Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Вячеслав Бородавкин:
Космический масштаб


9 апреля 2007 года Илья Нефедов, Известия.Ру


В послевоенном сорок шестом в стране начали готовить кадры для молодой ракетной отрасли. Для этого в Военмехе открыли специальный факультет реактивного оружия - здесь учились люди, которые потом создавали ракетно-ядерный щит России, проектировали космические аппараты и осваивали околоземное пространство. Так что к первому полету Юрия Гагарина, как и ко всем победам в этой области, Военмех имеет самое прямое отношение. О том, как развивались факультет и институт, что изменилось за шестьдесят лет, корреспонденту "Известий" Илье Нефедову рассказал директор Института ракетно-технической техники Военмеха Вячеслав Бородавкин.

Вячеслав Бородавкин
Директор Института ракетно-технической техники Военмеха

вопрос: Только-только закончилась война, а власти задумались об укреплении оборонки. Почему?

ответ: В это "мирное" перед началом холодной войны время четко обозначилось военно-техническое противостояние политических систем. Успешный опыт применения легендарной отечественной системы залпового огня "Катюша", реактивного оружия, созданного в Германии, убедительно показал, что за ракетной техникой большое будущее. Нужно было срочно наверстывать упущенное - первенство в создании реактивных систем признавалось за Германией, а их главный идеолог Вернер фон Браун уже работал в США. Первые шаги руководства страны состояли в организации перемещения трофейных образцов немецкого ракетного оружия и соответствующей документации, в создании совершенно новых НИИ и КБ, специальных кафедр для подготовки специалистов-ракетчиков.

в: Все началось с кафедры ракетостроения?

о: Да, она была создана первой в стране и с нее началась история нашего факультета и института. Шестьдесят лет назад профессорско-преподавательский состав факультета насчитывал не более 10 человек. Это были настоящие энтузиасты, многие имели солидный боевой опыт, а первый декан, Григорий Григорьевич Шелухин, которому недавно исполнилось 92 года, командовал в годы Великой Отечественной войны дивизионом "Катюш". Лабораторную базу составляли трофейные "ФАУ", "шметтерлинг", "вассерфаль". Первый ускоренный выпуск состоялся уже через год - дипломы получили 45 студентов старших курсов других факультетов Военмеха, переориентированных на ракетостроение. Практически все из них впоследствии достигли известности и прославили отечественную ракетно-космическую науку на весь мир. Например, генеральный конструктор ЦКБ "Прогресс" Дмитрий Ильич Козлов стоит у истоков создания межконтинентальной баллистической ракеты, модификация которой осуществила запуск первого в мире искусственного спутника Земли, а затем и Юрия Гагарина в космос,  Герберт Александрович Ефремов и Владимир Федорович Уткин являются создателями отечественного ракетно-ядерного щита. Особо следует отметить заложенную в то время уникальную систему подготовки кадров. Выпускник факультета 1955 года, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Георгий Гречко о системе преподавания того времени вспоминает, что из них не делали кабинетных ученых и учили работать не только головой, но и руками, в том числе ковать металл и делать литейные изделия. Факультет интенсивно развивался, набирали силу выпускающие кафедры, росли научно-педагогический потенциал и материальная база. Сегодня Институт ракетно-космической техники включает два факультета - "Авиа- и ракетостроения" и выделившийся из него двадцать лет назад новый факультет "Аэрокосмический".

в: Когда чуть ли не все мечтали стать космонавтами или работать на космос, наверное, учить студентов было легче?

о: В период, о котором вы говорите, престижными были профессии не только космонавтов, но и инженеров, учителей, преподавателей вузов и многие другие. Поэтому на оборонные специальности был традиционно высокий конкурс хорошо подготовленных абитуриентов. Не было проблем с кадрами на выпускающих кафедрах - всегда была длинная "скамейка запасных" из молодых ученых и представителей промышленности, привлекаемых к учебному процессу. Сегодня мы также пытаемся не снижать ту высокую планку, которая была установлена в предыдущие годы. Мы сохранили уникальные научно-педагогические школы, все специальности оборонного профиля, составляющие "ядро" Военмеха. К нашему сожалению, перестроечный период расставил новые акценты в системе подготовки кадров для "оборонки". Профессия инженера, конструктора ракетно-космического профиля потеряла былую престижность, уменьшился интерес к преподавательской деятельности. Активная гуманитаризация среднего образования привела к снижению уровня подготовки школьников по математике, физике, значительная часть средних школ не имеет предмета "черчение", что в совокупности затрудняет подготовку специалистов по конструкторским и технологическим специальностям. И еще, раньше ребята приходили более мотивированными, понимали, что такое ракетная техника и космонавтика. Сейчас вполне допускаю, что некоторые студенты могут спросить преподавателя - кто такой Гагарин.

в: Как работаете с абитуриентами?

о: В условиях нарастающего демографического кризиса приходится серьезно заниматься профориентационной работой как в Санкт-Петербурге, так и во многих регионах России. Факультеты традиционно были союзного и федерального значения - выпускники распределялись практически на все предприятия ракетно-космической отрасли. Сейчас также свыше 50 процентов ежегодного приема составляют иногородние студенты. При работе с абитуриентами используем все формы довузовской подготовки, привлекаем предприятия, которые помогают материально, участвуют в организации в школах специализированных классов. Важным направлением считаем целевую контрактную подготовку и переподготовку кадров для профильных предприятий. Например, для кировского "Авитека" выпустили 20 магистров техники и технологии по направлению "Авиаракетостроение", повышаем квалификацию работников северодвинского предприятия "Звездочка", готовятся интересные проекты с предприятиями Екатеринбурга, Коломны Московской области.

в: Сотрудничество с предприятиями не ограничивается переподготовкой?

о: Технический вуз не может готовить специалистов без тесной связи с промышленностью. Поэтому наши факультеты поддерживают многолетние связи с ведущими предприятиями ракетно-космической отрасли и лазерными центрами России и зарубежных стран. Мы участвуем в совместных НИОКР по разработке современных образцов вооружений, военной техники и техники двойного назначения. Все это помогает ликвидировать пропасть между теоретической подготовкой и практическими требованиями конкретных производств. Это делает наших выпускников еще более ценными и востребованными на рынке труда. Также создаем совместно с предприятиями базовые кафедры и научно-образовательные центры. Компании помогают нам ремонтировать аудитории, общежития, обновлять оборудование. Чувствуем поддержку наших выпускников - руководителей крупных предприятий и холдингов, за что им очень благодарны. Например, завод им. Калинина, который возглавляет Николай Владимирович Клейн, накануне юбилея поставил нам учебно-разрезной образец современной зенитной ракеты.

в: Что еще возрождаете из хорошо забытого старого?

о: Систему студенческих научных обществ и конструкторских бюро. Ребята выполняют заказы предприятий, особенно интенсивно - в области компьютерных технологий. Пятый год выпускается сборник трудов студентов, аспирантов и молодых ученых, инициатором которого был наш институт. Важным направлением считаем также организацию содержательных, интересных практик. Так, летом 2006 года группа наших студентов проходила эксплуатационную практику на космодроме "Плесецк". Кроме того, сотрудничаем с подшефным крейсером "Маршал Устинов", кадетскими классами.

в: Ваши выпускники по-прежнему создают ракеты?

о: И ракеты тоже. Они успешно работают в области проектирования ракет и космических аппаратов, ракетных двигателей, стартовых и технических комплексов, динамики полета и управления движением, в области космической и лазерной техники, механики жидкости, газа и плазмы, теории горения. Они будут востребованы в любые времена. От них зависит, будет ли наша армия в обозримом будущем армией новой эпохи, а значит - сильной и защищенной Россия. Словом, ракетно-космической отрасли нужны профессионалы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Якунин, президент РАО "Российские железные дороги":

- Военмех - это школа, которая готовит не только инженеров, ученых и будущих космонавтов, но и людей социально ориентированных, воспитанных. Сфера деятельности нашего вуза - это оборона, защита Отечества, которая обязательно учит гражданственности.

Сергей Крикалев, летчик-космонавт, Герой Советского Союза и первый Герой России, вице-президент РКК "Энергия":

- Хочу сказать преподавателям спасибо за те знания, без которых мы бы не смогли продвигаться в профессиональной деятельности. И хотелось бы, чтобы наши студенты продолжали преумножать достижения предыдущих поколений выпускников Военмеха.

Герберт Ефремов, генеральный директор - генеральный конструктор НПО "Машиностроение":

- Военмех у меня в памяти до мелочей. Это была абсолютно новая жизнь, выработка совершенно других отношений, коллективных. В духе Военмеха всегда было заставить себя разобраться и понять, чего от тебя хотят, и выделить самое важное.

Георгий Гречко, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза:

- Выпускники и сотрудники вуза являются участниками каждого этапа космической эпопеи - от создания всех видов средств обеспечения полетов до непосредственного участия в исследовании космоса с использованием этих средств. И только в Военмехе могли создавать в трудный для отечественной науки период уникальные, не имеющие мирового аналога, приборы.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC2AeH
Здесь http://courier.youdo.com/food-delivery/ можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer