- Когда возникли системные проблемы с чартерами?
- Работа в отношении чартеров ведется постоянно. Первые серьезные сбои и задержки пассажиров на чартерных рейсах начались в 2005 году. Тогда мы разработали методику утверждения программ чартерных перелетов и требования к авиакомпаниям. Регулярность рейсов повысилась, но время от времени задержки все равно происходили, особенно в пиковые периоды - во время новогодних и майских праздников, летних каникул. В целом регулярность чартеров в России держится на достаточно высоком уровне. Она сейчас выше 80%.
- Каждый пятый задержанный рейс - это много или мало?
- По всему миру процент задержек одинаков. Специфика чартеров такова, что любая задержка рейса обязательно получает широкий отклик. Часто на чартерах летают высокопоставленные люди, которые в случае задержек рейса стараются обязательно донести до СМИ информацию о своих проблемах. Волна идет большая, поэтому проблема чартеров всегда на слуху.
- Так из-за чего чаще всего возникают задержки рейсов? Имеются в виду не погодные условия, а 'вина авиакомпаний'. В чем она?
- Чаще всего проблемы у авиакомпаний возникают в связи с резервированием судов. Например, они ставят в резерв воздушные суда, которые еще не вышли с технического регламента, либо по резервному судну заключен договор с другой авиакомпаний. В результате в нужный момент нет резервных самолетов. Подобный расчет на русский 'авось' приводит к тому, что рейсы порой задерживаются на долгое время.
- И к какому выводу вы пришли после проведенных проверок?
- Необходимо повысить требовательность к тем авиакомпаниям, которые систематически задерживают рейсы, ужесточить резервирование. Если процедура сертификации авиакомпаний и регистрации воздушных судов все-таки будет перенесена в Росавиацию, нам будет легче отслеживать наличие как исправных судов, так и реальных воздушных судов в реестре авиакомпаний, которые они заявляют для выполнения чартерной программы.
Еще нами принято решение временно не рассматривать новый перечень рейсов для тех компаний, которые систематически задерживают отправку чартерных рейсов, и тех, у кого задержки оказались наиболее длительными. Если компании не в состоянии обеспечить полеты по заявленным линиям, мы не будем временно давать им разрешения на дополнительные маршруты.
- Задержки чартеров не всегда происходят по вине авиакомпаний. Какие меры могут быть приняты в отношении аэропортов, туроператоров, которые также участвуют в процессе отправки российских туристов за границу?
- Вы правы, нельзя подходить ко всему огульно. Сбои в обслуживании происходят и по вине аэропорта, затянувшего обслуживание судов, и по вине туроператора, который не смог одновременно доставить в аэропорт несколько групп отдыхающих. Сейчас спрос идет только с авиакомпаний. Поэтому мы совместно с Федеральным агентством по физической культуре и спорту разработаем типовой договор, в котором определим ответственности авиаперевозчика и туроператора. Авиакомпании смогут в порядке регрессии обратиться к аэропорту или туроператору, по вине которого произошла задержка, возмещая, таким образом, свои издержки.
- Будет ли рассматриваться такой инструмент воздействия, как страхование ответственности перевозчиков?
- Уже рассматривается. Страховую ответственность за безопасность пассажиров несет перевозчик. По этому поводу будет внесено изменение в Воздушный кодекс.
- Что самое сложное в работе над изменениями в Воздушном кодексе в части ужесточения из-за задержки рейсов? И почему?
- Любое ужесточение мер, применяемых к авиакомпаниям, откликается повышением стоимости билета для пассажиров. Но в то же время права пассажира от недобросовестной компании должны быть защищены. И желательно как административными, так и экономическими методами. Теперь нужно найти грань, баланс, чтобы не перегнуть палку. Проще всего рубануть шашкой, ввести драконовские штрафы. Естественно, что авиакомпания тут же заложит в стоимость билета всевозможные расходы, в том числе и по непогоде. И эти риски по метеоусловиям, из-за которых задержки рейсов могут быть самыми длительными, будут закладываться в билет. Правда, в этом случае авиакомпании не будут выплачивать пассажирам штрафные санкции, но кормить, поить и размещать в гостинице им придется. Как и за задержку по технической неисправности.
- А разве техническая неисправность - это не вина авиакомпаний?
- Тут очень тонкий вопрос. Если настаивать на том, что техническая неисправность - это вина авиакомпаний, из чего последуют штрафные санкции, то у авиакомпаний может появиться соблазн скрыть техническую неисправность. Но мы не должны им давать ни малейшего повода скрыть какую-то проблему. Пусть лучше заявят об этом, чем скроют. Это все должно быть указано в Воздушном кодексе. Сейчас в нем написано, что в случае технической неисправности воздушного судна перевозчик не несет ответственности и штрафных санкций. Это как раз и сделано для того, чтобы никто не стремился скрывать причину задержки. Мы сейчас рассматриваем варианты, чтобы авиакомпании несли ответственность перед пассажирами за задержку, но нельзя их подталкивать к недобросовестным действиям.
- Как авиакомпании реагируют на ваши предложения изменить Воздушный кодекс?
- С пониманием. Они гораздо настороженнее воспринимают действия, когда мы пытаемся структурировать их коммерческую деятельность на воздушных линиях. Мы, проанализировав мировой опыт, пришли к выводу, что наиболее успешны те рынки, в которых государство все-таки принимает участие. Например, Китай, где активно развивается авиационный рынок, или США. Опыт показывает, что в меру регулируемый рынок, где задаются четкие и внятные правила игры без особой воли чиновников, - самый эффективный. Правила должны быть четко прописаны, участники рынка должны их знать. И когда заходит разговор о санкциях, об обеспечении прав пассажиров, авиакомпании воспринимают это с пониманием. Ни одного голоса не прозвучало против. Другое дело, что они просят не перегибать палку. И тогда мы предложили сочетать европейский метод с нашим, российским.
- Как это будет работать?
- Европейский метод в случае отмены рейса предусматривает довольно значительные штрафные санкции. Но в случае задержки рейса санкций нет. А у нас есть. Наши авиакомпании обязаны пассажиру выплачивать 25 руб. за каждый час задержки. Смешная сумма, ее однозначно пересмотрим. Кроме того, наши авиакомпании обязаны через три часа задержки напоить пассажира, разместить его в зале, через шесть часов накормить, через восемь часов предложить гостиницу за свой счет. В европейских правилах говорится, что авиакомпания в разумных пределах побеспокоится о пассажире, покормит и напоит его один раз. У нас предусмотрено, что кормить пассажира авиакомпании обязаны через каждые шесть часов. Европейские нормы по-своему, будучи жесткими, либеральнее во многом наших.
И вот когда мы попытались сочетать эти нормы, введя штрафные санкции и обязав авиакомпании поить, кормить и размещать пассажиров, то пришли к выводу, что нужно остановиться на чем-то одном. Либо авиакомпания платит за задержку, и тогда пассажир кормится и размещается сам, либо авиакомпания в любом случае платит умеренные штрафные санкции и заботится о пассажире. И мы пришли к выводу, что второй вариант нам больше подходит. Попробуйте-ка хорошо пообедать в каком-нибудь удаленном аэропорту, на полученные когда-нибудь в будущем штрафные санкции. Или разместиться на ночлег, особенно если гостиницы в аэропорту нет.
Поэтому, оставляя минимальные нагрузки на авиакомпании, мы исходили в первую очередь из интересов пассажира и потребителя. Эти изменения также внесем в Воздушный кодекс. Некоторые авиакомпании уже сейчас превышают этот минимум и выплачивают своим пассажирам гораздо больше. То есть кормят и поят чаще и размещают быстрее.
- Расскажите о 'горячей линии', которую предполагается открыть к летнему сезону.
- Ежедневно мы получаем сводки о всех авиаинцидентах, в том числе и о задержках рейсов. Благодаря круглосуточной 'горячей линии' данные о том, что рейс задержан или чьи-то права были нарушены, попадут к нам уже через 20 - 30 минут после звонка. Мы хотим, чтобы пассажиры об этом знали. Как знали и то, что авиационные власти о них помнят, что их права как потребителей защищены, в том числе и по безопасности полетов и по антитеррору. Вся информация будет указана в памятках, которые будут находиться в свободном доступе в аэропортах, кассах продаж авиабилетов. Мы будем реагировать немедленно и, связавшись с генеральным директором авиакомпании, потребуем принятия срочных мер. Иногда он сам не знает, что происходит, так как подчиненные 'берегут его нервное здоровье'.
- Готовы ли вы к следующему пику чартерных перевозок, ведь не за горами майские праздники?
- Мы готовимся к каждому пиковому периоду. Необходимо удовлетворить спрос на некоторых курортных направлениях и не отдать этот рынок западным перевозчикам. Но главная задача - создать максимальное количество регулярных рейсов, регулярных направлений.
- То есть чартеров через какое-то время станет меньше?
- Нежелательно регулировать это жестко и административно, но мы будем стремиться к тому, чтобы удовлетворять спрос пассажиров на регулярных линиях. Пассажир должен иметь возможность выбора не только на чартерах, но и на регулярных рейсах.