- Николай Алексеевич, охарактеризуйте, пожалуйста, нынешнее состояние войсковой ПВО. Каково ее значение в обеспечении безопасности России в современных условиях?
- В настоящее время войска войсковой ПВО во взаимодействии с соединениями и частями Сухопутных войск, объединениями ВВС, частями разведки и РЭБ, силами и средствами ПВО флотов предназначены для выполнения задач по защите от ударов с воздуха группировок Сухопутных войск, соединений и воинских частей Воздушно-десантных войск, береговых войск ВМФ в операциях на стратегических направлениях, а также при выполнении задач в локальных войнах и вооруженных конфликтах.
Базис войсковой ПВО - войска противовоздушной обороны Сухопутных войск, которые решают задачи противовоздушной обороны войск и объектов в мирное время, в угрожаемый период и в военное время. Группировки войск ПВО Сухопутных войск составляют основу систем ПВО военных округов, армий, дивизий.
В составе группировок войск ПВО военных округов имеются соединения, воинские части и подразделения ПВО, вооруженные различными по предназначению и боевым возможностям зенитными ракетными системами и комплексами ПВО. Они объединены разведывательно-информационной системой и системой автоматизированного управления. Это позволяет в соответствии со складывающейся обстановкой создавать эффективную многофункциональную систему противовоздушной обороны на стратегическом направлении. Подчеркну, что структура войск войсковой ПВО позволяет в любых условиях боевой обстановки создавать динамичную, всевысотную, глубоко эшелонированную систему противовоздушной обороны войск и объектов.
Кроме того, проводимые работы по совершенствованию и развитию вооружения войсковой ПВО позволили расширить перечень задач, решаемых войсками войсковой ПВО (в частности, по борьбе с высокоточным оружием и нестратегическими баллистическими ракетами).
С учетом этого войска войсковой ПВО на сегодня способны эффективно решать задачи не только противовоздушной, но и частично нестратегической противоракетной обороны войск (сил) на стратегических направлениях. Для борьбы с крылатыми, баллистическими (оперативными, оперативно-тактическими, тактическими) ракетами предназначены соединения и воинские части ПВО, вооруженные зенитными ракетными системами и комплексами дальнего действия, средней дальности и ближнего действия: С-300В (В3), 'Бук-М1' (М1-2), 'Тор-М1'.
В связи с этим я считаю, что с учетом наращивания боевого потенциала средств воздушного нападения в армиях других стран роль и значение войсковой ПВО в обеспечении военной безопасности России будут непрерывно возрастать.
- Каковы перспективы обновления техники и вооружения войсковой ПВО?
- Сегодня основу системы вооружения войсковой ПВО составляют зенитные ракетные системы и комплексы 'С-300В', 'Бук-М1', 'Тор-М1', 'Оса-АКМ', 'Тунгуска-М1', главные разработчики которых такие известные конструкторы, как В.П. Ефремов, И.Н. Дризе, Е.А. Пигин. Эти комплексы и системы вобрали в себя лучшие качества своих предшественников и способны поражать как аэродинамические, так и баллистические цели, крылатые ракеты, средства воздушной разведки и РЭБ, авиационные элементы РУК, постановщики помех РЭС и обеспечивают надежное прикрытие войск в различных видах боевых действий.
Отмечу, что в настоящее время проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию вооружения ПВО нового поколения. Базовые направления технологической основы таких работ - микроэлектроника, информатика и робототехника.
В среднесрочной перспективе планируется завершить разработку и создание единых систем и комплексов: зенитной ракетной системы малой дальности, зенитного ракетного комплекса оперативного звена и ближнего действия, а также переносного зенитного ракетного комплекса, обеспечивающего непосредственное прикрытие пунктов управления, отдельных подразделений и объектов от ударов с воздуха. В целом разрабатываемые зенитные ракетные комплексы будут превосходить по боевым возможностям существующие в несколько раз.
Одновременно в 2007-2009 годах будет проведена модернизация существующего вооружения ПВО. В частности, зенитный ракетный комплекс 'Бук-М1' планируется усовершенствовать в направлении повышения эффективности борьбы с тактическими баллистическими ракетами. При этом в состав ЗРК будет включена зенитная управляемая ракета с активной головкой самонаведения. Дальняя граница зоны поражения увеличится до 45 км.
Модернизация мобильной всепогодной зенитной ракетной системы малой дальности 'Тор-М1', предназначенной для эффективного прикрытия войск, гражданских и промышленных объектов от ударов высокоточного оружия противника, придаст ей способность вести обстрел нескольких воздушных целей одновременно.
Для зенитного ракетного комплекса 'Оса' разработаны аппаратура внешнего целеуказания, новые средства связи и передачи данных, средства автоматического съема радиолокационной информации. Планируется заменить специальный вычислитель, ввести новые алгоритмы управления и наведения, улучшить характеристики помехозащищенности и эксплуатационной надежности.
В зенитном пушечно-ракетном комплексе 'Тунгуска' предусмотрены усовершенствование ракетного канала, а также использование пассивных средств обнаружения и сопровождения целей. Кроме того, в ближайшей перспективе станет возможным применение зенитных ракетных комплексов 'Стрела-10' в любое время суток.
С целью развития средств разведки войсковой ПВО основные усилия направлены на создание единой информационной системы войск ПВО, комплексируемой со средствами радиолокационной и радиотехнической разведки других видов Вооруженных Сил и родов войск. Модернизация устаревших типов РЛС проводится в направлении повышения их помехозащиты, улучшения эксплуатационных характеристик и автоматизации процессов боевой работы.
Помимо этого, проводятся разработка и создание тренажерных средств нового поколения. В связи с этим отмечу, что большой вклад в подготовку высококлассных специалистов войсковой ПВО вносят представители Тульского НИИСУ. Созданный ими современный тренажерный комплекс (на базе отечественной микроэлектроники) позволяет вести обучение не одного человека, а целого подразделения (от начальника расчета до командира зенитного ракетного дивизиона) в единой системе и в реальном масштабе времени.
- Этой сложной техникой, о которой вы говорите, должны управлять профессионалы: Как сегодня организована система подготовки специалистов для войсковой ПВО?
- Кадровых офицеров для соединений и воинских частей ПВО Сухопутных войск, ВВС, береговых войск ВМФ, ВДВ, а также для воинских формирований других министерств и ведомств Российской Федерации готовят в Военной академии войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ (г. Смоленск) и Оренбургском высшем зенитном ракетном училище. Кроме того, с 2006 года проводится эксперимент по подготовке кадровых офицеров по специальностям войсковой ПВО на военных кафедрах при МАТИ, РГТУ им. К.Э. Циолковского и Московском государственном институте электронной техники (техническом университете).
Офицеров запаса по специальностям войсковой ПВО готовят на восьми военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Выполнение возложенных на вузы задач обеспечивает учебно-материальная база. Это более 25 тыс. квадратных метров учебных площадей (аудитории, лаборатории, классы), современные образцы вооружения и военной техники войсковой ПВО, учебные командные пункты с моделирующим тактику воздушного противника комплексом, объекты полевой, научно-исследовательской и информационной базы. В распоряжении обучающихся - спортивные залы и городки, стадионы, клубы, поликлиники, столовые, кафе и другие объекты обеспечения учебно-воспитательного процесса.
- Николай Алексеевич, какие проблемы в обеспечении жизнедеятельности и боевой подготовки войсковой ПВО вы считаете наиболее острыми?
- Развитие средств воздушного нападения, в том числе систем высокоточного оружия, требует новых подходов к подготовке войск ПВО для борьбы с ними. Сегодня мы ощущаем острую потребность в создании межвидового контрольно-измерительного мишенно-помехового комплекса модульной структуры, оснащенного мишенями с высокой степенью подобия современным средствам воздушного нападения ведущих государств мира. Работы в этом направлении уже проводятся с ориентировочным сроком завершения в 2009-2010 годах.
Также стоит сказать, что темпы поставок вооружения ПВО из промышленности в войска ниже темпов его вывода из эксплуатации. Таково следствие ежегодного роста цен на закупку и проведение ремонта вооружения ПВО, что приводит к необходимости постоянной корректировки государственных оборонных заказов. Выходом из создавшегося положения может быть продление сроков эксплуатации существующего вооружения ПВО, выполнение работ по оказанию технической помощи, проведение сервисного обслуживания вооружения ПВО в войсках, ремонт блоков радиоэлектронной аппаратуры на предприятиях промышленности.
По-прежнему одной из серьезнейших остается жилищная проблема. Несмотря на принимаемые меры, до 70% офицеров и прапорщиков вынуждены идти на поднаем жилых помещений у частных лиц без полной компенсации затрат на оплату. Надеюсь, что реализация программы обеспечения военнослужащих жильем позволит снять эту проблему к 2012 году.
- Какие соединения, воинские части и подразделения войсковой ПВО вы бы отметили среди лучших на сегодня?
- Основной показатель уровня подготовки войск войсковой ПВО к выполнению задач по предназначению - результаты учений с боевой стрельбой (пусками ракет).
Здесь отмечу, что в войсковой ПВО за последние пять лет наметилась устойчивая тенденция к увеличению количества учений группировок войск ПВО военных округов и армий с боевой стрельбой с одновременным улучшением их качества. С 2002 года число учений, проводимых на полигонах Капустин Яр, Телемба, Ейск, возросло в 6-7 раз, а интенсивность создаваемой мишенной обстановки - в два-три раза. В зимнем периоде обучения этого года планы боевой подготовки выполнены полностью. При этом 65% соединений, воинских частей и подразделений войсковой ПВО, участвовавших в учениях с боевой стрельбой, оценены на 'отлично' и 'хорошо'.
Лучшие результаты показали соединения и воинские части ПВО Северо-Кавказского и Дальневосточного военных округов, которыми командуют полковники А.Д. Овсянников, С.М. Парадюк, С.А. Гришков, Ю.А. Туматов, П.Е. Брыкин, Б.М. Олейник.