в 'Базэле'. Затем возникла идея: а почему бы 'Шереметьево' не купить пакеты интересующих его аэропортов? Но это бред! Как собственник - в данном случае государство - может сам у себя что-то выкупать?

- Около двух месяцев назад концепцию в очередной раз отправили на доработку. Вам что-то известно о ее судьбе?

- Это могут прокомментировать в Минтрансе. Если вас интересует мое мнение - думаю, что в ближайшее время концепция будет одобрена.

- 'Шереметьево' и правительство Московской области учредили на паритетных началах ЗАО 'Шереметьево-4'. Для чего?

- Для строительства третьей взлетно-посадочной полосы. О терминале пока речи не идет.

- Когда собираетесь приступить к реализации проекта?

- Уже начали. Сейчас идет оформление земли, готовится обоснование инвестиций.

- Во сколько оценивается строительство 'взлетки'?

- От 17 млрд до 35 млрд руб.

- Каковы будут источники финансирования?

- В проект может войти государство. Оно способно профинансировать строительство целиком, например, за счет инвестфонда. Тогда компания 'Шереметьево-4' будет заниматься стройкой и дальнейшим обслуживанием, а все доходы пойдут в бюджет. Не исключен вариант, при котором 70% средств обеспечит частный инвестор, а государство - треть. Исходя из этого и будет оформлено право собственности.

- Продвигается ли международная экспансия? Как обстоят дела с аэропортом в Белграде?

- Пока все ограничилось подписанием меморандума о сотрудничестве. Вопрос решается не так быстро, как хотелось бы. В стране формируется правительство по трехпартийной системе. В каждой партии свои веяния. Одна стремится к американскому влиянию. Другая считает, что Россия пользу принесет. Группа специалистов от 'Шереметьево' живет в Белграде и на месте отслеживает ситуацию. Тендер по определению подрядчика аэропорт уже провел - выиграла американская компания. Но позднее она не согласилась на условия тендера. И правительство Сербии отказалось от услуг американцев. Мы сделали очень выгодные предложения по строительству грузового терминала. 'Шереметьево' также намерено оперировать им. Нам понятно, сколько денег надо вложить, как и когда они будут возвращаться. Многие иностранные банки готовы с нами идти туда.

- А проект дорогой?

- Потребуется до $200 млн.

- 'Шереметьево' также работает в связке с 'Аэрофлотом', который заинтересован в приобретении сербской компании JAT Airways:

- На переговоры мы ездим вместе. Если JAT Airways будет куплена нашим перевозчиком, то 'Шереметьево' хотело бы войти в аэропорт Белграда как одна из альтернативных хендлинговых компаний, чтобы создавать условия для работы 'Аэрофлота' в Сербии.

- У вас столько проектов: Слышала, есть планы и по IPO?

- Да. Зачем нам тогда нужна отчетность по МСФО?

- А когда выйдете на фондовый рынок?

- В конце августа представим стратегию IPO на рассмотрение совета директоров. Но определенно сможем сказать об этом в 2008 г. - как раз будет отчетность по международным стандартам за три года.

- Какой пакет планируете размещать? И на каких площадках?

- Зависит от собственника.

- Вы, как управленец 'Шереметьево', хотели бы, чтобы аэропорт был приватизирован?

- Конечно. Восемь лет назад было приватизировано 'Домодедово'. В определенной доле и 'Внуково' - частный аэропорт. Это дало им возможность динамично развиваться. Эффективность налицо. Думаю, что государство движется именно в этом направлении. В конце концов оно продаст какую-то часть пакета. О сроках и покупателях не спрашивайте - не знаю.

О КОМПАНИИ

100% ОАО 'Международный аэропорт 'Шереметьево' принадлежит государству. За 2006 г. аэропорт обслужил 12,76 млн пассажиров (в 2005 г. - 12,2 млн). Консолидированная выручка по МСФО в 2006 г. составила 20,8 млрд руб. (на 18% выше, чем в 2005 г.), чистая прибыль - 513 млн руб. (на 24,4% ниже прошлогоднего показателя). В аэропорту действует три терминала: 'Шереметьево-1' 1964 года постройки (площадь (прилет, вылет) - около 35 000 кв. м), 'Шереметьево-2', построенный в 1980 г. (площадь - почти 105 000 кв. м), и открывшийся в 2007 г. терминал С (площадь - около 40 000 кв. м).




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBrmmZ
Услуги частных мастеров: http://remont.youdo.com/stuccoing/primer/ по ссылке.
Ремонт форсунок Denso на https://youdo.com/auto/fuelsystem/repairinjectors/brand/denso/.
Ремонт механизма дивана-книжки - http://remont.youdo.com/furniture/repair/sofas/flatbook/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer