Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Николай Фролов:
Перспективы войсковой ПВО


17 мая 2007 года Виктор Худолеев, Красная Звезда


Развитие средств воздушного нападения, в том числе систем высокоточного оружия, требует новых подходов к подготовке войск ПВО для борьбы с ними. На вопросы 'Красной звезды' отвечает начальник войсковой противовоздушной обороны генерал-полковник Николай Фролов.

Николай Фролов
Начальник войсковой противовоздушной обороны, генерал-полковник Николай Алексеевич Фролов

- Николай Алексеевич, охарактеризуйте, пожалуйста, нынешнее состояние войсковой ПВО. Каково ее значение в обеспечении безопасности России в современных условиях?

- В настоящее время войска войсковой ПВО во взаимодействии с соединениями и частями Сухопутных войск, объединениями ВВС, частями разведки и РЭБ, силами и средствами ПВО флотов предназначены для выполнения задач по защите от ударов с воздуха группировок Сухопутных войск, соединений и воинских частей Воздушно-десантных войск, береговых войск ВМФ в операциях на стратегических направлениях, а также при выполнении задач в локальных войнах и вооруженных конфликтах.
     Базис войсковой ПВО - войска противовоздушной обороны Сухопутных войск, которые решают задачи противовоздушной обороны войск и объектов в мирное время, в угрожаемый период и в военное время. Группировки войск ПВО Сухопутных войск составляют основу систем ПВО военных округов, армий, дивизий.
      В составе группировок войск ПВО военных округов имеются соединения, воинские части и подразделения ПВО, вооруженные различными по предназначению и боевым возможностям зенитными ракетными системами и комплексами ПВО. Они объединены разведывательно-информационной системой и системой автоматизированного управления. Это позволяет в соответствии со складывающейся обстановкой создавать эффективную многофункциональную систему противовоздушной обороны на стратегическом направлении. Подчеркну, что структура войск войсковой ПВО позволяет в любых условиях боевой обстановки создавать динамичную, всевысотную, глубоко эшелонированную систему противовоздушной обороны войск и объектов.
     Кроме того, проводимые работы по совершенствованию и развитию вооружения войсковой ПВО позволили расширить перечень задач, решаемых войсками войсковой ПВО (в частности, по борьбе с высокоточным оружием и нестратегическими баллистическими ракетами).
     С учетом этого войска войсковой ПВО на сегодня способны эффективно решать задачи не только противовоздушной, но и частично нестратегической противоракетной обороны войск (сил) на стратегических направлениях. Для борьбы с крылатыми, баллистическими (оперативными, оперативно-тактическими, тактическими) ракетами предназначены соединения и воинские части ПВО, вооруженные зенитными ракетными системами и комплексами дальнего действия, средней дальности и ближнего действия: С-300В (В3), 'Бук-М1' (М1-2), 'Тор-М1'.
     В связи с этим я считаю, что с учетом наращивания боевого потенциала средств воздушного нападения в армиях других стран роль и значение войсковой ПВО в обеспечении военной безопасности России будут непрерывно возрастать.

- Каковы перспективы обновления техники и вооружения войсковой ПВО?

- Сегодня основу системы вооружения войсковой ПВО составляют зенитные ракетные системы и комплексы 'С-300В', 'Бук-М1', 'Тор-М1', 'Оса-АКМ', 'Тунгуска-М1', главные разработчики которых такие известные конструкторы, как В.П. Ефремов, И.Н. Дризе, Е.А. Пигин. Эти комплексы и системы вобрали в себя лучшие качества своих предшественников и способны поражать как аэродинамические, так и баллистические цели, крылатые ракеты, средства воздушной разведки и РЭБ, авиационные элементы РУК, постановщики помех РЭС и обеспечивают надежное прикрытие войск в различных видах боевых действий.
     Отмечу, что в настоящее время проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию вооружения ПВО нового поколения. Базовые направления технологической основы таких работ - микроэлектроника, информатика и робототехника.
     В среднесрочной перспективе планируется завершить разработку и создание единых систем и комплексов: зенитной ракетной системы малой дальности, зенитного ракетного комплекса оперативного звена и ближнего действия, а также переносного зенитного ракетного комплекса, обеспечивающего непосредственное прикрытие пунктов управления, отдельных подразделений и объектов от ударов с воздуха. В целом разрабатываемые зенитные ракетные комплексы будут превосходить по боевым возможностям существующие в несколько раз.
     Одновременно в 2007-2009 годах будет проведена модернизация существующего вооружения ПВО. В частности, зенитный ракетный комплекс 'Бук-М1' планируется усовершенствовать в направлении повышения эффективности борьбы с тактическими баллистическими ракетами. При этом в состав ЗРК будет включена зенитная управляемая ракета с активной головкой самонаведения. Дальняя граница зоны поражения увеличится до 45 км.
      Модернизация мобильной всепогодной зенитной ракетной системы малой дальности 'Тор-М1', предназначенной для эффективного прикрытия войск, гражданских и промышленных объектов от ударов высокоточного оружия противника, придаст ей способность вести обстрел нескольких воздушных целей одновременно.
     Для зенитного ракетного комплекса 'Оса' разработаны аппаратура внешнего целеуказания, новые средства связи и передачи данных, средства автоматического съема радиолокационной информации. Планируется заменить специальный вычислитель, ввести новые алгоритмы управления и наведения, улучшить характеристики помехозащищенности и эксплуатационной надежности.
     В зенитном пушечно-ракетном комплексе 'Тунгуска' предусмотрены усовершенствование ракетного канала, а также использование пассивных средств обнаружения и сопровождения целей. Кроме того, в ближайшей перспективе станет возможным применение зенитных ракетных комплексов 'Стрела-10' в любое время суток.
     С целью развития средств разведки войсковой ПВО основные усилия направлены на создание единой информационной системы войск ПВО, комплексируемой со средствами радиолокационной и радиотехнической разведки других видов Вооруженных Сил и родов войск. Модернизация устаревших типов РЛС проводится в направлении повышения их помехозащиты, улучшения эксплуатационных характеристик и автоматизации процессов боевой работы.
     Помимо этого, проводятся разработка и создание тренажерных средств нового поколения. В связи с этим отмечу, что большой вклад в подготовку высококлассных специалистов войсковой ПВО вносят представители Тульского НИИСУ. Созданный ими современный тренажерный комплекс (на базе отечественной микроэлектроники) позволяет вести обучение не одного человека, а целого подразделения (от начальника расчета до командира зенитного ракетного дивизиона) в единой системе и в реальном масштабе времени.

- Этой сложной техникой, о которой вы говорите, должны управлять профессионалы: Как сегодня организована система подготовки специалистов для войсковой ПВО?

- Кадровых офицеров для соединений и воинских частей ПВО Сухопутных войск, ВВС, береговых войск ВМФ, ВДВ, а также для воинских формирований других министерств и ведомств Российской Федерации готовят в Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ (г. Смоленск) и Оренбургском высшем зенитном ракетном училище. Кроме того, с 2006 года проводится эксперимент по подготовке кадровых офицеров по специальностям войсковой ПВО на военных кафедрах при МАТИ, РГТУ им. К.Э. Циолковского и Московском государственном институте электронной техники (техническом университете).
     Офицеров запаса по специальностям войсковой ПВО готовят на восьми военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
     Выполнение возложенных на вузы задач обеспечивает учебно-материальная база. Это более 25 тыс. квадратных метров учебных площадей (аудитории, лаборатории, классы), современные образцы вооружения и военной техники войсковой ПВО, учебные командные пункты с моделирующим тактику воздушного противника комплексом, объекты полевой, научно-исследовательской и информационной базы. В распоряжении обучающихся - спортивные залы и городки, стадионы, клубы, поликлиники, столовые, кафе и другие объекты обеспечения учебно-воспитательного процесса.

- Николай Алексеевич, какие проблемы в обеспечении жизнедеятельности и боевой подготовки войсковой ПВО вы считаете наиболее острыми?

- Развитие средств воздушного нападения, в том числе систем высокоточного оружия, требует новых подходов к подготовке войск ПВО для борьбы с ними. Сегодня мы ощущаем острую потребность в создании межвидового контрольно-измерительного мишенно-помехового комплекса модульной структуры, оснащенного мишенями с высокой степенью подобия современным средствам воздушного нападения ведущих государств мира. Работы в этом направлении уже проводятся с ориентировочным сроком завершения в 2009-2010 годах.
     Также стоит сказать, что темпы поставок вооружения ПВО из промышленности в войска ниже темпов его вывода из эксплуатации. Таково следствие ежегодного роста цен на закупку и проведение ремонта вооружения ПВО, что приводит к необходимости постоянной корректировки государственных оборонных заказов. Выходом из создавшегося положения может быть продление сроков эксплуатации существующего вооружения ПВО, выполнение работ по оказанию технической помощи, проведение сервисного обслуживания вооружения ПВО в войсках, ремонт блоков радиоэлектронной аппаратуры на предприятиях промышленности.
     По-прежнему одной из серьезнейших остается жилищная проблема. Несмотря на принимаемые меры, до 70% офицеров и прапорщиков вынуждены идти на поднаем жилых помещений у частных лиц без полной компенсации затрат на оплату. Надеюсь, что реализация программы обеспечения военнослужащих жильем позволит снять эту проблему к 2012 году.

- Какие соединения, воинские части и подразделения войсковой ПВО вы бы отметили среди лучших на сегодня?

- Основной показатель уровня подготовки войск войсковой ПВО к выполнению задач по предназначению - результаты учений с боевой стрельбой (пусками ракет).
     Здесь отмечу, что в войсковой ПВО за последние пять лет наметилась устойчивая тенденция к увеличению количества учений группировок войск ПВО военных округов и армий с боевой стрельбой с одновременным улучшением их качества. С 2002 года число учений, проводимых на полигонах Капустин Яр, Телемба, Ейск, возросло в 6-7 раз, а интенсивность создаваемой мишенной обстановки - в два-три раза. В зимнем периоде обучения этого года планы боевой подготовки выполнены полностью. При этом 65% соединений, воинских частей и подразделений войсковой ПВО, участвовавших в учениях с боевой стрельбой, оценены на 'отлично' и 'хорошо'.
     Лучшие результаты показали соединения и воинские части ПВО Северо-Кавказского и Дальневосточного военных округов, которыми командуют полковники А.Д. Овсянников, С.М. Парадюк, С.А. Гришков, Ю.А. Туматов, П.Е. Брыкин, Б.М. Олейник.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBXci9
Курьерская служба: http://courier.youdo.com/courier-services/, подробнее >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer