Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Алексей Леонов:
Луна рискует стать военной базой


17 января 2007 года Михаил Поздняев, Новые Известия


Официальные космические власти России заявили недавно о том, что наша страна готова к освоению Луны. Причем в одиночку, без помощи американцев. Это заявление - своего рода сенсация, потому что до недавнего времени считалось, что космические полеты - дело чрезвычайно дорогое и заниматься освоением Вселенной имеет смысл лишь в кооперации. О том, хватит ли у России сегодня денег и сил на то, чтобы высадиться на Луне, 'НИ' рассказал летчик-космонавт Алексей Леонов, который, согласно планам СССР, еще сорок лет назад должен был первым 'поднять столбом лунную пыль'.

Алексей Леонов
Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

- Алексей Архипович, до самого последнего времени велись переговоры между Россией и США о совместной 'лунной программе'. Но буквально с конца декабря и американцы, и мы заявляем, что полеты на Луну возможны без кооперации, без чьей-то помощи. Реально ли сегодня такое?

- А почему нет? Мы ведь прошли такой этап одиночества. И мы, и американцы тогда достигли выдающихся результатов. Другое дело, что они блестяще реализовали свою программу 'Аполло'. Почему? Потому, что у них техника была лучше, чем у нас? Да ничего подобного! Потому, что для них это была национальная идея. Кеннеди, только-только став президентом США, обратился к сенаторам с просьбой поддержать его призывы к полетам на Луну, с которыми он выступал еще во время предвыборной гонки. Сенаторы поддержали и выделили сумму в 24 млрд. долларов, согласитесь, что приличную и по тем временам, и по нынешним. И почти 10 лет Америка ждала этого эпохального события. У нас было по-другому: пелись песни о 'пыльных тропинках далеких планет' и о том, что 'на Марсе будут яблони цвести', но наша 'лунная программа' была засекречена. У американцев после реализации их программы ничего не осталось, последний корабль 'Аполло' был использован в 1975 году во время совместного полета с нашим 'Союзом', в котором участвовали мы с Валерием Кубасовым. А у нас остался наш замечательный корабль 'Союз', теперь уже модернизированный, хоть сейчас готовый облететь Луну, с блестящей бортовой электроникой.

- Что, прямо на нем и полететь?

- А почему нет? Сорок лет назад полет на нем был сопряжен с огромным риском именно в силу несовершенства бортовых электронных систем, а сейчас такого риска уже нет. И еще у нас осталась от королевской 'лунной программы' ракета 'Протон', до сих пор надежно работающая. А ведь она делалась именно с целью полета на Луну. То, что мы тогда, в конце 60-х, не облетели Луну и не высадились на ней, в последующем было компенсировано очень серьезными разработками в освоении околоземного пространства, и до сих пор в этом направлении мы пользуемся плодами нашей 'лунной программы'. Сомневаться, можем или не можем мы в ближайшее время осуществить мечту Королева о полетах на Луну, не нужно. Можем. Если только захотим.

- Но нужно ли? В конце 60-х 'лунные гонки' имели целью рост престижа в мире. Но какая цель, кроме самоцели 'слетать еще раз', преследуется сегодня?

- Почему же не нужно? Мы, земляне, все равно к этому придем. А что для нас привлекательно в этом, кроме роста престижа? Да взять хотя бы разработки нового источника энергии - вещества гелий-3, которого на Луне, как показали исследования, полно. Одна тонна этого материала заменяет 160 млн. тонн нефти. Вы только подумайте, какие глобальные изменения на Земле могут последовать за доставкой гелия-3 с Луны. Еще 40 лет назад мы провели серьезные работы по проектированию лунной базы, я тогда был одним из руководителей проекта на фирме Бармина. Мы полностью смакетировали модуль такой базы, достигли очень интересных результатов. И сейчас можно продолжать эти работы. Думаю, что даже если будут раскручиваться новые 'лунные гонки', все равно сохранится связь между нами и Америкой. Во-первых, потому что это все-таки путь, большая часть которого нами пройдена, - я имею в виду МКС, но и потому, что иначе мы будем просто друг друга обворовывать. Не стоит сбрасывать со счетов и оборонный аспект. Луна вследствие жесткого соперничества рискует стать базой не научной, но военной. Этого не хотелось бы допустить.

- А долгосрочные экспедиции, постоянное пребывание людей на Луне - как вам кажется, насколько это возможно в ближайшем будущем? Жить там не неделю, а полгода - ведь тоска заест!

- Условия жизни на Луне гораздо лучше, чем на сегодняшних орбитальных станциях. Все-таки по ней можно ходить, а не плавать в невесомости, как на МКС. Что касается сроков - то мы (в отличие от американцев) добились потрясающих результатов. Юра Романенко летал на станции 'Мир' сначала около 100 суток, а потом год. Сережа Крикалев провел на станциях в общей сложности 844 дня. Это говорит о том, что быть долгожителями на Луне для наших космонавтов - не проблема. Как создать лунную базу - другой вопрос. Но в ближайшие годы, я считаю, вполне возможно доставить на Луну обитаемый модуль объемом 300 'кубов' - этого для начала вполне достаточно, чтобы обеспечить людям нормальную жизнь.

- То есть вы твердо верите, что заветная мечта Королева скоро осуществится?

- Да, конечно. Сейчас мы стоим к ее осуществлению гораздо ближе, чем при жизни Сергея Павловича. Не хватает общенациональной поддержки. И такого талантливого организатора, каким был Королев. Если бы он прожил еще несколько лет, я уверен, первый облет вокруг Луны мы бы совершили на полгода раньше, чем американцы. И первыми бы на Луну высадились. У нас были все условия для этого.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer