Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виктор Трусов:
"Записи переговоров погибших пилотов могут услышать только их родственники"


10 января 2007 года Александр Андрюхин, Известия.Ру


Минувший год потряс россиян тремя страшными авиакатастрофами: падением А-320 в море под Адлером, катастрофой Ту-154 под Донецком и трагедией в Иркутске, где А-310, благополучно совершив посадку, врезался в гаражи. Согласно выводам Межгосударственного авиационного комитета (МАК), эти трагедии произошли из-за ошибок летчиков. На чем основаны эти выводы, как расследуются летные происшествия - с этими вопросами корреспондент "Известий" Александр Андрюхин обратился к председателю Научно-технической комиссии МАКа Виктору Трусову.

Виктор Трусов
Председатель Научно-технической комиссии МАКа.

вопрос: Если верить выводам авиационной комиссии, практически все катастрофы в России происходят из-за человеческого фактора. Выходит, техника у нас безотказная, а пилоты не могут летать?

ответ: За рубежом точно такая же картина: 60-80% авиационных происшествий происходит из-за ошибок человека. Статистика что у них, что у нас примерно одинаковая. Эта цифра держится уже несколько десятков лет. Но в России школа подготовки пилотов действительно все более приходит в упадок. В авиационных учебных заведениях (особенно в летных училищах) и на производстве кадры стареют, а заменить их некем.

в: После каждой катастрофы многие говорят, что на комиссию давят. И производители техники, и авиакомпании...

о: Хочу оговориться: мы не ищем виновных, мы устанавливаем техническую причину аварии или катастрофы. Но раньше давление действительно могло иметь место. До 1987 года Госавианадзор (организация, занимавшаяся расследованием и профилактикой авиационных происшествий) входил в Министерство гражданской авиации. Разумеется, при катастрофах ведомство пыталось защитить свои интересы. Но с тех пор как Госавианадзор СССР (а с 1992 года его правопреемник МАК) стал независимым, никакого давления мы не испытываем.

"Невзлетная конфигурация"

в: Каким образом воссоздается картина происшествия? Дают ли самописцы полную картину?

о: Не всегда. Кроме обоих самописцев, речевого и параметрического, картину дополняют запись переговоров с диспетчером и данные локаторов, состояние агрегатов и систем после авиационного происшествия. С речевым самописцем, кроме технических специалистов, еще работают психологи. Не только из самих слов летчиков, но и по интонации голоса они определяют, что на самом деле происходило в кабине. Когда ситуация обостряется, летчики непроизвольно переходят на родной язык, с английского на русский или с английского на армянский и так далее. Они начинают по-другому строить предложения, говорить быстро, глотать слова. В измененном психологическом состоянии пилоты могут совершать неадекватные, бесконтрольные действия, которые и приводят к катастрофе. При возникновении аварийной ситуации начинает работать аварийная сигнализация - аварийное табло и звучать сирена, а некоторые речевые сигналы идут и в эфир. При каждом случае аварийной ситуации сирена звучит по-разному для того, чтобы пилот оперативно распознал причину отказа или неисправности. На некоторых воздушных судах установлен речевой информатор, который информирует о конкретной ситуации - например, пожар, отказ гидросистемы и так далее. К примеру, при посадке А-310 в Иркутске сработала сирена: "невзлетная конфигурация".

в: Но ведь самолет садился...

о: В том-то и загвоздка. У самолета при взлете из Москвы не был исправен реверс левого двигателя, что является штатной ситуацией. Командир самолета при посадке ничего не перепутал и включил нормально рабочий реверс. Однако когда стал уменьшать его режим, непроизвольно задел рукой рычаг управления двигателями и тем самым задал команду прямой тяги. Вот почему и сработало предупреждение: "невзлетная конфигурация". Отключить двигатель - дело одной секунды. Но командир не смотрел на рычаг, он смотрел вперед. Шел дождь, полоса была скользкой, необходимо было удерживать самолет на полосе. Беда в том, что второй пилот не смог по показаниям приборов и положению рычага своевременно предупредить командира о ненормальном положении. А это его обязанность. Из расшифровки голосового самописца понятно, что оба до последней минуты не понимали, что происходит. Вот послушайте.

Виктор Андреевич включил запись звукового самописца, уже обработанную в компьютере. На мониторе возникла "кардиограмма" (осциллограмма речи). Из динамиков раздалось шипение. Рев двигателя слышался слабо, но резал слух ритмичный звук какого-то хронометра. "Это работают дворники, - пояснил Трусов, - поскольку идет дождь". Вскоре шум двигателя усилился - это самолет коснулся земли. Командир включил реверс. Секунд через двадцать раздались прерывистые раздражающие звуки той самой сирены "невзлетная конфигурация". Пилоты на это не произнесли ни слова. " Здесь летчик повторно попытался включить реверс, заметив, что самолет не тормозится, - пояснил Трусов. - Он (экипаж) предполагал, что торможения не происходит из-за скользкой полосы". Если бы экипаж понял, что самолет не тормозится из-за большой тяги левого двигателя, то им были бы предприняты адекватные меры. За пять секунд до схода с полосы (бетонной части) второй пилот спросил: "Что происходит?" - "Не знаю", - ответил командир. После этого слышится шум, через несколько секунд грохот и тишина. От мысли, что в этот момент летчики погибли, а с ними 120 пассажиров, мурашки поползли по телу.

Первые Ту-104 падали в гробовом молчании

в: Испытывают какие-нибудь чувства сотрудники лаборатории? Все-таки они слушают последние слова летчиков.

о: Любая работа притупляет чувства, но здесь чувства просто сжигают. Часть специалистов сами бывшие летчики, и они очень переживают. Когда слушали отчаянный крик второго пилота Ту-154, который упал под Донецком, "Не убивайте меня!" - у меня самого волосы на голове шевелились.

в: Часто ли летчики паникуют, впадают в отчаяние?

о: Крайне редко. Они борются до последнего, поэтому сосредоточенны и немногословны. К примеру, когда падали первые два Ту-104, при попадании в штопор пилоты не произнесли ни слова. Они падали в гробовом молчании. Тогда никто не понимал, что происходит с этими самолетами. Но когда падал третий Ту-104, командир Гарольд Кузнецов до последней секунды передавал на землю, что происходит с самолетом. Вот случай железного хладнокровия. Благодаря этому самолет был доведен до ума.

Иногда именно паника летчика в нештатной ситуации и приводит к катастрофе. Разумеется, она выражается не так, что летчик бегает по салону и рвет на себе волосы. Он совершает неосознанные действия, хватается за рычаги, за которые хвататься нельзя, отключает автопилот. Если бы на Ту-154 под Донецком командир не отключил автопилот, возможно, катастрофы не было бы. То, что командир решил "перепрыгнуть" через тучу, уже было ошибкой. "Тут еще и град!" - слышим его возглас на записи. Самолет начало болтать. Командир отключил автопилот, полагая, что вручную сможет справиться с болтанкой. Все эти ситуации расписаны либо в Руководстве по летной эксплуатации, либо в программах подготовки летного состава. Но пилотам не доводят тонкости полета и особенности пилотирования в таких ситуациях.

в: Что восклицают летчики в последнюю секунду, поняв, что уже погибнут? Может, что-то из молитвы?

о: Ни один российский летчик перед гибелью не произнес ни слова молитвы. Все как один восклицают: "Пиз...ц!".

в: Понятно из черных ящиков, что чувствуют пассажиры при падении самолета?

о: Микрофоны установлены только в кабине пилотов. Если при происшествиях кто-то выживает, мы, естественно, их опрашиваем. Рассказывают все по-разному. Кого-то начинает трясти, а кого-то пробивает на юмор. Например, один из опрошенных ответил так: "Когда ударились о землю, потерял сознание. Но когда очнулся, увидел у себя на коленях женщину. И подумал: "Жаль, не молодая!"

Летчика чуть не убили из-за телерепортажа

в: Почему в России никогда не публикуется расшифровка речевых самописцев?

о: Это категорически запрещено правилами расследования авиационных происшествий. В других странах публикация речевых самописцев тоже запрещена. Делается это для того, чтобы никому не навредить. Помню, в 1986 году в Ленинграде при неудачной посадке погибло несколько человек, а летчик получил ранения. Александр Невзоров заявил в своих "600 секундах", что в происшествии виноват пилот. А в самолете летели абхазы. Их родственники толпой рванули в больницу, чтобы убить летчика. Его спасло только чудо.

в: После катастрофы в Адлере армянская сторона обвиняла диспетчера. Были ли на то основания?

о: Диспетчер здесь ни при чем. При посадке диспетчер передал, что видимость на полосе 100 метров. Он велел летчику садиться на другую полосу, где видимость значительно лучше. Самолет, не набрав скорости, начал разворачиваться. Сработала сигнализация, что скорости не хватает. Но летчик вместо того, чтобы набрать скорость, отключил автопилот и упрямо продолжал разворот. В процессе разворота командир потерял представление о том, в каком (левом или правом) крене находится самолет (это недостаток индикации авиагоризонта), и его действия были неадекватными ситуации. В результате самолет свалился в море. Погубила недостаточная подготовленность пилота к пилотированию этого самолета в ручном режиме.

в: С какими трудностями вы сталкиваетесь при расшифровке черного ящика?

о: На самом деле ящик не черный, а оранжевый. И он скорее имеет форму мяча, нежели ящика. Самописец выдерживает температуру 1000 градусов в течение 10 минут. На самолетах звук пишется на магнитную ленту, на вертолетах - на проволоку. Иногда приходится эту проволоку восстанавливать по кусочкам - она очень хрупкая. А при катастрофе под Хабаровском в 1996 году, когда произошел вакуумный взрыв (тогда еще спасатели недоумевали: куда делись пассажиры? А они просто испарились!), мы отыскали самописец на полуметровой глубине. Так он впечатался в землю. Он из шара практически превратился в лепешку. Пленка рассыпалась на 1000 фрагментов. Нужно было не только собрать кусочки, но и определить, какой фрагмент за каким следует. Но даже если запись восстановлена, возникают трудности с пониманием, о чем говорят пилоты. Как правило, профессионалам не обязательно говорить всю фразу. Одно слово - и напарнику понятно, что хотел сказать командир. Однажды в записи мы услышали, как в эфире прозвучали слова диспетчера, что на высоте 10 тысяч метров начинается гроза. Это относилось к другому самолету, но пилот тут же произнес: "Я знаю". Только из-за того, что его ответ чуть-чуть налез на сообщение из эфира, мы поняли, что слова пилота относились не к информации о грозе, а к тому, что его напарник жестом указал на прибор.

в: Какую роль играют параметрические самописцы?

о: Они содержат показания многих самолетных систем и двигателей, данные о положении самолета в пространстве, скорости полета, высоте и многое другое. Затем эти показания сравниваются с данными речевых самописцев. Бывает, что аварийные сигналы срабатывают ложно. К примеру, у моего заместителя (он в прошлом летчик) при посадке сработал аварийный сигнал "не выпускается шасси". Он передал на землю и попросил с земли посмотреть, действительно ли шасси заклинило. Оказалось, что с шасси все нормально, а это автоматика дала ложный сигнал. В результате он благополучно сел.

в: А кто может услышать записи переговоров, кроме членов комиссии?

о: Родственники пилотов, их жены часто просят... Как-никак последние слова их мужей... И мы иногда отдаем им эти записи...




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBt5iW
Объявление: https://youdo.com/lawyer/civillaw/loans/, подробное описание здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer