-- Почему аэропортовый бизнес с 1 июля полностью перешел под управление "Базэла"?
-- Первая причина в том, что "Базэл" уже продемонстрировал умение хорошо управлять масштабными бизнесами. И инфраструктурными, и добывающими, и производством. Вторая -- в том, что перед "Базэлом" стоят определенные задачи по развитию Краснодарского края, а без транспортной инфраструктуры, прежде всего аэропортов, говорить об этом трудно. Это непростая задача, которая требует профессиональной команды и комплексного подхода.
-- То есть РАИНКО и прежний менеджмент холдинга "Аэропорты Юга" не справились?
-- Я бы так не сказала. Определенные задачи были решены. Сейчас стоят другие, для них требуется другая команда, которая будет осуществлять полную реконструкцию всех аэропортов, внедрение новых технологий, обучение персонала и обеспечение международных стандартов обслуживания авиакомпаний и пассажиров.
-- Какие цели ставятся перед вами по развитию аэропортового бизнеса?
-- Вообще это достаточно уникальный случай в России, когда холдинг управляет четырьмя аэропортами в одном регионе. Можно сказать, что это аэропортовая региональная сеть. Я предложила рассматривать идею развития этих аэропортов в качестве единого южного авиаузла, который обеспечивает доставку пассажиров и грузов в регион и мог бы обеспечивать единые стандарты качества, предоставить на рынок пакет услуг по комфортному, безопасному трансферу пассажира. Этого можно будет добиться комплексной реконструкцией всех аэропортов, увеличением пропускной способности. Ну и для этого нужно будет развивать авиакомпанию "Авиалинии Кубани", которая у нас есть. Такой комплекс мероприятий позволит развить деловую активность в крае, потому что она зависит от аэропорта, а транспортная инфраструктура нуждается в деловой активности.
-- О каких инвестициях и в какое время идет речь?
-- На реализацию программы развития "Аэропортов Юга" отводится два-три года, я думаю, что это около $500 млн.
-- Не мало?
-- Развитие аэропортов фазировано. Сегодня нельзя строить аэропорт, имея в виду пассажиропоток, который будет через 20 лет. Сегодня закладываются земельные резервы для развития, и дальше все это будет развиваться по мере развития пассажиропотока. Поэтому это немало для нынешнего периода. Есть также программа финансирования госимущества, не подлежащего приватизации. В Сочи, вы знаете, открылась новая взлетно-посадочная полоса, продолжается реконструкция аэродромного комплекса и второй полосы. В Геленджике строится новая полоса и аэродромный комплекс. На каждый аэропорт предполагается выделить 6-9 млрд руб. за два-три года. Сейчас мы заканчиваем мастер-планирование -- к началу августа, которое делается по нашему заказу Airport Consulting Vienna GmbH.
-- Планируется ли обновление парка "Авиалиний Кубани"?
-- Да. Мы начали работу над бизнес-планом: какой парк требуется компании и какие направления мы им можем обеспечить. Но прежде всего, это региональные перевозки.
-- По количеству и типу самолетов не определились?
-- Нет, расчеты займут не менее полугода.
-- Отраслевые эксперты считают, что объемы региональных перевозок для выстраивания связей между всеми "Аэропортами Юга" ничтожно малы, вы с этим согласны?
-- Нет, я думаю, уже сегодня потребность в таких перевозках есть, другое дело, что удовлетворить ее можно самолетами с соответствующим минимальным количеством кресел. Конечно, развиваются автодороги, которые связывают эти города, но одно дело, когда вы тратите час на то, чтобы перелететь из Анапы в Сочи, и другое -- когда шесть часов по перегруженной автодороге. Кроме того, не надо забывать, что мы сейчас активно участвуем в программе по развитию Сочи как города-курорта и только там тратим $2 млрд. Мы строим гостиницы, жилье, культурно-развлекательные и спортивные центры. То же самое делают другие крупные компании. То есть работы для "Аэропортов Юга" со временем будет много.
-- То, что "Базэл" стал управляющим аэропортовым бизнесом, как-то формализовано?
-- Мы сейчас думаем над этим. Скорее всего, управление будет осуществляться через советы директоров. А вообще в "Базэле" трехуровневая система управления крупными масштабными бизнесами, скорее всего, аэропортовый бизнес не будет исключением. То есть это уровень "Базэла", уровень управляющей компании и уровень операторов самих аэропортов.
-- Нынешняя структура собственности "Аэропортов Юга" не совсем прозрачна. Планируется ли структуризация?
-- Конечно, планируется, и она будет проведена по международным стандартам. Потому что все должно быть абсолютно понятно и банкам, и компаниям-партнерам.
-- До сих пор представители РАИНКО утверждали, что за пределы юга выходить не планируется. Теперь концепция изменилась? Новые покупки в аэропортовом бизнесе будут?
-- Да, планируются. И на федеральном, и на международном уровне, но сегодня мы не можем говорить об этих планах более детально. Не раньше чем через полгода.
-- Будете ли вы привлекать крупных западных аэропортовых операторов для управления "Аэропортами Юга"?
-- Нет, не собираемся. Привлечь крупную западную компанию для управления можно, когда у вас уже все сделано. Собственник бизнеса так или иначе должен вначале построить собственную работоспособную операционную команду. Надеяться на кого-то другого не стоит.
-- Кто в качестве генподрядчиков будет проводить основные работы по реконструкции ваших аэропортов?
-- У нас есть дружественный сектор в "Базэле", который занимается строительством инфраструктурных объектов. Но все подрядные работы будут осуществляться на основе тендера.