Бизнес совладельца компании Spaсe Adventures Сергея Костенко зародился в бассейне Центра подготовки космонавтов. Там экс-сотруднику ВНИИнефтемаш пришла в голову идея отправлять людей в невесомость за деньги. Сейчас российско-американское СП Space Adventures посылает в космос тех, кто готов заплатить за это 25 млн долларов. Следующим космическим туристом станет очередной бизнесмен-американец. Предприниматели из России проходили медицинские комиссии, получали допуск до специальных тренировок, но никто не пошел до конца. Через четыре года Сергей Костенко надеется построить корабль для суборбитальных полетов и сделать космический туризм настолько массовым, насколько это возможно. В будущем предприниматель обещает подумать о размещении акций компании на бирже.
'Постепенно все закрутилось'
'Создание публичной компании - очень сложный процесс. Иногда просто нецелесообразно его начинать' - Сергей Валерьевич, с чего начинался бизнес? До прихода в эту отрасль вы работали во ВНИИнефтемаш - далеко от космоса.
- Бизнес Space Adventures начинался практически одновременно в Америке и в России. В США идея организовывать космические тренировки для желающих возникла у моего партнера Эрика Андерса. У меня примерно в то же самое время - в 1998 году, когда в России произошел дефолт, - тоже возникла такая идея. В 1998 году я случайно попал в Центр подготовки космонавтов.
- Случайно?
- Да. Поехал поплавать с аквалангом. Там у них бассейн 12-метровой глубины. Заодно познакомился с командованием Центра подготовки космонавтов. Через неделю мы с приятелем полетали на самолете на невесомость. Тогда появилась идея организовывать космические тренировки для туристов. С этой идеи все и началось. Мы с Эриком не могли не найти друг друга. И нашли через полгода. Он прислал первых клиентов, которые хотели полетать в невесомости. Постепенно все закрутилось. С конца 1998 года.
- Не страшно было начинать бизнес в год дефолта?
- Это было отличное решение. В кризисные моменты все и надо начинать. Когда все на спаде, очень хорошо вырываться вперед. В течение двух лет мы отправляли людей в невесомость, вращали клиентов в центрифугах и катали на МиГах. Потом, в 2000 году, у нас появился Деннис Тито. Первый космический турист, который полетел за деньги.
- Как выстраивались отношения с американцами?
- Компания Space Adventures была зарегистрирована в Вашингтоне. У меня была собственная фирма 'Космополис ХХI'. В определенный момент мы объединились.
- Фактически вы продали свою компанию?
- Корректнее было бы сказать, что мы объединились на взаимовыгодной основе.
- 'Космополис ХХI' полностью принадлежал вам?
- Да.
- Кто сейчас владеет компанией Space Adventures?
- На данный момент это некорректный вопрос. Space Adventures, как частная компания, не раскрывает владельцев.
- Это самое интересное.
- Для вас это самое интересное, а для меня - некорректный вопрос. Акционеры не давали мне полномочий говорить о них.
- Среди них есть известные инвесторы с большими деньгами?
- В наблюдательный совет нашей компании входят известные астронавты.
- То есть это бизнес профессионалов? В нем нет посторонних?
- Конечно, в нем нет посторонних. Это люди, которые понимают, что такое космонавтика.
'Из граждан России никто не дошел до конца'
'Орбитальные полеты - это эксклюзивный, редкий товар. А переход к массовости произойдет после создания суборбитальной системы' |
- Сколько сотрудников работает в Space Adventures?
- В Америке 15 сотрудников и 5 человек в Москве.
- Космический туризм приносит деньги?
- Space Adventures - рентабельная компания и полноценный бизнес.
- Какова прибыль предприятия?
- Не знаю. Никогда даже не подсчитывал.
- По какой схеме делятся доходы с Роскосмосом?
- Это особенности контрактных отношений. Здесь действует соглашение о конфиденциальности. Космонавтика - закрытая отрасль, и иначе пока не может быть. Когда будет создано открытое акционерное общество, тогда я все расскажу.
- Такие планы есть?
- План - создать компанию -оператора суборбитальных полетов. Но пока это зона частного бизнеса. Создание публичной компании - очень сложный процесс. Иногда просто нецелесообразно его начинать. Мы анализируем ситуацию.
- О каком объеме рынка космических перевозок сейчас можно говорить?
- Рынок космических перевозок ограничен количеством полетных возможностей, которые мы имеем. А пока мы имеем один полет в год. Дальше идет простая математика. Стоимость одного полета до 2008 года составляет 25 млн долларов.
- Сколько стоит подготовка космического туриста?
- Вот вы опять: Вообще ничего не стоит. Все у нас бесплатно.
- Кто следующий путешественник?
- Пока я не могу сказать. Он должен пройти все необходимые процедуры. Это бизнесмен. В своих кругах он известен. Но многим его имя ничего не скажет. Если пройтись по разнообразным рейтингам, то его можно найти. Американец, бизнесмен, мужчина.
- К вам есть очередь из желающих полететь?
- Количество желающих превышает количество полетных возможностей.
- Кто-нибудь из российских бизнесменов собирается в космос?
- Многие хотели. Граждане России обращались, говорили о желании лететь. Но ничем это дело не заканчивалось. Они проходили медицинские комиссии, получали допуск до специальных тренировок, но никто не пошел до конца. Я не имею права называть имена людей без их согласия.
'100-процентной гарантии в космонавтике нет'
'Рынок космических перевозок ограничен количеством полетных возможностей, которые мы имеем. А пока мы имеем один полет в год'
|
- Это космонавтика, так что всегда есть риск. Никто не дает таких гарантий. Но 40-летняя история полетов советских космических кораблей - сама по себе гарантия. Процент катастроф минимален, потому что техника очень надежна. Но 100-процентной гарантии в космонавтике нет.
- Страховые суммы очень велики?
- Клиенты их определяют самостоятельно, в зависимости от того, во сколько ценят свою жизнь. Есть минимальный уровень страховки, которую клиент обязан оформить. Остальное зависит не от нас.
- Цены на полеты будут повышаться?
- Будут. Это однозначно.
- Что влияет на ценообразование в данном случае?
- Рабочая сила дорожает. Растут цены на материалы, из которых строятся космические корабли. Меняется ситуация в России - страна богатеет. Это не может не сказываться на конечной цене космического путешествия.
- Космический туризм требует больших инвестиций?
- Если говорить о финансовых инвестициях, то нет. Здесь больше нужно время, личные контакты и т. п. Все начиналось не с инвестиций, а с рутинной работы. Приезжали люди. Их надо было встречать-провожать, устраивать. Это было главным.
- У вас есть конкуренты?
- На рынке орбитальных полетов - нет. В области суборбитальных полетов (3-4 минуты в невесомости. - Ред.) - конечно, есть. По этому рынку проведены исследования, есть конкретные цифры от Harris Interactive. Пока никто суборбитальные полеты не организовывает. Мы только проектируем корабль.
- Это очень дорогой проект?
- Мы пока находимся на стадии финансового и технического анализа. Не готов назвать точные цифры. Еще никто в мире не строил таких кораблей. Что касается сроков, то проект займет минимум 3-4 года.
- Можно ли сделать космический туризм массовым? Какие перспективы у вашего бизнеса?
- К массовости космических путешествий мы и стремимся. Орбитальные полеты - это эксклюзивный, редкий товар. А переход к массовости произойдет после создания суборбитальной системы. Стоимость полета будет колебаться от 100 до 200 тыс. долларов. Многие готовы платить такие деньги. Два-три года назад, когда проводилось исследование рынка, 100 тыс. долларов за суборбитальный полет готовы были заплатить порядка 10 тыс. американцев.
- У суборбитальных полетов могут быть какие-то функции, кроме развлекательных?
- Отрасль начинает развиваться как сфера развлекательных полетов. Потом, наверное, мы будем использовать суборбитальные корабли для тренировки летчиков-космонавтов.
- Вы сами готовились к полету как дублер. Не хочется в космос?
- Я прошел весь путь подготовки до самой ракеты. Конечно, хочется!