Как на вашей компании отразилось появление нового перевозчика, авиакомпании "Авиапрад"?
В целом никак. "Уральские Авиалинии" продолжают уверенно наращивать объемы перевозки. В прошлом году количество перевезенных пассажиров уже превысило миллион человек. Мы по-прежнему занимаем лидирующие позиции по основным чартерным направлениям: Турция и Египет. В ближайшее время добавятся чартерные рейсы в Салоники, на о. Крит, а также рейсы в Болгарию. Объемы перевозки растут не только в Екатеринбурге, но и в Челябинске и других городах нашего базирования. В этом году чартерная программы из Челябинска включает три рейса на Анталию, консолидатор - компания "Coral" и "Море Тревел". Совместно с "Натали Турс" мы осуществляем чартерную программу в Испанию и Италию и на о. Кипр из Самары.
В пермской прессе прошли сообщения, что Ваша компания планирует чартерные рейсы в Италию, Грецию и Турцию из Перми?
Такой диалог ведется. Проблема заключается в том, что расписание несколько перегружено. Мы постараемся поставить эти рейсы, в этом заинтересованы наши партнеры.
Кто выступает крупнейшими заказчиками рейсов "Уральских Авиалиний" в Турцию в предстоящем сезоне?
Компании "Корал Тревел" и "Пегас Туристик". Они имеют приблизительно равные доли, если учитывать вылеты не только из Екатеринбурга.
В этом сезоне компания "Тез Тур" впервые отказалась выполнять свою перевозку на турецком направлении на самолетах "Уральских Авиалиний". С чем связана смена авиаперевозчика?
Вероятно, руководство компании "Тез Тур" посчитало, что "Авиапрад" более надежный перевозчик с большим опытом эксплуатации самолетов ИЛ-86 (смеется). Договоры на авиаперевозку в Египет с компанией "Тез Тур" в силе.
Считаете ли Вы оправданным заявленный объем авиаперевозки в Турцию, который озвучили операторы на предстоящий сезон? Возможно, стоило предпринять меры по регулированию количества рейсов, чтобы избежать демпинга и "пустых" кресел на турецком направлении?
В этом году мы отказались от регулирования рынка. Результат - 19 самолетов Ил 86 в неделю на Анталию. Чартерная программа - это, конечно, вопрос экономики туроператоров. Хотят тратить деньги - пусть тратят.
На мой взгляд, оптимальный объем турецкой авиаперевозки не должен превышать 15 рейсов в неделю в пик сезона, т.е. июль-август. В мае, июне, августе и сентябре реальный объем рынка составляет примерно 12-13 самолетов.
Возможна ли ситуация, что в конце сезона придется корректировать турецкие чартерные программы, заменяя борта на менее емкие?
Мы готовы достаточно гибко подходить к регулированию расчетов перелетов на ИЛ 86. Преимущество компании "Уральские Авиалинии" как раз заключается в том, что в нашем летном парке имеются самолеты разной емкости, и мы готовы реагировать на изменения на рынке. Мы помогаем операторам, и, в период спада, готовы пойти на замену борта ИЛ86. На самолет A320.
В прошлом году перевозка багажа в Египет была ограничена 6 кг. Будут ли подобные ограничения в этом сезоне?
Это полностью зависит от туристических компаний. Они могут брать больше пассажиров с меньшим багажом, либо сокращать места, не ограничивая вес багажа.
Сколько будет чартерных авиаперевозчиков из аэропорта "Кольцово" в этом сезоне?
Два. "Уральские Авиалинии" и компания "Авиапрад".
В последнее время отношения "Уральских Авиалиний" и аэропорта "Кольцово" достаточно сложные. Не пострадают ли в летний период туристы из-за возможных отказах в слотах "Уральским Авиалиниям" на чартерных рейсах и южных направлениях?
На данный момент 60% слотов уже согласовано. Несогласованные вылеты объективно по времени наталкиваются на другие регулярные рейсы, но в скором времени этот вопрос будет урегулирован. С разрешениями на вылет проблем возникнуть не должно.
Что же касается противостояния аэропорта и базового перевозчика, то, как мне кажется, завершение этого бурного периода - всего лишь вопрос времени. Причем данная ситуация, в целом, характерна для российской авиационной отрасли. Аэропортовый бизнес очень сложный и затратный, существует множество проблем, связанных с безопасностью и т.д. Немного аэропортов такого уровня выжили после экономических катаклизмов в нашей стране. Некоторые из тех, кто выжил, оказались подвержены "детским болезням". "Кольцово" не стало исключением.
Российский же рынок авиаперевозок складывается таким образом, что позиции крупнейших авиакомпаний усиливаются, а небольшие авиаперевозчики с каждым годом теряют свои объемы. Первые 10-15 авиакомпаний, которые закрепили свои места в списке лидеров, стремятся интегрировать рынок, понимая, что каждый из них уже занял свою нишу. Создаются различные альянсы, подписываются сложные код-шеринговые соглашения. "Уральские Авиалинии" давно и прочно закрепились в списке ведущих российских авиаперевозчиков и включились в эти процессы. Те, кто только "заходят" на рынок авиаперевозок, ориентированы на краткосрочную перспективу. "Авиапрад" относится к таким перевозчикам.
Правда, что рейсы "Уральских Авиалиний" на Стамбул отменялись из-за демпинга "Турецких Авиалиний"?
Да, и для нас это более серьезная проблема, чем "Авиапрад". Мы попали "под жернова" жесткой конкуренции между "Аэрофлотом" и "Турецкими Авиалиниями". Демпинговую политику "Турецкие Авиалинии" ведут по всей России.
А с чем связано закрытие так называемого "шопного" направления в Китай?
Мы летали в аэропорт "Тянь Тзинь", который находится рядом с Пекином. Постоянно возникали проблемы с таможней и самими пассажирами, направление постепенно умирало. Мы решили получать лицензию и летать в Пекин регулярно. Будем делать Китай цивилизованным направлением для бизнеса и отдыха.
"Авиапрад" ведет агрессивную ценовую политику и в отношении рейсов на Санкт-Петербург, заявленная цена билета из Екатеринбурга составляет чуть больше 3 тысяч рублей. Сможете ли Вы удержать этот сегмент рынка?
Рынок авиаперевозок в Санкт-Петербург вырастили мы. У нас составлена очень сложная схема стыковок по времени с рейсами из Средней Азии, Читой, Благовещенском, Хабаровском, Якутском, Владивостоком, что значительно влияет на пассажиропоток. Здесь нужны самолеты первого класса. Не думаю, что компании "Авиапрад" быстро удастся скопировать эту схему. Мы уже даже пошли на переговоры с компанией "Пулковские Авиалинии" по заключению код-шерингового соглашения. Это означает, что рынок перевозок из Екатеринбурга в Питер уже поделен определенным образом. Наш поток пассажиров расходится с потоком, который летает на "Пулково", это видно даже по времени вылетов. "Пулковские Авиалинии" летают утром, "Уральские Авиалинии" - днем. Мы сделали ставку на пассажиров, следующих транзитом. Как показала практика, наш выбор оказался выигрышным, за последние годы мы сумели вырастить объем перевозки с двух до 10 рейсов в неделю.
Кроме того, мы поставили рейсы на Санкт-Петербург из Челябинска. С 5-го мая "Уральские Авиалинии" будут осуществлять рейсы Челябинск - Санкт-Петербург два раза в неделю. Ранее из Челябинска по этому направлению летали только "Пулковские Авиалинии".
В прошлом году Уральские Авиалинии через авиакассы продавали билеты не только на регулярные, но и на чартерные рейсы, продолжится ли такая практика в этом году?
Продажа авиабилетов через авиакассы, через Интернет ведется практически по всем направлениям. С прошлого года мы практикуем самостоятельную реализацию нескольких кресел на бортах, занятых блочниками. Предложение оказалось интересным как для самих туристов, так и для турфирм. Всегда найдутся такие пассажиры, которые летят с "ломаными" датами, их не удовлетворит обратный вылет через стандартные 7 или 10 дней. Случается, что авиабилет требуется только в один конец, когда, например, турист решил следовать в обратном направлении на поезде. Наши пассажиры могут продолжать полет с авиакомпанией - партнером по код-шеринговому договору, по авиабилету "Уральских авиалиний". Мы стараемся удовлетворить потребности каждого нашего пассажира. Опыт авиакомпании позволяет предлагать различные комбинации маршрута и времени путешествия.
Блоки мест, предназначенные для самостоятельной продажи "Уральскими Авиалиниями" Вы выкупаете у заказчиков рейса или изначально оставляете за собой?
Мы изначально оставляем их за собой. Речь ведется о небольших объемах, порядка 10-15 кресел на борту. Выступая самостоятельным продавцом мест, как на регулярных, так и на чартерных рейсах, "Уральские Авиалинии" принимают на себя туроператорские риски.
Не было ли проблем с заказчиками, которые были против подобной практики?
Мы оставляем себе места только с согласия заказчика. Если туроператор против, то самостоятельная продажа билетов на его рейс не ведется. Более того, мы практически всегда готовы пойти навстречу оператору и "помочь" ему с реализацией нескольких мест либо, наоборот. Система очень гибкая, туроператорская экономика не страдает. В конечном итоге расчет все равно ведется на полное количество мест. У нас уже имеется положительный опыт работы в этом направлении с компаниями "Натали Турс" и "Тез Тур".
Почему авиакомпания заинтересована в самостоятельных продажах, которые, по вашим же словам, ведут к "дополнительным" экономическим рискам?
Наша задача привести все услуги авиакомпании к понятию регулярного рейса. Пассажир должен иметь возможность приобрести билет на любой рейс авиакомпании "Уральские Авиалинии", независимо от того, чартерный это рейс или регулярный.
Еще одно направление, которое теперь пересекается с конкурентом - русский юг, Сочи, Анапа. Какие преимущества здесь у "Уральских Авиалиний"?
Ил 86 однозначно более удобный борт. В этом сезоне будет много южных рейсов - Анапа, Сочи, Минеральные Воды, Краснодар, Симферополь.
Какова степень влияния компании "Уральских Авиалиний" на стратегию и управленческие решения операторской компании "Европорт", сети турагентств "Крылья" и компании "Море Тревел"?
Нельзя объединять "Крылья", "Европорт" и "Море Тревел" в одну группу. "Крылья" и "Европорт" напрямую зависят от "Уральских Авиалиний" и подчинены коммерческому департаменту авиаперевозчика. Это наши самые большие помощники в реализации мест на регулярных направлениях.
Компания "Море Тревел" - независимый оператор, наш хороший партнер.