Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Олег Смирнов:
Прибыль и безопасность полетов - разные вещи


13 ноября 2007 года Эдуард Воротников, Комсомольская правда


Накануне заседания Госсовета РФ по проблемам транспорта 'Комсомолка' беседует с одним из главных в стране авиационных экспертов. Госсовет пройдет сегодня в Красноярске. Вести его будет Владимир Путин. До сих пор президент мало говорил о безопасности полетов публично. В этот раз тема получит самое широкое освещение, ведь для реформы отрасли он создал полгода назад комиссию из 70 человек и заслушает первые результаты ее работы.

Олег Смирнов
Бывший замминистра гражданской авиации СССР, президент фонда "Партнер гражданской авиации"

Почему они падают

- К счастью, за последнее время не было крупных авиаЧП. Это чья заслуга?

- Катастроф  не стало меньше. Наоборот, их число возросло на 35 процентов. Это данные МЧС по сравнению с январем - октябрем прошлого года. Погибших, да, меньше - 295.

- Откуда столько жертв, ведь крупных ЧП не было?

- Небольшие самолеты бьются и вертолеты. В каждом по нескольку человек. Аварий много. Потому что система госрегулирования гражданской авиации, которая привела к крупным катастрофам в прошлом году аэробуса в Иркутске и пулковского Ту-154 в районе Донецка, осталась неизменной.

- Но чиновники заявили, что виноваты пилоты: в Иркутске вместо тормоза нажали газ и врезались в гаражи, а пулковские пошли на грозу и не справились с управлением.

- Порочность существующей системы в том, что она позволяет находиться в кабине экипажа недостаточно подготовленным пилотам, что ведет за собой фатальные ошибки. А должны быть исключены сами ситуации, в которых может проявиться человеческий фактор. Ведь что получилось в Иркутске: опытные пилоты, ранее летавшие на отечественных самолетах и переученные на западный аэробус, оказались в экстренной ситуации - полоса мокрая, торможения шасси оказалось недостаточно. Время идет на секунды, они делают то, что положено в этой ситуации: включают рычаги реверса тяги (торможение двигателем. - Прим. авт.). Но у них один реверс был  отключен еще перед вылетом. Правила эксплуатации аэробусов и 'Боингов' это позволяют. На наших же самолетах запрещено категорически. И вот командир с теми навыками, что годами впитывал, попадает в цейтнот. Нет времени вспоминать, какой реверс не работает. Он рычаги обоих инстинктивно рвет, как на отечественном самолете. В результате реверс одного двигателя включается, второй же автоматически пере
водится на взлетный режим. Вместо торможения получается ускорение. Человеческий фактор. А отечественный  самолет просто не пустили бы в воздух с неисправным реверсом. То есть была бы исключена сама возможность подобного ЧП.

Виноваты не люди, виновата система

- И в чем тут роль системы?

- У нас председатель Госкомиссии по расследованию авиакатастроф - министр транспорта. Как ему утвердить в итогах расследования ошибки подчиненной ему же системы? В авиамире расследованием летных происшествий занимаются независимые госструктуры. К примеру, в США расследователи подчиняются только президенту и сенату, их решения по итогам катастроф обязательны для всех. В нашей стране это был Авиагоснадзор при правительстве СССР. А российские комиссии ограничиваются только рекомендациями, на которые все плюют. Ни у Мин-транса, ни у Росавиации, ни у Ространснадзора не записана в положении ответственность за безопасность полетов.

- А то, что МАК (Межгосударственный авиакомитет) сертифицирует самолеты, а затем сам же ведет расследование катастроф (то есть сам расследует зачастую свои же ошибки, о чем мы не раз писали в'КП'), - из той же серии?

- Практически.

- Что еще нужно записать в причины трагедий?

- Когда наши чиновники сертифицировали лайнеры-иномарки для полетов в России, нельзя было разрешать полеты с неисправным реверсом. Ведь в кабину садятся люди отечественной закалки. Да, их переучивают. Программы обучения стоят, например, 10, 20 и 30 тысяч долларов. Авиакомпании выбирают те, что дешевле. И государство им это разрешает. А краткая программа не позволяет подсознание перенастроить с того, что годами с училища в него вдалбливали. Дело не только в иномарках. Вспомните падение Ту-134 под Самарой. Садиться должны были по приборам, а пилот по старой привычке глазами землю искал. Он с Ан-2 переучивался, там визуальное ориентирование. Приборы же говорили, что заход неточный, надо улетать на запасной аэродром или второй круг.

Некоторые коммерсанты видят задачу только в получении прибыли, и, когда государство не расставляет правильно приоритеты (в авиации это - безопасность полетов, а уже потом доходы), бизнесмены могут далеко зайти.

Больше скажу: в нашей системе владельцам небольших авиакомпаний, например с двумя Ту-154, выгодно, чтобы они разбились. Потому что авиаперевозки - низкодоходный бизнес, а правила строгие, и работать в нем нелегко. Проще выплатить компенсацию за пострадавших, получить огромную страховку за лайнеры и безбедно жить за границей. Никто, конечно, такой грех специально на себя не возьмет...

- Мы в 'КП' говорили, что нужно назначать такие компенсации за погибших, чтобы авиакатастрофы были экономически не выгодны тем, кто имеет самолеты.

- И мы ратовали за то же. И  Госдума наконец в первом чтении приняла повышенные ставки компенсаций.

- Что изменится в новом году?

- Случившиеся катастрофы, а также люди, переживающие за авиацию, привели к тому, что государство решило создать единый полномочный федеральный орган, который возьмет на себя всю ответственность в сфере гражданской авиации. Это наведет порядок, потому что безопасность полетов, задержки рейсов, проблемы аэропортов - все проблемы вытекают из главной: отсутствия единого полномочного органа и его конкретной ответственности за дела в отрасли.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8EqK
Курьер на час: http://courier.youdo.com/products-delivery/, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer