Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Елисеев:
"Салют" продуктивным идеям


21 февраля 2007 года Андрей Гаравский, Красная Звезда


Авиационное двигателестроение - одна из наиболее сложных и наукоемких отраслей промышленности. Концентрация самых современных технологий здесь чрезвычайно высока. Именно поэтому опыт, знания и производственные мощности двигателестроителей все более широко используются в других сферах, и в частности в нефтяном и газовом комплексе. Так, на базе одного из лидеров оборонно-промышленного комплекса России ФГУП 'ММПП 'Салют' прошло очередное заседание комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по вопросам энергетической безопасности, энергоэффективности и развития отраслей ТЭК под председательством президента ОАО 'Лукойл' Вагита Алекперова. Об этом заседании, взаимодействии 'оборонщиков' и ТЭК, о создании на базе ММПП 'Салют' промышленно-энергетического технопарка наша беседа с генеральным директором предприятия Юрием Елисеевым.

Юрий Елисеев
Генеральный директор ММПП "Салют"

Наша справка. ФГУП 'ММПП 'Салют' разрабатывает, производит и осуществляет техническое сопровождение авиадвигателей АЛ-31Ф (для самолетов семейства 'Су'), ремонтирует АЛ-21 Ф (для Су-22, Су-24) и Р-15Б-300 (для МиГ-25), производит узлы и детали для Д-436Т (модификации для Бе-200, Ан-148, Ту-334 и Ту-230), Д-27 (для Ан-70, Ан-180 и Бе-42), производит газотурбинные установки и газоперекачивающие станции и обеспечивает их последующее техническое обслуживание.
     



     - Юрий Сергеевич, какие вопросы рассматривались на заседании и кто принял в нем участие?

- В заседании, кроме членов комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по вопросам энергетической безопасности, энергоэффективности и развития отраслей ТЭК и руководства ФГУП 'ММПП 'Салют', приняли участие представители комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии и развитию ТЭК, руководители и эксперты РАН, НИИ и вузов Москвы.
     В ходе совещания шла речь об организационно-штатных изменениях в структуре комитета, были утверждены приоритетные направления его деятельности в 2007 году, подписано соглашение о сотрудничестве между комитетом РСПП и комитетом ТПП России по энергетической стратегии и развитию ТЭК.
     Отдельным вопросом стало обсуждение концепции создания промышленно-энергетического технопарка в сфере высоких технологий на базе инфраструктуры Московского машиностроительного промышленного предприятия 'Салют'.

- Как же все-таки зародилась эта смычка: 'оборонка' - ТЭК?

- Бурное развитие нефтяной и газовой отраслей помогло многим промышленным предприятиям России и стран СНГ преодолеть кризисное состояние 90-х, обеспечило их производственными заказами. Сегодня появились новые возможности по вовлечению в промышленный и экономический оборот прорывных инновационных проектов, осуществление которых поможет России вновь стать одной из ведущих стран мира не только в области поставок энергоносителей, но и в области высоких технологий. Одна из них - скрытый доселе интеллектуальный потенциал 'оборонки', широкому использованию которого мешала ведомственная закрытость предприятий ОПК.
     В недавнем Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию, в решениях Правительства РФ уделяется особое внимание повышению эффективности взаимодействия государственных органов, ОПК и бизнеса в области создания инновационной среды, одной из которых призваны стать технопарки. И конечно, 'Салюту' - лидеру отечественной 'оборонки' - есть, что предложить деловому сообществу.
     Помимо современной инфраструктуры (производственный комплекс в центре Москвы, мощные конструкторские бюро, научно-технические центры, испытательные комплексы и т.д.), 'Салют' - это команда уникальных специалистов в разных областях оборонного хай-тека и управленцев с опытом доведения инновационных идей до экспериментальных и промышленных образцов.
     Мы предлагаем партнерство в том, чего сегодня так не хватает, - доведении перспективных идей до готовых бизнес-решений в сфере высоких технологий.

- На ваш взгляд, сотрудничество оборонного и топливно-энергетического комплексов, ОПК и бизнеса в целом поддерживается на государственном уровне?

- В настоящее время в процессе развития мировой экономики в условиях глобализации сформировались конкретные приоритеты, ключевым из которых стала энергобезопасность. Эта тема была главной в программе последней встречи G8 в Санкт-Петербурге. Не случайно одним из важнейших ее результатов стало принятие программы по глобальной энергетической безопасности. Признанная лидерами мировых держав необходимость координированных и ответственных действий для обеспечения безопасности в глобальной энергетической сфере не отменяет приоритета собственной национальной энергетической безопасности Российской Федерации.
     Так, Правительством РФ наряду с программами развития стратегических отраслей промышленности принята программа развития энергетики, от которой в самом прямом смысле этого слова будет зависеть конкурентоспособность российской экономики на длительную историческую перспективу.
     В ее рамках развитие малой энергетики видится основополагающим. Более того, создание малой энергетики позволит ускорить процесс разработки и внедрения 'чистых' энергетических технологий и эффективно решать энергетические проблемы регионального уровня, что для Москвы и Московской области чрезвычайно актуально.
     Современная могущественная энергетическая держава, которой, безусловно, становится Россия, характеризуется не гипертрофией сырьевого сектора, а умелым и хозяйственным использованием своего потенциала с помощью высоких наукоемких технологий. Именно так обозначил глобальную цель развития экономики России Владимир Путин: конвертация сырьевой экономики в высокотехнологичную, инновационную и интеллектуальную. Главным и эффективным инструментом в достижении лидерских позиций России на мировой арене является трансферт высоких технологий и научно-конструкторских разработок из военно-промышленного комплекса в гражданский сектор в сочетании со стратегически адресными инвестициями на основе частно-государственного партнерства.
     18 декабря минувшего года на расширенном заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ говорилось о том, что ОПК при поддержке государства инициирует научно-технический прогресс, создает множество инновационных идей, а материализует эти идеи малый, средний и в конечном итоге крупный бизнес. Преимущественную концентрацию высоких технологий только в ОПК можно считать ошибочной. Отмечалось и то, что для увеличения государственной поддержки высокотехнологичных производств необходимо конкретными проектами доказать, во-первых, целесообразность этой поддержки и, во-вторых, готовность промышленности и бизнеса соразмерно увеличить свой инновационный вклад в этот процесс.
     Перед ОПК и бизнесом была поставлена конкретная задача: не менее 15-20 процентов технических решений 'оборонки' должны найти широкое гражданское применение (в США этот показатель составляет 40 процентов).
     На этом же заседании президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин отметил, что в РСПП уже накоплен опыт взаимодействия бизнеса и ОПК, в частности при создании продукции для ТЭКа и по другим направлениям, однако имеется ряд причин, по которым бизнес еще не уделяет 'оборонке' достаточного внимания. Это проблемы передачи технологий 'двойного назначения' и ноу-хау из оборонного сектора в гражданский, нерешенность вопросов интеллектуальной собственности на научные разработки и технологии, созданные за счет государства, слабое привлечение иностранных инвестиций, недостаточное стимулирование инновационной активности (введение налоговых стимулов, создание технопарков и т.д.).
     С другой стороны, по мнению президента РСПП, сегодня значительная часть важнейших инновационных продуктов и технологий появляется сначала в гражданском секторе науки и экономики, которые затем применяются в 'оборонке'. Поэтому без тесной интеграции с другими отраслями ОПК может быстро потерять свою конкурентоспособность. Главный вопрос видится в том, чтобы 'раздвинуть' границы ОПК, имея в виду использование его производственной и технологической базы для других отраслей и бизнеса.

- Юрий Сергеевич, чем привлекла вас идея создания технопарка на базе 'Салюта'?

- Организация научных и технологических парков - один из наиболее эффективных механизмов ускоренной и эффективной разработки наукоемких технологий, их коммерциализации и вывода на рынок.
     Первые технопарки, организованные в пятидесятых годах прошлого века в основном на базе вузовской науки в Стэнфордском универститете, Массачусетском технологическом институте, Оксфорде, проверены временем и, как известно, дали прекрасные результаты. Например, сегодня в Оксфорде насчитывается около 300 малых предприятий в области 'hi-tech', большинство разработок которых ведутся 'под заказы компаний', а годовой доход составляет 4 млрд. долл. Широко известны технополисы 'Силиконовая долина' и 'Шоссе-128' (США), 'Цукуба' (Япония). В Западной Европе возникновение технопарков датируется 70-ми годами прошлого века: университеты Хериота-Ватта и Кембриджа (Великобритания), Гренобль, Нанси и Ницца (Франция), Лейвен (Бельгия). Позднее, в 80-х, технопарки начали формироваться в ФРГ, Австрии, Норвегии, Финляндии и других странах Западной Европы.
     По данным Федерального агентства по науке и инвестициям, в России в настоящее время существует около 60 технопарков в Обнинске, Зеленограде, Дубне, Троицке, Новосибирске, Черноголовке, Пущино и пр.

- А что 'Салют' сможет предложить будущему технопарку?

- ФГУП 'Салют', на мой взгляд, наиболее подходящая площадка для отработки научных и опытно-конструкторских решений по созданию новейшего энергосберегающего и экологически чистого оборудования, предназначенного для нужд не только Москвы, но и других регионов России.
     Отмечу, что прежде всего наше предприятие - всемирно известный флагман российского авиадвигателестроения и машиностроения. Но в связи с переходом на конверсионную тематику мы на базе авиационных двигателей военного и гражданского назначения освоили выпуск газотурбинных и парогазовых комплексов для электро- и теплоэнергетики, развиваем производство современного энергосберегающего оборудования, проектируем заводы по утилизации отходов, осваиваем новые технологии для автономной и малой энергетики.
     Сегодня доля продукции гражданского назначения на 'Салюте' составляет около 20 процентов. В том числе и поэтому для ускорения разработки нового энергетического оборудования в рамках концепции диверсификации производства 'Салют' предлагает создать на территории завода промышленно-энергетический технопарк, использующий уникальные для России преимущества.
     Так, мы находимся в центре Москвы, в непосредственной близости от государственных органов власти, представительств крупнейших российских и зарубежных компаний, коммерческих и банковских структур, в одном из наиболее экологически чистых районов - вблизи крупнейших лесопарков 'Измайлово' и 'Сокольники'. Мы имеем лучший в России станкоинструментальный парк (более 500 единиц самого современного оборудования лучших зарубежных фирм), современный центр автоматизированного проектирования и информационных технологий, собственный пакет перспективных проектов для энергетики (высокоэкономичные автономные теплоэлектростанции, газоперекачивающие установки, экологически чистые холодильные установки, мусороперерабатывающие заводы и т.д.), мощный кадровый потенциал высококвалифицированных специалистов и собственный институт целевой подготовки специалистов, прямые связи с ведущими московскими научными учреждениями, вузами, инновационными центрами и фондами.
     На первом этапе 'Салют' готов выделить под технопарк двухэтажный производственный корпус (цех № 5) общей площадью 8.500 кв. м с прилегающей к нему территорией.
     С учетом размещения на других площадях, имеющихся на ММПП, в состав технопарка будут входить: административный блок, научно-инновационный сектор с Центром трансферта технологий, промышленно-производственный сектор, консалтинговый, учебный и информационный центры, выставочный комплекс.
     Предполагается, что участниками технопарка станут инновационные предприятия и фирмы малого и среднего бизнеса, вузы, научные учреждения, получившие рекомендацию экспертного совета технопарка для продвижения своих разработок. К ним могут присоединиться государственные предприятия и учреждения, венчурные фонды, ассоциации, партнерства, маркетинговые и рекламные фирмы, коммерческие и инвестиционные структуры, частные инвесторы (бизнес-ангелы), оказывающие содействие в реализации целей создания технопарка.
     Ну и напоследок такая немаловажная деталь, как предоставление участникам технопарка льгот по налогообложению (мораторий по налогу на прибыль, налогу на имущество, земельному налогу; распространение льготы по НДС (п.16 ст.149 НК РФ, ч.II) на НИОКР, выполняемые участниками технопарка за счет собственных и привлеченных средств).
     Миссией промышленно-энергетического технопарка станет укрепление национальной энергетической безопасности за счет концентрации инновационных, интеллектуальных и технологических ресурсов, создания новейшего энергосберегающего и экологически чистого оборудования, предназначенного как для нужд столичного региона, так и для других регионов России.
     Что же касается выгод самого 'Салюта', то создание первого в Москве промышленно-энергетического технопарка позволит предприятию значительно расширить номенклатуру выпускаемого энергетического и высокотехнологичного оборудования и ускорить достижение поставленной перед коллективом задачи: довести объем выпускаемой продукции гражданского назначения до 50 процентов.

В завершение беседы хочу от всей души поздравить военнослужащих, работников ОПК и всех мужчин России с наступающим Днем защитника Отечества. Желаю им здоровья и всех благ, успехов в нелегком ратном труде, укреплении обороноспособности Отчизны.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBpj8S
Курьер на час: http://courier.youdo.com/food-delivery/kfc/ тут.
Смотрите: https://youdo.com/lawyer/civillaw/military/, подробности тут.
Диагностика Audi на https://youdo.com/auto/diagnostic/brand/audi/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer