Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Талгат Мусабаев:
Разговоры о намерении России отказаться от "Байконура" несостоятельны


27 июня 2007 года Елена Заболотских, Известия Казахстан


Сегодня элитный клуб космических держав формируют Россия, США, Франция, Япония, Китай, Украина, Индия и Израиль. Казахстан ставит цель - стать одним из его полноправных участников. О том, как складывается ситуация в космической отрасли для Казахстана, в интервью нашему корреспонденту Елене Заболотских рассказывает председатель Национального космического агентства Талгат Мусабаев.

Талгат Мусабаев
Председатель Национального космического агентства Казахстана.

- Талгат Амангельдиевич, когда и при каких условиях Казахстан сможет стать полноценной космической державой? Каковы перспективы в этом отношении? 

    - Наше географическое расположение во многом способствует развитию космической отрасли. Сегодня одним из ключевых направлений повышения конкурентоспособности рассматривается развитие национальной аэрокосмической отрасли, обладание и возможность использования передовых ракетно­космических технологий. За 46 лет космических полетов чуть больше 400 человек смогли побывать в безвоздушном пространстве. Казахстан входит в число 35 стран, имеющих своих космонавтов. Но, для того чтобы страна считалась космической державой, у нее должны быть соответствующие инфраструктура, промышленность, техника и в первую очередь кадры. В мире Казахстан ассоциируется с современным высокотехнологичным космодромом 'Байконур', откуда вот уже 40 лет успешно производят запуски разнообразных космических аппаратов. К сожалению, эта ассоциация связана лишь с наличием космодрома. Теперь нам необходимо поставить знак равенства в логической цепочке 'Казахстан - Байконур - космическая держава'. И эти задачи решаются. Накануне Дня космонавтики глава государства подписал указ о создании Национального космического агентства Республики Казахстан. Появление самостоятельного полномочного органа имеет важный стратегический характер для отечественной космонавтики. Сейчас разрабатывается программа развития космической отрасли до 2020 года. Растут новые космические кадры, и главное - появляются люди, заинтересованные в самостоятельном освоении Казахстаном космоса. Все это внушает оптимизм.

- Какие проекты Национальное космическое агентство планирует претворить в жизнь, чем они интересны и насколько экономически выгодны?

- Прежде всего участие в космической деятельности в значительной мере определяет политический престиж государства, его экономическую, научнотехническую и оборонную мощь. В то же время необходимо понимать, что космос - это не только национальный престиж, хотя для нас сегодня и это важно. Космос можно рассматривать как крупный бизнес, который необходимо четко организовать, точно настроить и правильно интегрировать в казахстанскую экономику. Насколько это выгодно? Судите сами. Космические проекты дают Казахстану возможность приобрести опыт эксплуатации современного космического ракетного комплекса, создать новые рабочие места и подготовить собственных специалистов для работы в аэрокосмической промышленности. Помимо очевидных стратегических преимуществ освоение космических технологий позволит Казахстану решить задачи связи, телевидения, навигации, дистанционного зондирования земли, экологического мониторинга, радиационной безопасности, картографирования и многие другие. Думаю, это затрагивает интересы всех казахстанцев, поскольку со временем высокие технологии станут доступны каждому. Например, благодаря использованию национальной системы связи 'KazSat' в обозримой перспективе расходы на аренду спутниковых каналов у международных операторов сократятся в полтора­два раза. Общий экономический эффект для нашей экономики до 2020 года при этом составит от 100 до 120 миллионов долларов. В Казахстане планируется создать международный центр космической индустрии на базе комплекса 'Байконур' с превращением его территории в СЭЗ. В рамках специальной экономической зоны предполагается осуществить целый ряд проектов: строительство парка космических технологий, сборочноиспытательного комплекса космической техники, национальной лаборатории космических технологий, интегрированного наземного комплекса управления космическими аппаратами, а также создать информационную систему управления космической отраслью. Это даст мощный импульс развитию казахстанской космонавтики и росту ее экономической отдачи. Правда, сначала потребуется вложить немалые средства. Ежегодно на создание космической отрасли нам необходимо выделять из госбюджета 316 миллионов долларов. В общей сложности с 2008го по 2010 год потребуется около 124,9 миллиарда тенге (около 1 миллиарда долларов). Но в перспективе эти затраты окупятся с лихвой.

- Доля отечественного участия в совместных проектах с Россией в большинстве случаев ограничивается инвестициями, в то время как основную часть работы выполняют российские специалисты. Между тем приходилось слышать о том, что возможности Казахстана в космической деятельности используются не в полной мере. С чем это связано?

- По большому счету, обладание действующей космической отраслью - вопрос глобальной конкурентоспособности государства. Это понятие, которое захватило умы современных теоретиков и практиков, стало краеугольным камнем развития многих стран мира, в том числе Казахстана. Для нас сложность заключается в том, что нам приходится параллельно осваивать несколько направлений: изучать мировой опыт, выстраивать национальную стратегию развития отрасли, создавать ракетный комплекс, готовить квалифицированных специалистов. И надо сказать, у нас получается. Экономика Казахстана уже позволяет вкладывать солидные средства в инвестиционно­привлекательные проекты, в том числе космические. Но одним инвестированием мы не ограничиваемся, стараемся активно использовать открывшиеся в процессе сотрудничества с зарубежными партнерами возможности. В чем это выражается? Наши российские партнеры заложили основу строительства в Казахстане космического ракетного комплекса. В свою очередь, отечественные специалисты повышают свою квалификацию. Мы приобретаем необходимые технологии, оборудование и информацию. Это нормальный процесс. И со временем, достигнув необходимого уровня технологического развития, Казахстан будет участвовать в международных космических программах на равных со всеми. А сейчас, да - предположения о том, что потенциал Казахстана задействован не полностью, обоснованны. На мой взгляд, главная проблема заключалась в прежней системе управления космической отраслью. Она требует реформирования. Этим сейчас всерьез занимается Космическое агентство.

- Есть ли в Казахстане наработки, которые позволяют говорить о развитии производства космической техники с помощью иностранных технологий?

- Да. Как вы знаете, введен в эксплуатацию спутник связи и вещания 'KazSat1' с наземным комплексом его управления, подготовлены технические предложения о создании и запуске геостационарного спутника связи, непосредственного телевещания и предоставления интерактивных услуг мультимедиа, создано конструкторское бюро. Есть еще один важный казахстанороссийский проект строительства космического ракетного комплекса 'Байтерек' на космодроме 'Байконур'. В будущем мы планируем разработать навигационную систему и систему космической разведки. До 2020 года предстоит создать целую орбитальную группировку из 12 космических аппаратов, которые будут полностью удовлетворять потребности страны в каналах фиксированной спутниковой связи и обеспечат население многопрограммным телевещанием. В рамках СНГ Казахстан намерен участвовать в коллективной системе предупреждения о ракетном нападении и подключиться к интегрированному космическому мониторингу государственной границы. К сожалению, нам пришлось отказаться от планов создания авиационного космического ракетного комплекса 'Ишим' в связи с его экономической нецелесообразностью. Главный аргумент, который приводят все без исключения ведомства, изучившие этот вопрос, - слабость маркетинговой проработки проекта и невозможность выхода с ним на рынок. Сейчас все­таки важнее сосредоточиться на стратегических задачах развития космической отрасли.

- Когда завершится создание космического ракетного комплекса 'Байтерек'?

- Это самый крупномас­штабный совме­стный про­ект с Российской Федерацией на всем постсовет­ском про­стран­стве. Очевидным преимуществом его реализации является строи­тельство стартового и тех­ническо­го ком­плексов на базе объ­ектов назем­ной кос­мической инфра­струк­туры кос­модро­ма 'Байконур'. На мес­те выведен­ной из эксплуатации пус­ковой пло­щад­ки № 40 ракетыносителя 'Протон' будет построен новый ком­плекс с уни­вер­сальным стартовым сто­лом. Он позво­лит с одной установ­ки осу­ществ­лять запуск все­го семей­ства ракет­носителей 'Ан­гара'. Расположение космодрома южнее Плисецка позволит максимально эффективно использовать потенциальные возможности ракетного комплекса 'Ангара'. Благодаря передовым технологиям ракетостроения умень­шится вредное экологическое воз­дей­ствие от запус­ков ракет­носителей, использующих высокоток­сич­ные ком­понен­ты ракет­ного топ­лива, такие, как амил и гептил. Сначала планировалось, что первый запуск с 'Байтерека' ракетыносителя 'Ангара' произойдет в 2008 году. Однако позже российская сторона заявила, что летные испытания ракеты легкого класса начнутся только в 2010 году, тяжелого класса - в 2011м. Причинами задержки стали серьезнейшие ошибки, допущенные при разработке эскизного проекта комплекса. Но сейчас они устраняются, поэтому 'Байтерек', думаю, в скором времени начнет строиться. Важно и то, что в рамках проекта 'Байтерек' Казахстан получит опы­т эксплуатации современного кос­мическо­го ракет­ного ком­плекса, отвечающего всем меж­дународ­ным стандар­там. Использоваться комплекс будет как в коммерческих целях, так и для реализации космических программ Казахстана и России.

- Российский военнокосмический комплекс стремится к независимости. К концу 2009 года он планирует перевести все запуски космических аппаратов на свою территорию - в Плесецк. В итоге Казахстан останется без запусков (поскольку их проводили практически только россияне), специалистов и аренды? Или все­таки намерение России 'отделиться' имеет и плюсы, например, в плане экологической безопасности?

- Не стоит драматизировать ситуацию. Комментировать эти планы россиян я не буду. Казахстан и Россия - стратегические партнеры, союзники, тесно взаимодействующие по всему спектру двусторонних отношений, в том числе в космической области. Космодром 'Байконур' нужен России, иначе зачем было продлевать договор о его аренде на несколько десятилетий вперед. К тому же между нашими странами есть договоренности об обучении казахстанцев в ведущих российских вузах: МАИ, МАСИ, МВТУ имени Баумана, Государственном университете инновации и предпринимательства. И еще один убедительный довод: диалог о сотрудничестве в космической области между Казахстаном и Россией развивается по инициативе глав наших государств, то есть на самом высоком уровне. Это вопрос национальных интересов России и Казахстана. Поэтому мелкая игра отдельных персоналий в любом случае не имеет перспектив: А разговоры о намерении России отказаться от 'Байконура' попросту несостоятельны. Что касается экологии: Это очень важный, своевременный, злободневный вопрос. Казахстан сейчас ужесточает экологические требования к космическим запускам. Министерство охраны окружающей среды требует от российской стороны проводить экологический мониторинг до и после запуска с полной разработкой оценки воздействия на окружающую среду. Работа в этом направлении ведется активно.

- Спутник связи и вещания 'КаzSat' запустили почти год назад, но до сих пор он загружен лишь на 35 процентов. По данным Агентства РК по информатизации и связи, к 2012 году Казахстан планирует обзавестись уже группой аналогичных спутников связи и вещания. Не останутся ли сателлиты незагруженными? Кстати, интерес к 'КаzSat' проявляют зарубежные страны. Не планирует ли Казахстан сдавать спутник в аренду?

- Нет, незагруженным спутник не будет, это однозначно. Сейчас разрабатывается схема его использования, и уже есть первые наработки. Планируется перевод телевизионного сигнала казахстанских телекомпаний на отечественный телекоммуникационный спутник. Насколько мне известно, Министерство культуры и информации сейчас готовит госпрограмму перехода на цифровое телевидение. Первый проект, как ожидается, будет реализован на базе ТРК 'Казахстан'. Уверен, казахстанцы высоко оценят новые качество и возможности отечественного телевидения. А зарубежный интерес к нашему 'КаzSat' отвечает и нашим интересам. Но пока первостепенная задача - обеспечить потребности нашей страны. Прежде всего спутник будет работать на нужды населения и отечественных предприятий. Если же останутся свободные емкости, то их задействуют и на другие страны. В зону уверенного приема сигнала спутника попадают республики Центральный Азии, Кавказ, юговосточные части Молдовы, Украины, большая часть России (включая Московскую область) и даже некоторые районы Китая.

- Ученые считают, что на 'Байконуре' мы могли бы зарабатывать большие деньги, транспортируя грузы в космос:

- Согласен. Казахстан действительно имеет такой потенциал, который сейчас необходимо реализовать. Этому способствует удачное расположение 'Байконура', а также возможности будущего 'Байтерека' на основе ракеты 'Ангара' тяжелого класса.
     Причем зарабатывать Казахстан сможет не только на транспортировке грузов. Внедрение достижений космонавтики в промышленное производство тоже имеет большое экономическое значение. Различные отрасли во всем мире уже получают от нее массу полезной информации научного и технического характера. Этот процесс неуклонно развивается. Причем темпы этого развития будут тем больше, чем лучше нам удастся наладить обмен опытом стран­разработчиков ракетно­космической техники. По большому счету, именно реализация космической программы в Казахстане должна дать импульс индустриально­инновационному развитию экономики.

- Насколько реально Казахстану развивать космический туризм и получать от него доходы? На ваш взгляд, такой экзотический вид туризма будет пользоваться спросом?

- Почему бы и нет? Этот, как вы заметили, экзотический вид туризма весьма востребован в мире. Многие люди хотят слетать в космос, испытать на себе неземные ощущения. Однако возможности стран, занимающихся космическим туризмом, ограничены, а очередь в туристы большая, расписана на годы вперед. Недооценивать развитие этого направления в Казахстане нельзя, но и торопиться не стоит. Вначале необходимо поставить космическую отрасль 'на ноги', создать все необходимые условия для самостоятельного запуска космических аппаратов. Этим наше агентство в настоящий момент и занимается. А затем можно будет разработать и соответствующую программу космического туризма: Это дело времени, все должно идти своим чередом.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBxTHG
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/country/dlv/gazel/, лучшие цены.
Юду: http://courier.youdo.com/food-delivery/mcdonalds/geo/lubertsy/, подробное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer