Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Джон Логсдон:
Роскосмос унизил отечественную космонавтику


23 мая 2007 года Юрий Караш , Независимая Газета


В конце апреля Федеральное космическое агентство - Роскосмос обратилось к американскому аэрокосмическому агентству НАСА с предложением о совместном исследовании и освоении Луны. Предложение это, хоть и сделанное неформально, было унизительным для отечественной космической отрасли. Президент Буш-младший и НАСА в течение длительного времени неоднократно говорили, что американская лунная программа осуществляется исключительно в национальных интересах США и все прочие государства могут принять в ней участие лишь в качестве младших партнеров этой страны. Таким образом, несмотря на то что Россия имеет соизмеримый с Америкой потенциал в области пилотируемой космонавтики и до сих пор обладает самым большим в мире опытом по созданию техники для длительной жизни и работы в космосе, руководство Роскосмоса с самого начала согласилось на подчиненную роль России в новой программе НАСА. Но даже на таких условиях США отказались от партнерства с нашей страной. О том, почему это произошло и как относятся Соединенные Штаты к международному сотрудничеству в рамках своей лунной программы, в эксклюзивном интервью для 'НГ' рассказывает Джон Логсдон - директор Института космической политики в Вашингтоне, член Консультативного комитета по коммерческим космическим транспортным средствам при Министерстве транспорта США.

Джон Логсдон
Директор Института космической политики в Вашингтоне, член Консультативного комитета по коммерческим космическим транспортным средствам при Министерстве транспорта США.

- Господин Логсдон, почему НАСА отказалось принять неформальное предложение Роскосмоса объединить усилия в исследовании и освоении Луны?

- Данное предложение Роскосмоса не соответствовало представлениям НАСА ни о принципах, на основании которых должно строиться сотрудничество в космосе, ни о духе такого рода партнерства. Ключом к пониманию причины, по которой НАСА сказало 'нет', являются слова главы этого агентства Майкла Гриффина, которые он сказал в ходе выступления на Международном астронавтическом конгрессе в Валенсии 3 октября 2006 года: 'Сотрудничество лучше всего работает, когда организовано по принципу 'каждый участвует за свой счет'...

Нередко мне уже в должности администратора предлагали 'партнерство', которое, в сущности, сводилось к предложению вложить американские деньги в аэрокосмические индустрии других стран. Я хочу, чтобы здесь была ясность: 'партнерство' для нас это не синоним 'оказания помощи НАСА потратить свои собственные деньги'. Важно помнить, что Белый дом и Конгресс через лунную программу инвестируют средства в развитие науки, техники и экономики Америки, а не других государств. Соединенные Штаты не обязаны и не намерены оплачивать участие прочих стран в своих планах по возвращению на Луну и ее дальнейшему освоению. Особо отмечу, что данный принцип относится не только к России, но и к любому другому государству, которое пожелает взаимодействовать с Америкой на этом качественно новом этапе исследования и освоения космоса.Мне кажется, что подобная реакция НАСА на предложение Федерального космического агентства была вполне предсказуема.

Господин Гриффин неоднократно говорил, что любое международное сотрудничество в рамках американской лунной программы возможно лишь после того, как США самостоятельно достигнут Луны и только - по созданию там обитаемой базы. Эта позиция НАСА была озвучена и мной в ходе визита в Москву в марте прошлого года.

- Некоторые считают, что США стремятся осуществить свою лунную программу в одиночку, чтобы монополизировать добычу на Луне изотопа гелия-3 - одного из потенциальных источников термоядерной энергии.

- Полная чушь. Начну с того, что НАСА анализирует возможность использовать какие-то природные ресурсы Луны только для обеспечения функционирования там обитаемой базы. Что касается гелия-3, то его добыча рассматривается в весьма отдаленной перспективе, подчеркну - лишь рассматривается. Многие в Соединенных Штатах, в частности советник Белого дома по науке Джон Марбургер, вообще весьма скептически относятся к данной идее. Позиция США состоит в том, что каждое государство имеет право добраться до Луны и проводить там какую-либо исследовательскую или экономическую деятельность. Но если Америка не собирается эту деятельность оплачивать, то это вовсе не значит, что она намерена 'монополизировать' Луну.

- Какую роль играют крупномасштабные, инновационные проекты типа 'Аполлон' в развитии космической деятельности тех стран, которые данные проекты осуществляют?

- Когда вы реализуете что-либо грандиозное, как 'Аполлон', то соответственно развиваете у себя колоссальные научно-технические и экономические возможности, которые помогают вам решать задачи как в космосе, так и на Земле. Не последнюю роль играет и уверенность в собственных силах, которую приобретает страна, оказавшаяся в состоянии решить столь масштабную задачу.

Разумеется, можно ограничиться и куда меньшей космической программой, но она не будет стимулировать рост технологического потенциала государства, а также не станет способствовать подъему национальной гордости и патриотизма его граждан.

- Есть ли альтернатива подобным 'прорывным' проектам?

- Смысл осваивать космическое пространство есть в основном по двум причинам. Первая - для прикладного решения земных задач. Это достигается с использованием метеорологических, телекоммуникационных, навигационных, разведывательных спутников, аппаратов для экологического мониторинга и так далее. Вторая - давать мощный импульс развитию интеллекта нации, создавать у нее позитивные, конструктивные настроения и ускорять модернизацию страны. Это возможно лишь в ходе реализации таких действительно масштабных проектов, как, например, 'Аполлон' или советские программы запуска в космос первого спутника и первого человека.

Разумеется, небольшие страны не могут позволить себе осваивать космос по второй причине. Однако такие государства, как США, Россия, Китай и Индия, вполне в состоянии развивать собственные космические программы ради общего подъема своего экономического и научно-технического потенциала.

- Каким вы себе представляете следующий крупный космический проект, в работе над которым Россия и США смогли бы так же объединить свои усилия, как они это сделали в середине 1970-х годов в рамках 'Экспериментального полета 'Аполлон'-'Союз', а теперь - международной космической станции 'Альфа'? Возможен ли следующий сценарий сотрудничества: Россия, основываясь на своем опыте создания и эксплуатации долговременных орбитальных станций, разрабатывает и строит корабль для полета к Марсу, а Америка с использованием своего опыта лунных посадок изготавливает модуль для спуска экипажа на поверхность Красной планеты? После этого российский и американский элементы объединяются в единый комплекс, который доставляет экипаж, состоящий из представителей двух стран, на Марс.

- В течение ближайшей четверти века основные усилия Соединенных Штатов в области пилотируемых полетов будут полностью сосредоточены на Луне. Уже исходя из этого факта вряд ли приходится говорить о сотрудничестве в обозримом будущем России и США в деле осуществления марсианской экспедиции. Таким образом, если Россия захочет взаимодействовать в космосе с Соединенными Штатами, после завершения программы 'Альфа' ей придется ориентироваться на Луну.

США были бы заинтересованы в том, чтобы иметь запасную транспортную систему для доставки туда людей и грузов. Такую систему может построить Россия. Катастрофа 'Колумбии' показала, как важно иметь запасной вариант обеспечения полетов в космос. Возможно, Россия создаст и автономные ядерные источники питания для лунной базы. Но опять же подчеркну: США не отойдут от своей позиции 'каждый - за свой счет'. Это означает, что все свои усилия по достижению Луны, даже если они будут рассматриваться как создание 'страховочной сетки' для американских кораблей и носителей, равно как и любое другое участие в лунной программе НАСА, Россия должна будет оплатить сама.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBiL4o
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/minivans/, выбирай YouDo!
Юридические услуги: https://youdo.com/lawyer/consultation/notary/, смотреть здесь.
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/otherthings/ можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer