Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Шелюхин:
Мозги для "Суперджет-100"


31 августа 2007 года Николай Поросков, Время Новостей


Строящийся региональный пассажирский самолет 'Сухой Суперджет-100', который придет на смену огромному парку устаревших Ту-134, называют надеждой российского авиапрома. Из 800 машин, которые, по прогнозам, будут изготовлены за 20 лет, примерно 300 пойдут на российский рынок, остальные разойдутся по миру. Учитывая масштабы проекта, об SSJ-100 рассказано буквально все - каковы конструкция, планер, салон, какой на самолете будет установлен двигатель и так далее. Не написано только об одной существенной системе нового самолета - его системе управления, которая сегодня выходит едва ли не на первый план, как когда-то двигатель. Восполнить этот пробел обозреватель 'Времени новостей' Николай Поросков решил с помощью начальника отделения динамики полета и систем управления Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Юрия Шелюхина.

Юрий Шелюхин
Начальник отделения динамики полета и систем управления Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).

-- Что это такое -- системы управления современных магистральных самолетов?

-- На старых самолетах (Ту-134, Ту-154, Ил-86 и т.д.) летчик, работая рычагами управления, задавал отклонение аэродинамических органов самолета и тем самым изменял параметры его движения. Такие системы управления были достаточно простыми, но требовали высокого умения летчика управлять самолетом. Современные системы обладают определенным уровнем интеллекта. Отклонение аэродинамических органов происходит таким образом, чтобы обеспечить заданное изменение параметров полета и одновременно не выйти из допустимой безопасной области. Другими словами, современная система управления не позволит пилоту выйти за допустимые режимы полета, нейтрализует его неверные действий. Если на самолет воздействуют какие-то возмущения воздуха или отказал двигатель, система также должна обеспечить их парирование.

-- Кого можно выделить среди разработчиков новых систем управления?

-- Не сочтите за нескромность, в России это ЦАГИ. Наши системы с элементами искусственного интеллекта впервые были установлены на Ту-204. Дальнейшее развитие они получили на Ту-214, Ту-334. Сейчас идет интенсивная реализация новых принципов на самолете SSJ. В дальнейшем планируем внедрять наши разработки на ближне-среднемагистральный МС-21, который еще будет создаваться, на транспортные и другие перспективные самолеты.

-- Как же работает эта система?

-- Нам необходимо создать алгоритмы отклонения аэродинамических органов, чтобы они учитывали действия летчика, параметры движения, состояние самолета и возмущений, обеспечивали бы комфортное управление и безопасность. При этом мы создаем пилоту ограничения, чтобы самолет не попал в опасные режимы, как бы летчик ни воздействовал на рычаги управления. Прежде всего это ограничение угла атаки и скорости сваливания. Помните случай в небе над Донецком: экипаж Ту-154 попытался обойти грозу сверху и свалился. На 'Суперджет' этого не будет. Не будет и случая, который произошел в Междуреченске: самолет потерял ориентацию в пространстве и в конечном итоге попал в штопор. Система упредит летчика, если он превысил угол крена и тангажа, и ограничит их. Это и есть наше ноу-хау: ограничение углов тангажа (запредельный угол набора высоты или снижения. -- Ред.) и крена на взлете и посадке. 'Боинг-777' в Цюрихе буквально скоблил полосу хвостом, поскольку не имел такой системы.

-- Неужели у современного 'Боинга-777' нет подобной системы?

-- У "Боинга" эта функция возложена на летчика. Сваливание там предупреждается так: когда летчик начинает превышать угол атаки, искусственно трясется штурвал, сигнализируя об опасности. Фирма 'Боинг' всегда была ориентирована главным образом на летчика. Только сейчас они начали переходить к интеллектуальным системам управления, ставят их на 'Боинг-777' и 'Боинг-787', реализуют функцию ограничения угла тангажа на взлете, чтобы предотвратить касание хвостом. У 'Боингов' было очень много таких случаев. По просьбе фирмы мы неоднократно давали предложения по разработке такой системы для их самолетов. В результате... они все делают без нас.

То же самое с внедрением такой функции, как парирование отказа двигателя на взлете: если нет автомата, летчик всегда запаздывает с таким парированием, поскольку удержать тяжелый самолет на взлете, особенно при подъеме носовой стойки шасси, весьма тяжело. В свое время, когда мы проводили моделирование такого режима на стендах ЦАГИ, только один летчик-испытатель справился с этим. Функция автоматического парирования отказа двигателя впервые появилась на Ту-204. Сейчас эта функция реализуется на Ту-214 и 'Суперджет'. Американцы сделали это на 'Боинге-777'. Мы им рекламировали эту функцию, а они сейчас поставили ее опять без нас. Запад не дает нам заказ на интеллектуальную работу. Побочные задачи -- пожалуйста, но не интеллект. Когда-то мы с ними контактировали по сверхзвуковому самолету. Они приезжали к нам, дали 13 тем для работы, потом оставили одну, попросили пояснить, какие направления надо развивать. Мы по глупости дали, после чего американцы поблагодарили, но сказали, что будут все это делать сами.

-- И каков выход?

-- Патентовать собственные изобретения и новинки. Например, ни на одном зарубежном самолете нет системы ограничения скорости флаттера. Здесь мы используем аэродинамические средства торможения, можем предотвращать помпаж (срывной режим работы авиационного турбореактивного двигателя. -- Ред.) двигателя на больших углах скольжения. Но на самолетах этого пока нет. Мы много разных вещей прорабатываем. Например, принципы изменения динамических свойств самолета как объекта управления в зависимости от высоты полета. Конечно, все это требует расчетов, моделирования, отработки на стендах и в летных испытаниях. Еще мы делаем систему, которая на взлете и посадке может автоматически оптимальным образом выпускать и убирать закрылки и предкрылки, повышая безопасность полета.

-- Насколько новая система утяжеляет самолет?

-- Нисколько не утяжеляет. На рычагах стоят датчики перемещения, электрический сигнал идет в бортовой цифровой вычислитель и дальше на электрогидравлические приводы. Все это было и раньше. Новое только алгоритмы, т.е. программы для вычислителя, новые мозги. При этом ставятся современные резервированные вычислители с разнородными процессорами и разными программами, хотя и предназначенными для одних и тех же функций, -- в этом случае исключаются возможные программные и аппаратные ошибки в системах.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC4t21
https://youdo.com/auto/carcare/cleaningsaloon/: полное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer