- Игорь Витальевич, в далекие 20-е ваша общественная организация выдвинула памятный лозунг 'От модели - к планеру, от планера - к самолету'. Каковым в итоге оказался вклад авиамоделизма в отечественную авиацию?
- Школу авиамоделизма прошли практически все крупнейшие авиаконструкторы страны - Александр Яковлев, Павел Сухой, Олег Антонов, создатель знаменитого истребителя Су-27 Михаил Симонов и патриарх отечественной космонавтики Сергей Королев.
Как в прежние времена, так и ныне без авиамодельного спорта полноценное развитие большой авиации немыслимо -
он остается главной кузницей будущих генеральных конструкторов и полигоном для отработки самых передовых технологий.
- Каких, например?
- Развитие беспилотных аппаратов - моделей, оборудованных бортовым компьютером и способных по спутниковому навигатору лететь в заданном направлении. Нам это интересно. А в горячих точках для переброски небольших посылочек на значительные расстояния цены таким самолетикам не будет.
- В годы хаоса ни один из видов спорта не избежал потерь. Надо полагать, они и вас не обошли стороной?
- Главные трудности были связаны с утратой тренировочных баз и спортсменов, ставших затем нашими конкурентами на международной арене. Но сегодня эти сложности преодолены. Авиамодельный спорт развивается практически во всех регионах страны.
- Соревнования моделистов по каким классам проводятся?
- Основных классов пять - свободнолетающие модели, кордовые ('воздушный бой' и 'скоростники'), радиоуправляемые, копии и электролеты. Есть и подвиды, среди которых немало зрелищных.
- В каких дисциплинах россияне лидируют на международной арене?
- Мы диктуем моду в состязаниях по свободнолетающим и кордовым моделям. Неплохо выступаем в копиях. А вот по радиоуправляемым, к сожалению, от главных конкурентов, спортсменов США, пока отстаем.
- Что так?
- Не все от спортсменов зависит. Когда Россия будет поставщиком тонких технологий, а ее радиоэлектроника займет в мире лидирующие позиции, тогда и российские спортсмены в этом виде смогут быть конкурентоспособными. А пока Силиконовой долины у нас нет, нет и спортивных результатов.
- В предъюбилейном сезоне россияне какими-нибудь успехами отметились?
- На чемпионате Европы по свободнолетающим моделям сборная России заняла первое место, а планерист Леонид Фузеев из Самары стал чемпионом в личном зачете. Победили мы и на чемпионате мира по кордовым моделям, а ваш покорный слуга с помощью своего постоянного механика Дмитрия Батракова завоевал второе личное мировое 'золото'. Причем вице-чемпионом там стал юный Артем Марков со своим отцом, механиком Игорем Марковым. Еще одно 'серебро' в российскую копилку наша сборная положила на чемпионате мира по моделям-копиям.
- Авиамоделисты имеют шансы пробиться в программу Олимпиад?
- Дорога туда для технических видов спорта, к сожалению, пока закрыта. Даже для пилотов 'Формулы-1'. А жаль. Медальный баланс нашей национальной команды мы бы заметно пополнили.
- Какие соревнования ждут сборную России в наступившем году и каковы ее медальные планы в юбилейном сезоне?
- Выступим во всех значимых турнирах, проводимых под эгидой Международной федерации аэронавтики (ФАИ). На чемпионатах мира и Европы планируем завоевать 20 медалей, включая семь золотых. Кроме того, пройдут и этапы Кубка мира, три из которых состоятся в России. Сами понимаете, дома и модели лучше летают.
Справка 'Гудка'
- РОСТО-ДОСААФ официально курирует 23 вида спорта. Помимо авиамодельного, это вертолетный и водно-моторный спорт, дельтапланеризм и пейнтбол, служебное собаководство и парашютный спорт. В этих видах российские спортсмены ежегодно завоевывают около 150 золотых медалей чемпионатов мира.
Но аналогов российской РОСТО-ДОСААФ нет ни в одной стране мира, а потому и проведение полноценных Олимпиад по 'техническим' видам спорта невозможно. Между тем ни одна из классических олимпийских дисциплин не может сравниться с любым из видов спорта, культивируемым РОСТО-ДОСААФ, по значимости своего вклада в развитие экономики и науки государств, оборонный комплекс и транспортные отрасли.