Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Михайлов:
"ТРИУМФ" - на стороне сильных


11 апреля 2007 года Андрей Лунев, Красная Звезда


'Тяжкое горе ожидает ту страну, которая окажется неспособна отразить удар с воздуха', - говорил шестьдесят лет назад Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Сегодня слова великого полководца, кажется, звучат еще актуальнее. Военные конфликты последних двадцати лет показали, что современная война начинается именно в небе: и в Югославии, и в Ираке, и в Афганистане не имеющие современной системы противовоздушной обороны армии теряли большую часть своего потенциала еще до начала сухопутной войсковой операции. О задачах и начавшемся перевооружении войск противовоздушной обороны, являющихся составной частью Военно-воздушных сил, рассказывает главнокомандующий ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов.

Владимир Михайлов
Главнокомандующий ВВС РФ, генерал армии

О ближайших перспективах

- На состоявшемся в феврале заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ первый вице-премьер Сергей Иванов поведал о планах создания принципиально новой зенитной ракетной системы ПВО, способной эффективно не только поражать ракеты и самолеты противника, но и отражать удары из космоса. Расскажите об этом.

- Сергей Борисович имел в виду перспективную технику - систему ПВО пятого поколения, которая, являясь продолжением зенитных ракетных систем С-300 и С-400, будет обладать совершенно уникальными боевыми возможностями. Получив принципиально новую элементную базу, эти перспективные комплексы смогут решать задачи противовоздушной, противоракетной и даже противокосмической обороны. У новой техники существенно увеличатся дальности обнаружения и поражения целей, при этом существенно сократится время на обработку информации о противнике. Создаваемая система будет гораздо компактнее и мобильнее всех имеющихся сегодня на вооружении образцов.
     Сразу замечу, разработка этого вооружения - уникальный в плане инновационных идей, а значит, весьма затратный проект, но результат, который ожидаем на выходе, того стоит.
     Для решения масштабной задачи головное конструкторское бюро научно-производственного объединения 'Алмаз' объединит работу пяти основных разработчиков - предприятий, специализирующихся на создании комплексов противовоздушной обороны ВВС, ВМФ, Сухопутных войск, а также автоматизированных систем управления ПВО и ПРО. Причем проделать эту поистине титаническую работу промышленникам придется в самые жесткие сроки, отведенные рассчитанной до 2015 года Государственной программой вооружения.
     Зато когда эта техника будущего поступит в войска, мы сможем создать самый надежный щит воздушно-космической обороны страны.

- Ну а в ближайшей перспективе, судя по вашим высказываниям, в единую систему ПВО планируется вовлечь зенитные ракетные бригады Сухопутных войск. Когда и каким образом это намечено сделать?

- Высокая эффективность ПВО обеспечивается в условиях, когда все средства противовоздушной обороны сосредоточены в одних руках и управляются в единой системе. При этом, чтобы не оголить боевые порядки полков и дивизий, забираем только фронтовые и армейские средства - зенитные ракетные системы С-300ВМ, а полковые и дивизионные средства противовоздушной обороны останутся в Сухопутных войсках.
     Современные войны требуют высокой мобильности сил и средств ПВО, создания объектовой противовоздушной обороны, соответствующих группировок на направлениях. Поэтому С-300ВМ будут в первую очередь решать задачи по защите территории страны: крупных городов и важных стратегических объектов.
     

Об увеличении боевого потенциала


     - Начавшиеся в 1991-м реформы, сводившиеся в основном к сокращению войск, проредили боевые порядки ПВО сильнее вражеского налета. Наконец времена деградации миновали, боевой потенциал войск снова начал возрастать. Насколько увеличит боевые возможности зенитных ракетных полков поступление ЗРС С-400 'Триумф'?

- Дальность действия новой зенитной ракетной системы С-400 'Триумф' - 400 километров, то есть в два раза больше, чем у доработанного под систему 'Фаворит' ЗРК С-300. 'Четырехсотка' способна работать одновременно уже не по 6, а по 12 целям, а ее радары видят даже такие недоступные для большинства современных радиотехнических средств цели с малой отражающей поверхностью, как самолеты, созданные по технологии 'Стелс'. Воздушная обстановка отображается на жидкокристаллических мониторах, которые намного удобнее мерцающих экранов С-300, а новейшие средства автоматизации почти полностью исключают из боевой работы человеческий фактор. И захват целей, и определение очередности их уничтожения, и подготовку ракет к запуску выполняет машина. Командиру дивизиона остается лишь подтвердить согласие с рекомендациями компьютера и осуществить пуск ракет.
     Главная же изюминка нового комплекса - ракеты уменьшенных габаритов и увеличенного радиуса действия, способные поразить все имеющиеся сегодня в мире средства воздушного нападения.
     Эта система, созданная концерном ПВО 'Алмаз-Антей', не только не имеет аналогов в мире, но и по своим боевым возможностям значительно опережает все имеющиеся иностранные образцы. Подтверждение тому - предыдущая по отношению к 'четырехсотке' модель ЗРС С-300 - самое востребованное на сегодняшний день средство ПВО на мировом рынке оружия.
     Первый полк в составе двух дивизионов С-400 будет поставлен на боевое дежурство в Московской области уже в июле. Ну а в течение 8 лет ВВС получат еще 23 дивизиона ЗРС С-400. При этом зенитные ракетные полки будут иметь в своем составе как дивизионы С-400, так и ныне существующие С-300.

- Очень вовремя решается вопрос и о модернизации парка истребителей МиГ-31. Почему этот перехватчик считается классическим истребителем ПВО и как запланированная модернизация увеличит его боевые возможности?

- МиГ-31 - высотный, скоростной перехватчик с радиусом действия более 1.000 километров. Он видит и поражает цели на дальности до 100 километров, эффективно работая как по самолетам, так и по крылатым ракетам. Размещенная на МиГ-31 система управления вооружением позволяет сопровождать до десяти целей, одновременно поражая четыре из них. Состоящий из четырех машин отряд таких истребителей перекрывает 800 километров по фронту. В случае войны каждый МиГ-31 может служить воздушным командным пунктом для других истребителей.
     Еще в прошлом году ВВС и Российская самолетостроительная корпорация 'МиГ' завершили испытания усовершенствованного варианта этого уникального самолета, которому нет равных в мире по летно-техническим характеристикам. Как показали эти испытания, усовершенствованный МиГ-31, как когда-то базовый самолет, способен успешно бороться с самыми современными средствами воздушного нападения. Включающая усовершенствованную бортовую РЛС и новый бортовой компьютер модернизированная система управления вооружением позволяет применять не имеющие мировых аналогов управляемые ракеты класса 'воздух - воздух' с дальностью пуска до 200 км. Возросли возможности перехватчика по поражению малозаметных самолетов и крылатых ракет, а также перспективных гиперзвуковых летательных аппаратов. Кроме того, усовершенствованный МиГ-31 несет значительно больше средств поражения, а экипаж получил возможность ориентироваться по современной системе спутниковой навигации. В результате эффективность боевого применения обновленного истребителя в зависимости от характера выполняемых задач в 1,5-4 раза выше, чем у базового самолета. Словом, обновленный МиГ станет достойным противником истребителям пятого поколения. Их малозаметность будет компенсироваться большей дальностью обнаружения целей, а также уникальными возможностями обновленного ракетного вооружения российского истребителя.
     Ну а капитальный ремонт, который все МиГ-31 пройдут одновременно с модернизацией, позволит этим истребителям еще долгие годы служить ВВС России.
     Пользуясь случаем, хотел бы отметить, что мы очень довольны сотрудничеством с Российской самолетостроительной компанией 'МиГ'. Считаю, что не так давно возглавивший корпорацию Алексей Федоров очень сильно ее оживил.

- Не забыты и радиотехнические войска, также получающие сейчас новую технику. Как повысят надежность ПВО эти новейшие средства РТВ?

- Безусловно, командование Военно-воздушных сил уделяет самое пристальное внимание перевооружению радиотехнических войск - третьей составляющей ПВО, которую по значимости стоило бы, пожалуй, поставить даже на первое место.
     К сожалению, большинству РЛС и обрабатывающим информацию о противнике комплексам средств автоматизации (КСА) по 20 и более лет. При этом, учитывая сделанный западными армиями уже после 'Бури в пустыне' скачок в развитии средств воздушного нападения, мы уже не можем вести радиолокационную разведку и передачу информации методами и средствами пятнадцатилетней давности.
     Сворачиваемые за минуты, а не сутками, как раньше, мобильные РЛС в разы повышают боевые возможности и живучесть радиолокационных подразделений, а новые комплексы средств автоматизации ротного и батальонного звена 'Фундамент-1' и 'Фундамент-2' позволят радиотехническим батальонам и ротам выдавать целеуказания средствам поражения, минуя командные пункты дивизий. Массовое поступление в РТВ этих КСА войскового звена позволит увеличить скорость передачи информации средствам поражения и, наконец, перейти на однотипные станции, создав в итоге настоящий фундамент для обновленной системы противовоздушной обороны страны. Поэтому выпускаемые Кимовским радиоэлектромеханическим заводом 'Фундаменты' как воздух нужны войскам.
     Безусловно, для скорейшего обновления системы ПВО необходимо существенное увеличение ежегодных поставок современных комплексов средств автоматизации и радиолокационных станций. Минобороны, например, заказывает сегодня порядка пяти 'Фундаментов' в год, в то время как предприятие может ежегодно собирать более 20 изделий. Вот при таких темпах мы смогли бы уже за 5 лет перевооружить на новые КСА все расположенные до Урала объединения.
     

О перевооружении и ремонте

     - По словам главнокомандующего Сухопутными войсками, доля ряда образцов современной техники в силах общего назначения доходит уже до 60 процентов. А вот в РТВ и ЗРВ таковой, не секрет, не более 10 процентов. Нехватка какого именно вооружения ощущается острее всего?

     - Современного вооружения, как и топлива на боевую подготовку, по определению, не бывает много. Большинство самолетов истребительной авиации, будь то Су-27, МиГ-29, МиГ-31, отлетали уже по пятнадцать и более лет. Однако заложенные в них технические решения обеспечили этим самолетам неплохой модернизационный потенциал. Поэтому модернизация уже имеющихся истребителей является оптимальным решением проблемы старения самолетного парка истребительной авиации. Чтобы было понятнее, приведу наглядный пример. Многофункциональные истребители Су-30МК уже несколько лет вовсю поставляются в предпочитающие закупать самое современное вооружение Индию и Китай. Однако конструкция планера этого самолета по сути повторяет планер истребителя Су-27, который был принят на вооружение более двадцати лет назад. Выводы: аэродинамические свойства этого самолета до сих пор не уступают современным иностранным аналогам.
     Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31, при создании которого реализован целый ряд уникальных технологий, является основным самолетом истребительной авиации ПВО. Его модернизация основана на увеличении радиуса действия и расширении возможностей бортовой радиолокационной станции, позволяющей создать собственное, не зависящее от наземных средств радиолокационное поле.
     До сих пор не имеют мировых аналогов и эксплуатируемые по 15 и более лет зенитные ракетные системы С-300. Главная беда этой техники - выход из строя типовых элементов замены, или ячеек, как их называют в войсках, ЭВМ этого комплекса. Однако полковые комплекты запасных инструментов и принадлежностей, в которых хранятся запасные ячейки, из-за хронического недофинансирования полупусты, а ремонтирующее их предприятие не работает в долг. В итоге даже генеральный конструктор НПО 'Алмаз' Александр Леманский постоянно говорит, что при существующих расценках на ремонт дешевле заменить ЗРС С-300 на 'четырехсотку', чем раз за разом восстанавливать элементную базу 'трехсотки'. Ведь ЗРК С-400, мозг которого - жесткие диски с повышенным сроком эксплуатации, уже не имеет злополучных ячеек.
     Однако отказ от требующегося ремонта вооружения все же был бы для нас непозволительной роскошью. При увеличении финансирования и совершенствовании организации войскового ремонта техники ЗРВ 'трехсотка', думаю, еще долго послужит.
     Большая проблема - и повсеместная небоеготовность резервных машин комплексов средств автоматизации радиотехнических батальонов и рот.
     В целях увеличения живучести эти КСА состоят из двух однотипных машин: копируя информацию, резервная ЭВМ готова в любой момент заменить основную. Однако из-за того, что боеготовность основных машин повсеместно восстанавливают за счет ячеек резервных, последние везде, как правило, небоеготовы. А ведь полный выход из строя КСА во время боевых действий будет означать, что зона ответственности потерявшей его роты или батальона останется вне контроля. Сколько бы локаторов там ни работало. Поэтому устаревшая и наполовину небоеготовая техника ротных и батальонных КСА, пожалуй, едва ли не самое слабое звено ПВО: потеряв сплошное радиолокационное поле и способность работать в автоматизированной системе управления, группировка ПВО уже не отработает со стопроцентной эффективностью.

- Располагая сложнейшими системами вооружения, ВВС по объективным причинам имеют самый высокий в Вооруженных Силах процент небоеготовой техники. Нормально ли это?

- Проблема в том, что объединившие в 1998 году два вида Вооруженных Сил Военно-воздушные силы финансируются на уровне 12-14 процентов бюджета Минобороны. Можно ли, отвечу вопросом на вопрос, в таких условиях рассчитывать на массовое перевооружение и требуемый объем ремонта техники Военно-воздушных сил? Конечно же нет. Для решения этих задач уровень финансирования ВВС необходимо увеличить минимум в 2-2,5 раза. Без этого наши Вооруженные Силы не будут иметь ни эффективной системы разведки воздушно-космического пространства, ни мощной авиации, ни достаточного количества современных зенитных ракетных комплексов, способных отразить любую 'Бурю в пустыне'.

- Несмотря на ежегодное увеличение финансирования войскового ремонта техники ЗРВ, боеготовность заступающих на дежурство дивизионов год из года обеспечивается путем снятия исправных ячеек с техники других дивизионов или даже полков.

- Вы правильно заостряете внимание на эффективности использования бюджетных средств при организации войскового ремонта. Сначала предприятие, выполняющее эти работы, съедает рост финансирования ежегодным увеличением расценок, а потом, требуя доплаты, годами не возвращает войскам отремонтированную аппаратуру. Более того, недавно его руководители заявили на страницах одной из газет о готовности замкнуть на себя организацию ремонта всей техники ПВО. Ну что тут скажешь? Сразу вспомнилось, как на одном из сборов руководящего состава Вооруженных Сил начальник Генерального штаба генерал армии Юрий Николаевич Балуевский обратил внимание, что при формировании Гособоронзаказа превалируют не интересы армии, а интересы 'оборонки'. И вот лучший тому пример. Думаю, даже не сведущему в экономике человеку понятно, что реализация подобной идеи неизбежно приведет как к обусловленному отсутствием конкуренции падению качества, так и к удорожанию всех видов ремонта техники ПВО - ведь львиная доля средств уйдет на оплату посреднических услуг предприятия-монополиста. Не говоря уже о том, что подобная идея едва ли совместима с федеральным законом, по которому контракты на поставку вооружений и проведения работ по ремонту техники заключаются только после проведения конкурсов.

- Получается, идея создания единого сервисного центра по ремонту техники ПВО едва ли имеет право на жизнь.

- Безусловно. Скажу больше: командование ВВС давно поднимает вопрос о том, что существующая система заказов вооружений и проведения работ по ремонту техники едва ли является совершенной. Министр обороны Анатолий Эдуардович Сердюков сразу обратил внимание на ценообразование закупаемого вооружения. Когда руководители ряда предприятий, по старинке прикрываясь инфляцией и заручившись поддержкой военных представителей на своих заводах, попытались взвинтить цены на покупку и ремонт вооружения и военной техники аж на 20-30 процентов, они были тут же поставлены на место. Надеюсь, что теперь выделяемые Военно-воздушным силам на эти цели средства будут расходоваться гораздо более эффективно.
     Необходимо сделать все, чтобы конкурсы на проведение работ по ремонту техники выигрывали не личности, а предприятия, способные дешевле и качественнее выполнить нужные нам работы. Тогда и вопроса о монополиях не возникнет, и предприятиям, делающим ставку на добросовестную работу, будет дышаться гораздо легче.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer