- Что за приборы вы создаете?
-Основная наша тематика - системы управления орбитальной группировкой и космическими аппаратами. Мы поддерживаем постоянный 'диалог' Земли с находящимися на околоземных орбитах космическими аппаратами, следим, чтобы они не отклонялись от своей траектории, а при необходимости - возвращаем их на положенное место. В день осуществляем по нескольку тысяч сеансов со спутниками с использованием наших средств, отвечаем за использование космических систем в интересах гражданской деятельности. Для этого мы разработали комплексную программу исследований до 2010 года.
- Какие темы в нее вошли?
- Одно из главных ее направлений - спутниковое наблюдение. Мы можем, например, уточнить, а кое-где и подправить географические карты.
К сожалению, в настоящее время карты у всех свои: у синоптиков, у строителей, у специалистов МЧС. При этом многие из них устарели и изобилуют неточностями. Кроме того, наши космические наблюдатели в состоянии провести 'инвентаризацию' и мониторинг природных ресурсов.
Ведь с космической высоты можно рассмотреть любые природные катаклизмы. Например, высохшие реки или наступление пустынь. Представляете, на карте значится в этом месте лесостепь, а по данным, полученным со спутника, из-за варварского истребления лесов деревьев там уже нет и в помине. Пески наступают, вытесняя зеленые массивы. Еще один 'географический казус' - мы недавно обнаружили целый поселок нигде не учтенных коттеджей. Более того, зоркое око наших приборов может с высокой точностью отслеживать состояние важных промышленных объектов (ТЭЦ и АЭС, железных дорог, водохранилищ, дамб), а также контролировать передвижение опасных грузов по всей стране.
- А как вы взаимодействуете с регионами?
- В Тамбовской области мы создаем систему обеспечения химической безопасности и социально-гигиенического мониторинга. С помощью наших приборов мы следим за перемещением химически опасных грузов, контролируем состояние различных объектов. В чрезвычайной ситуации соответствующие службы - МЧС, а также местные жители своевременно получат сигнал тревоги. Мы устанавливаем свою аппаратуру на мосты, сложные инженерные конструкции, дома, аквапарки. В пункте управления собирается вся необходимая информация, и специалисты на основе полученных данных принимают соответствующее решение. Скажем, если произойдет деформация конструкции выше допустимой нормы, прибор просигналит тревогу, значит, пора принимать меры. Наши приборы способны видеть на большую глубину. Это особенно важно для мониторинга состояния подземных коммуникаций, трубопроводов, коллекторов, тоннелей, насыпей и других объектов инфраструктуры.
Администрация Башкортостана заказала нам систему прогнозирования паводков, а губернатор Новосибирской области попросил организовать мониторинг федеральных и региональных ресурсов области. Фирме 'Татнефть' мы поставили систему слежения за их транспортными средствами. За месяц работы космические диспетчеры засекли, что некоторые водители автотранспорта приписали себе по нескольку тысяч липовых километров пробега. Водитель бензовоза в Ярославской области, где мы свою систему также внедряем, за такой же срок приписал себе ровно тысячу километров пробега. Администрации ряда регионов заказывают у нас десятки подобных систем спутникового наблюдения для своих автоколонн и таксопарков.
- Да, 'космическому инспектору' при всем желании невозможно дать взятку.
- Самое ценное даже не в том, что наши приборы выводят на чистую воду нечестных водителей. Важно, что наша система позволяет отслеживать нормальную работу всей автоколонны в комплексе. Ведь автомобиль может сойти с маршрута, попав в аварию или из-за поломки, на него может быть совершено нападение, и так далее. Скажу больше, наша аппаратура позволяет сообщать вскрыт или сохранен опечатанным контейнер, находящийся в пути. Для этого мы ставим на него несколько дополнительных датчиков размером с две спичечные коробки и можем получать любую информацию. Если перевозится опасное химическое соединение, приборы подскажут, какое давление поддерживается внутри емкости, нет ли утечки. Ведь грузы требуют хозяйского глаза на всем пути следования.
По нашим расчетам, научная организация грузовых автомобильных перевозок с помощью космического слежения позволит на четверть сократить время поездок, почти на двадцать процентов - число остановок, сэкономит 12 процентов топлива, и при этом средняя скорость движения машин возрастет. Соглашения об использовании подобных космических систем с нами подписали администрации уже 34 регионов.