Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сталь Денисов :
Первый бокал за первый виток: Спутнику 50 лет


4 октября 2007 года Николай Дорожкин , Независимая Газета


Сталь Денисов - ракетчик, конструктор, изобретатель. Как говорят его коллеги, конструктор от Бога. Осенью 1953 года он был направлен на преддипломную практику в ОКБ-1. Сергей Павлович Королёв, принимая студентов МАИ в своём кабинете, говорил им такие слова: 'Останетесь со мной - не пожалеете'.

Сталь Денисов
Ракетчик, конструктор, изобретатель.

Сталь Денисов - ракетчик, конструктор, изобретатель. Как говорят его коллеги, конструктор от Бога. Осенью 1953 года он был направлен на преддипломную практику в ОКБ-1. Сергей Павлович Королёв, принимая студентов МАИ в своём кабинете, говорил им такие слова: 'Останетесь со мной - не пожалеете'. 'Трудно было тогда предположить, - вспоминает Сталь Викторович, - что всего через четыре года я буду участником пуска первого в мире искусственного спутника Земли'. Сегодня Сталь Денисов, заслуженный изобретатель РКК 'Энергия', готовит новое поколение ракетчиков в Королёвском колледже космического машиностроения и технологий.

- Сталь Викторович, вы хорошо помните, что происходило на полигоне 4 октября 1957 года?

- Кстати, 4 октября, 22 часа 28 минут 34 секунды - это дата и точное время вывода на орбиту первого в мире ИСЗ, но - по московскому времени. А на полигоне в момент старта наступило уже 5 октября. Ночной старт - великолепнейшее зрелище... Звёздная полночь. Тихая осенняя погода. Ракета-носитель на старте, освещённая прожекторами, дымится живительными парами кислорода. Пуск. Из динамика голос информатора сообщает, что всё идет нормально вплоть до отделения 'шарика' от носителя через 314,5 секунд после старта. Но это происходит уже вне радиовидимости полигонных средств. Придётся ждать примерно полтора часа до завершения первого витка вокруг Земли. Наш первый спутник, огибая Землю, посылал всему миру сигналы 'бип-бип-бип...', но люди, совершившие это чудо, пока его не слышат.

По русскому обычаю у нас в 'гостинице' - одноэтажном бараке - всё готово, чтобы отметить удачу. На закуску - жаркое из сайгака. Ждём благополучного окончания первого витка. Часовые стрелки очень медленно ползут к заветной черте. У меня нервы не выдерживают, бегу к автофургону, в котором стоит приемная радиостанция. Там - ведущий конструктор космических объектов М.С. Хомяков, оператор, главный конструктор спутникового передатчика М.С. Рязанский. Слышатся звонки: 'Ну, как?' Ответ: 'Рано'. Торжественная тишина. И вдруг, как будто из глубин Вселенной, сначала тихо с перебоями, затем всё уверенней и чётче: 'Бип-бип-бип...' 'Идёт над нашей широтой! Ура-а-а!' Поздравляем, обнимаем, целуем друг друга. Я бегу в гостиницу. Там коллеги из 4-го конструкторского отдела - В.М. Арсентьев, Ю.П. Антонов, В.И. Савин. Я им: 'Бип-бип-бип', но они уже всё знают: 'Успокойся, садись, сайгак стынет'. Через некоторое время вбегает Александр Сергеевич Кашо, ведущий конструктор носителя: 'Вы знаете, он как?! Бип-бип-бип!'. Все хохочут. Мы поднимаем первый бокал за первый виток Спутника. За начало Космической Эры'.

- Я в то время был ещё пятикурсником физфака Томского университета. Вечерами в обсерватории можно было наблюдать пролёт спутника, но мы видели его и так, невооружённым глазом?

- Тогда на орбиту было выведено сразу три тела: первым летел конусный головной обтекатель, вторым - собственно спутник, а третьим и самым крупным летающим объектом была вторая ступень ракеты-носителя. Визуально наблюдать можно было только её. Первый ИСЗ просуществовал как небесное тело в течение 92 суток, вторая ступень - 58 суток, а сколько головной конус - никто не знает.

- Что Вы лично делали для успешного запуска первого ИСЗ?

- Именно успешного! Это существенное уточнение. А вообще для запуска спутника нужна прежде всего ракета-носитель. Это была знаменитая 'семёрка'. Так вот я разработал для неё пояс нижних силовых связей боковых блоков с центральным блоком, воздушный руль для четырёх боковых блоков, защитные кожуха на поворотные узлы рулевых реактивных двигателей боковых и центрального блоков. Это была сложная работа, поскольку пакетная схема проектировалась впервые.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Невзоров
Аргументы и Факты
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
Александр Пинчук
РИА Новости
Кирилл Сыпало: ЦАГИ возродил работы над сверхзвуковым самолетом
Олег Клименко
PrimaMedia
"Мы решаем задачу развития аэропорта Владивостока в качестве хаба"
Алексей Харнас
Эксперт
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»
Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы»: «В свете последних событий могут открыться возможности»
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Ядерная энергетика в космосе: на Луне и Марсе реактору нет альтернатив
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Мотор подвел: Почему не получается поставить на крыло новый «кукурузник»

Sakh.online
«Аврора БАС идет на взлет!»: Дмитрий Третьяков — о развитии беспилотных технологий на Сахалине



Наталия Ячменникова
Российская газета
"Русский зверь": Уникальный самолет-амфибия Бе-200 может тушить пожары там, где не справятся другие
Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBkiww
YouDo: http://perevozki.youdo.com/passenger/minibuses/brand/gaz/bezvoditeiya/, подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer