- Кому и как удалось увезти из России махину с четырёхэтажный дом?
- Какая-то австралийская фирма заключила договор с НПО 'Молния' об аренде этого 'Бурана' на два года. Якобы для показа гостям Олимпиады 2000 г. А потом так и не вернула его в Россию. По имеющимся у меня сведениям, наш 'Буран' год назад видели в Бахрейне в совершенно жутком состоянии.
- Правда ли, что ваше начальство не очень верило в успех 'Бурана'?
- Да, в 1988-м, когда было решено отправить 'Буран' в первый полёт в автоматическом режиме, у меня сложилось впечатление, что в министерстве очень рассчитывали на неудачу. Это был наиболее простой способ закрыть программу.
Удивительно, но под 'Буран' не создавались грузы! Ни на один спутник, который мог быть выведен с его борта на орбиту, не было выдано даже технического задания!
- Зачем тогда нужен многоразовый космический корабль?
- Наверное, этот проект стал слишком дорогостоящим для СССР. Вывод в космос одного килограмма груза на многоразовых космических кораблях обходится в несколько раз дороже, чем на одноразовых 'Союзах'.
- Когда окончательно закрыли программу 'Буран'?
- Фактически - ещё в 1989 году, а юридически - только в прошлом, 2006-м.
Можно понять чувства человека, который немало сил и времени отдал 'Бурану', но так и не смог полететь на нём в космос. Наш многоразовый космический корабль пополнил коллекцию грандиозных, но в конечном счёте бесполезных проектов.