Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Олег Смирнов:
У нас театр абсурда в обеспечении аэропортовой деятельности: интервью экс-замминистра гражданской авиации СССР


15 мая 2007 года REGNUM.RU


11 мая в Росавиации состоялось совещание, на котором обсуждалась Концепция развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации России в 2008-2020 гг. Итоги совещания в интервью корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер Гражданской авиации", бывший заместитель министра гражданской авиации, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Олег Смирнов
Президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер Гражданской авиации", бывший заместитель министра гражданской авиации, заслуженный пилот СССР.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете текущую ситуацию в авиационной отрасли?

Гражданская авиация - важнейшая составляющая экономики. В стране, где 10 часовых поясов, невозможно жить без авиации. Я не понимаю, как власти позволили развалить отрасль, которая могла бы играть значительно большую роль в экономике России. В советское время в РФ было 1300 аэропортов. Остался 351. А ведь от Урала до Дальнего Востока единственная транспортная ниточка - это Транссиб. А всё, что севернее - только авиация, там нет ни железных, ни автодорог.

Второй вопрос - это национальная безопасность. В Сибири и на Севере аэродромы были градо- и поселкообразующими предприятиями. Аэропорт закрывается и через месяц-другой деградирует поселок, уезжают люди. Страдает демография. А наши южные соседи потирают руки: "Вы все правильно делаете, обнажайте Сибирь, закрывайте аэропорты, настанет наш черед." Между прочим, Франция, Германия и Польша имеют сопоставимое с Россией число аэропортов, при том, что у них развита система автомобильных и железных дорог. Просто они заботятся о национальной безопасности.

Третье - социальная сфера. В закрытых аэропортах трудились тысячи людей. Все они остались без работы. Кроме того, в оставшихся аэропортах на 80 % изношены полосы, аэропортовское оборудование, сигнальные системы и т.п. Все эти факторы не могли не привлечь внимание власти.

ИА REGNUM: Какие меры принимаются для исправления ситуации?

Первое - готовится постановление правительства о передаче ряда аэропортов местным органам власти. Ведь сейчас аэродромы внесены в списки предприятий, не подлежащих приватизации. Государство классическим образом выступает в роли собаки на сене, не отдавая аэродромы в частные руки и не развивая их самостоятельно. А если ты владеешь имуществом, ты должен иметь деньги, чтобы содержать это имущество.

Второе - концепция создания 12 аэропортов федерального значения. К ней, правда, есть претензия - мы обсуждаем развитие аэропортов, но забыли создать концепцию развития отрасли в целом. По-хорошему, сперва надо создать концепцию развития гражданской авиации, а уже следующим шагом - концепции развития аэропортов, аэропортовой инфраструктуры, энергетики и т.п. Как же делать концепцию развития аэропортов, если мы не знаем, какие самолеты будут в них летать? Одно дело - если Ил-96, а совсем другое - Суперджет-100. Тем не менее, этот шаг очень полезный и нужный.

ИА REGNUM: Расскажите о прошедшем 11 мая совещании в Росавиации.

На одной из авиационных конференций появились жалобы, что в недрах министерства разрабатывается некая концепция, которая не согласовывается с профессионалами отрасли и губернаторами заинтересованных регионов. Я обратился в Минтранс и Росавиацию, они пошли навстречу и 11 мая прошло совещание, на котором присутствовали руководители как крупнейших, так и региональных и местных аэропортов. На нем глава Росавиации Евгений Бачурин впервые представил эту концепцию.

В выступлениях профессионалов прозвучала критика и серьезные дополнения. Результатом стало предложение профессионалам представить свои предложения в трехдневный срок. Вчера, 14 мая, все соответствующие документы ушли. Если чиновники не выкинут какой-нибудь "фортель", то работа пойдет.

Что касается сути концепции - не стоит зацикливаться на цифре 12. Это всего лишь проект. Экономисты считают, что нужно столько, профессионалы в области авиации имеют мнение, что цифра должна быть несколько больше. В целом все согласны, что нам необходим блок крупных узловых аэропортов, а остальные будут межрегиональными и местными.

Сегодня у нас театр абсурда в юридическом обеспечении аэропортовой деятельности. 40% правового поля гражданской авиации не прикрыто - мы вынуждены пользоваться документами 70-х годов. Это цифры Минтранса, который, кстати, обязан развивать законодательную базу.

А сейчас деятельность всех аэропортов регулируются одним и тем же документом. Требования к условному "аэропорту Пупкино" и Шереметьево одинаковы, в том числе и по безопасности. Но если маленький аэропорт приобретет то же оборудование, что и крупный, он разорится в тот же день.

Чтобы не класть непомерные расходы на аэропорты, где 2 рейса в сутки, надо юридически отрегулировать их статус. И тогда появится ясность по бюджетному финансированию.

ИА REGNUM: Какое, на ваш взгляд, будущее у наших аэропортов?

Во-первых, не следует гоняться за модой и создавать сверхкрупные аэропорты для пересадок - хабы. Они актуальны в США, где перевозят 800 миллионов пассажиров в год. Аэропорт Хитроу является хабом - им пользуются 60 млн. пассажиров в год. Франкфурт - тоже хаб. У нас же по всей стране за 2006 год перевезено всего 38 млн. пассажиров. Хаб приказом министра не создашь. Он может появиться там, где готовы не столько аэропорт, сколько авиакомпании. Нужно составить такое расписание и такие слоты, чтобы пассажир из хаба мог за 45 минут улететь в любую точку мира. Для этого нужна бешеная частота - скажем, из Новосибирска в Москву должно летать не 2-3 рейса, как сейчас, а 20-30. Хаб требует развитой сети малых аэропортов, а у нас в прошлом году закрыли еще 6 аэропортов. Где возьмутся пассажиры - пешком придут? Так что хаб - это для нас неактуально.

Надо работать над узловыми аэропортами, которыми являются Шереметьево, Домодедово, Внуково, Кольцово и некоторые другие. Их надо поддерживать.

Сейчас много спорят, каким должен быть аэропорт - государственным, частным, государственно-частным. Поскольку наивысшим критерием истины является практика, давайте посмотрим на московские аэропорты.

Домодедово - 100% в управлении частного капитала. Во Внуково основной владелец - город Москва, но есть и частный капитал. Шереметьево - 100% госкапитал. Результат - за последние 5 лет Шереметьево, на мой взгляд, все больше деградирует - грязь, постоянно ждешь то трапа, то автобуса. Внуково - лежал вверх лапками до тех пор, пока не пошло партнерство города и частного капитала. Домодедово сейчас лучший аэропорт страны за счет грамотного менеджмента.

Таким образом, там, где есть частный капитал, аэропорт работает более эффективно. Разумеется, не следует полностью отказываться от госрегулирования - об этом свидетельствует опыт европейских стран.

Мы будем продолжать отслеживать концепцию развития аэропортовой сети и содействовать в переходе к ее цивилизованному развитию. Главное сейчас - это прекратить разрушение сети и сделать наши аэропорты конкурентоспособными по сравнению с западными.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBYMFV
Помощь в ремонте: http://remont.youdo.com/facing/facing/placement/, полное описание.
Юду: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/foreign/mercedes/, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer