- Игорь Владимирович, что побудило вас стать военным летчиком?
- У меня попросту не было выбора - родился в семье военного летчика. Мое детство прошло рядом с самолетами в различных гарнизонах, и я с малых лет мечтал о небе. Желание летать, как отец, зародилось поначалу где-то на подсознательном уровне, а затем оформилось в конкретное решение.
Авиация - мой образ жизни, моя стихия. Я приобрел здесь много хороших друзей-однополчан, встретил на своем служебном пути замечательных командиров, у которых многому научился:
- Где проходила ваша служба, какие типы самолетов вы освоили?
- Служил в ГСВГ, в Белорусском и Туркестанском военных округах, 10 лет отлетал на Дальнем Востоке. На Л-39 и МиГ-23 я постигал азы летной науки в Черниговском ВВАУЛ. После его окончания попал служить в истребительный авиаполк, где освоил все модификации МиГ-23. Затем пришлось перейти в истребительно-бомбардировочную авиацию, где летал на Су-17МЗ. На этой машине довелось выполнять задачи в Афганистане. За тот период совершил 44 боевых вылета.
После окончания Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина я переучился на штурмовик Су-25. Прекрасный самолет. На нем в 1995 году в составе оперативной группы дежурил в Коллективных миротворческих силах в Таджикистане. В 1996 году после назначения на должность командира истребительно-авиационного полка переучился на самолет Су-27. Будучи командиром корпуса ПВО, летал на МиГ-29.
- Какой из афганских эпизодов летной службы вам запомнился наиболее ярко?
- Истребительно-бомбардировочный авиаполк, в котором я тогда служил командиром эскадрильи, дислоцировался на территории Советского Союза, на одном из приграничных аэродромов. С него мы и поднимали свои Су-17МЗ для выполнения поставленных задач в небе над Афганистаном.
Особенно запомнился один из боевых вылетов. Как раз подошел срок проведения летно-тактического учения. Командир полка выдал боевое распоряжение, по которому я принимал решение и готовил летный состав эскадрильи. А на следующее утро 12 экипажей подняли свои машины в воздух и отработали по реальным целям. Качество выполнения боевой задачи контролировал самолет-разведчик. Фотопланшет показал, что все цели поражены. Я, как командир эскадрильи, за проведенное летно-тактическое учение получил оценку 'хорошо'. Так мы приобретали боевой опыт.
- Ваша летная карьера проходила и в частях ВВС, и частях ПВО. В связи с этим приходилось выполнять специфические задачи, постоянно чему-то учиться. После очередного назначения не тяжело вновь перестраиваться?
- Объединение в единую систему ВВС и ПВО состоялось в 1998 году. За это время прошла приработка всех функциональных механизмов, начиная от Главного штаба и заканчивая объединениями и соединениями. Тем не менее вопросы взаимодействия ВВС и ПВО продолжают совершенствоваться.
Сейчас же, как командующий объединением ВВС и ПВО, я должен управлять всеми соединениями и частями таким образом, чтобы они действовали как единый, хорошо отлаженный механизм.
Перспектива вновь учиться не пугает. Процесс познания у меня всегда вызывал интерес. Главное - никогда не останавливаясь на достигнутом, продолжать профессиональный рост. Помимо этого, еще не все типы воздушных судов освоены. Например, военно-транспортные самолеты.
- Во время вашего назначения главнокомандующий ВВС генерал армии Владимир Михайлов в определении первоочередных задач и перспектив развития объединения ВВС и ПВО был краток и лаконичен: 'Ничего не ломать, а только продвигаться вперед'. Какой смысл вы вкладываете в слова главкома?
- Все предельно просто. Боеготовность складывается из многих элементов, в основе которых - непрерывный учебный процесс, тренировки. Соединения и части нашего объединения продолжают действовать по плану подготовки. В рамках этого недавно состоялась воздушно-огневая конференция. В этом году она впервые прошла с привлечением всей авиационной составляющей.
Помимо этого, на 2007 год запланирован ряд учений со всеми подразделениями и частями, включая органы управления корпуса ПВО и других соединений. В апреле нас ждет очень крупное учение с выходом на полигон Ашулук, и сейчас первостепенная задача - в полном объеме, добросовестно и серьезно подготовиться к данному мероприятию боевой подготовки, которое будет проводиться под руководством командующего войсками Северо-Кавказского военного округа.
Наша основная задача - обеспечение безопасности воздушных рубежей на Юге России. Мы прикрываем с земли и воздуха объекты военного и гражданского назначения, находящиеся на территории СКВО. Зона ответственности достаточно велика. С этой целью ежедневно на боевое дежурство заступают десятки авиационных, зенитных ракетных, радиотехнических подразделений. Мы контролируем использование воздушного пространства, ведем воздушную разведку, приводим силы объединения в различные степени боевой готовности в случае обнаружения нарушений и готовы своевременно на них реагировать с помощью имеющихся сил и средств.
Кроме того, в нашем объединении регулярно проводятся летно-тактические учения, сборы для разных категорий специалистов, выполняются плановые полеты и другие мероприятия, направленные на развитие профессионально-теоретической выучки военнослужащих.
- Какие проблемы предстоит решать в первую очередь?
- В первую очередь следует уделить внимание обучению и подготовке командных кадров. Командир должен уметь качественно проводить теоретические занятия с личным составом, организовывать полеты, учения и работу воинского коллектива в режиме повседневной деятельности. Поддерживать при этом на должном уровне воинскую дисциплину. Все эти составляющие в конечном итоге и определяют боеготовность подразделения, части, соединения, объединения.
- Как вы оцениваете профессиональный уровень своих подчиненных?
- Уровень подготовки личного состава хороший. Он позволяет качественно выполнять поставленные задачи.
- А каков нынешний уровень выпускников военных вузов, приходящих на службу в Северо-Кавказское объединение ВВС и ПВО?
- Профессиональная подготовка новоиспеченных лейтенантов не позволяет им выполнять в полном объеме свои обязанности. Поэтому приходится повышать профессиональный уровень выпускников уже на местах. Для молодых офицеров-летчиков хорошее подспорье в профессиональном становлении - ежегодные сборы, проводимые на базе одной из авиационных частей объединения. Алгоритм полетов на таких сборах намного интенсивнее, чем в линейных авиационных частях. Лейтенантам здесь предоставляется возможность сдать на 3-й класс. Мы относимся серьезно и к подготовке других специалистов.
Молодые офицеры изучают нормативно-правовые акты, необходимые для повседневной деятельности, с ними проводятся занятия по боевой, мобилизационной готовности, обслуживанию и эксплуатации техники в различных погодных условиях. По завершении занятий проводятся зачеты.
Помимо этого, в ходе подобных мероприятий молодежь знакомят с историей нашего объединения, проводится экскурсия по музею боевой славы, опытные летчики и ветераны корпуса дают напутствие молодой смене. За недавними выпускниками военных вузов в частях, где они проходят воинскую службу, закрепляются наставники из наиболее подготовленных офицеров.
По моему твердому убеждению, если военнослужащий постоянно работает над собой, его рост как профессионала со временем неизбежен. Здесь уже работает закон философии - количество переходит в качество. Стоит отметить и положительную тенденцию. По сравнению с прошлыми годами, последнее время все меньше выпускников военных вузов изъявляют желание уволиться из Вооруженных Сил.
- Не секрет, что авиационная и зенитная ракетная техника морально и физически устаревает. Намечается ли замена и модернизация?
- Модернизация, как правило, происходит во время планового ремонта техники на ремонтных предприятиях. Это касается как техники авиационной, так и зенитной ракетной и радиотехнической.
Более того, в Министерстве обороны утверждена специальная программа, рассчитанная на несколько лет. В соответствии с ней будет производиться модернизация существующего авиационного парка и поступление новой техники.