Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Дмитриевич Антипов:
Крылья над морем


3 июля 2006 года Радио России


Близится 90-летний юбилей морской авиации, которая и в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время обеспечивает воздушную безопасность морских границ нашей Родины. Гость в студии - командующий морской авиации генерал-лейтенант Юрий Дмитриевич Антипов.

Юрий Дмитриевич Антипов
Командующий морской авиации, генерал-лейтенант.
АНТИПОВ Юрий Дмитриевич - генерал-лейтенант.
Родился 5 декабря 1952 г. в Самаре. Окончил Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков, Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Проходил службу на различных командных должностях в авиации Войск ПВО, затем - в ВВС, ВМФ. В 1992-1996 гг. заместитель командующего ВВС Балтийского флота по боевой подготовке. В 1998 г. назначен начальником боевой подготовки авиации ВМФ, в 2000 г. - первым заместителем командующего - начальником штаба, а в 2001 г. - командующим ВВС Тихоокеанского флота. С апреля 2003 г. - начальник ВВС и ПВО Военно-Морского Флота.

- Когда вы впервые подумали о том, что неплохо было бы связать свою жизнь с флотом?

Антипов: Об этом я не думал и не мечтал, мечтал быть просто летчиком, независимо от того, буду ли я морским летчиком, летчиком-истребителем или летчиком-штурмовиком. Но так сложилась судьба, что я попал на флот, и я очень ей благодарен. С 1989 года моя жизнь связана с флотом. Я попал во флотскую семью и очень рад тому, что служу вместе с надводниками, подводниками и морскими пехотинцами. Морская авиация сегодня - это большой коллектив людей с непростыми судьбами, объединенных любовью к морю и небу.

- Меня всегда удивляли спокойствие и невозмутимость морских летчиков. Сложные условия, волнение, но они всегда уверены, что выполнят задачу. Характеризуя сегодняшний день, вы как командующий можете сказать, что морские летчики не потеряли былой уверенности и опыта, способны выполнить те задачи, которые стоят перед морской авиацией?

Антипов: Особенностью морской авиации и морского летчика является необходимая дополнительная психологическая подготовка. В авиации ВВС и ПВО готовность летного состава в основном техническая, а морской летчик больше готовится психологически, ибо сначала ему нужно заставить себя выполнять то, что положено, а уже потом прививать себе какие-то специфические навыки.

Если говорить о сегодняшней ситуации, я бы сказал, что она не хуже, чем была вчера или позавчера. Сегодня основная задача морской авиации заключается в обеспечении способности рода войск выполнять задачи по предназначению. Мы и выполняем: обучаем летный состав, поддерживаем достаточный уровень тренированности, готовим замену естественной убыли, то есть тем летчикам, которые уходят из морской авиации или по здоровью, или по возрасту. Не так, может быть, как хотелось, но ситуация сейчас динамично развивается. Постепенно морская авиация в ходе строительства ВС РФ переходит от этапа становления к этапу развития и продвижения вперед. Не большими шагами, но продвижение есть.

- То есть, можно сказать, что тяжелый излом конца 80-х - начала 90-х, когда ощущалось хроническое недофинансирование, пройден?

Антипов: Мы работаем в рамках выделенных лимитов и выделенного ресурса, а также в рамках выделенных финансов. В этих рамках мы выполняем задачи достаточно уверенно, ритмично и хорошо.

- Есть ВВС, и есть морская авиация. По сути дела, они выполняют одни и те же задачи. А в чем заключается различие между ними?

Антипов: Большое ВВС - это старший брат морской авиации, в то время как военно-морской флот - это наша семья. Со своей стороны морская авиация - это оружие корабля, составной элемент ударных сил флота. Отличие же заключается в том, что морская авиация практически решает и выполняет задачи на море. А у ВВС РФ задачи, свойственные именно для них. Словом, задачи отличаются по многим показателям, исходя из предназначения.

- Да и 'пятый океан' у морской авиации и у ВВС РФ несколько разный. Взять хотя бы посадку самолета или вертолета на палубу, которая существенно отличается от посадки на аэродроме.

А теперь немного истории. Русская морская авиация родилась на Куликовом поле. Не на реке Непрядве, а на том Куликовом поле, что нынче вошло в городскую черту Севастополя. Именно с него 16 сентября 1910 года поднял в воздух моноплан "Антуанетта" офицер флота лейтенант Станислав Дорожинский. Он пролетел над Севастополем... Весь город следил за его недолгим, но впечатляющим полетом. Заглохни мотор - и летчик был бы обречен: в Севастополе ни клочка ровной земли, на который можно было бы спланировать, - холмы, балки, бухты... Дорожинский благополучно вернулся на летное поле. А 10 октября он совершил полет над морем - над эскадрой, стоявшей на рейде. Молодой летчик был приглашен в городскую думу, где ему торжественно вручили памятный золотой жетон. Так пришла к нему всероссийская слава.

А 17 июля 1916 года четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна 'Орлица' Балтийского флота провели воздушный бой над морем с немецкими самолетами. Он закончился полной победой российских морских летчиков. Два кайзеровских самолета были сбиты. Русские самолеты вернулись без потерь. Этот день, день первой победы морских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем, принято считать днем рождения морской авиации российского Военно-Морского Флота. В соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ от 15 июля 1996 года № 253 17 июля отмечается День авиации Военно-Морского Флота.


Слушатель: На каком самолете вы начинали? И второй вопрос: ходят слухи, что собираются сокращать гидросамолеты и экранопланы на флотах, правда ли это?

Антипов: Начинал я в ПВО на самолетах МиГ-17, Су-7, Су-9, потом летал в ВВС на МиГ-23, МиГ-29, Су-7, Су-9, Су-17, Су-24 и Су-27. Получается, что я поднимал в воздух практически все самолеты, которые стояли на вооружении Советской и Российской армии. Сейчас я летаю на самолете Ту-134 и на корабельном истребителе Су-25УТГ.

Что касается сокращения. Я считаю, что гидроавиация не будет сокращаться никогда. У нас текущих планов таких нет, да и на будущее тоже.

- Какие задачи сегодня решает морская авиация?

Антипов: Основная задача - обеспечить способность выполнения задач по предназначению. А это значит, что морская авиация должна выполнять противолодочные задачи - вскрытие надводной и подводной обстановки, умение поражать надводные и подводные объекты, находиться в постоянной готовности к этому, а также истребительные задачи. То есть, у морской авиации, которая объединена в настоящее время в подразделения, части, соединения, есть все рода войск, которые существуют и в большом ВВС.

На вооружении противолодочной авиации стоят Ил-38, Ту-142, вертолеты Ка-27. Истребительную авиацию представляют Су-27, Су-33 и МиГ-31. Морская ракетоносная авиация представлена Ту-22. Остальная авиация - специфическая, типы ее многим просто ничего не скажут. Могу сказать, что те задачи, которые морская авиация должна решать, она решает.

- В своей время в составе ВМФ был крейсер 'Киев', на котором базировались самолеты Як-38 с вертикальным взлетом и посадкой. Имеют ли подобного рода самолеты свое продолжение в российском флоте? Перспективны ли вообще самолеты с вертикальным взлетом и посадкой для морской авиации, нужны ли они флоту?

Антипов: Перспектива - очень сложное понятие. Американцы идут по пути развития авиации с вертикальным взлетом и посадкой. Не так давно создали собственный самолет и планируют большие закупки. Как будет развиваться такая авиация в России, покажет время.

- Но такие самолеты обычно не обладают очень большим радиусом действия и достаточным запасом топлива?

Антипов: Это относится к старым самолетам типа Як-38. Но это было только в начале пути. Какими будут дальше самолеты в данной области, могут сказать только конструкторы. В морской авиации только эксплуатируют технику, а не создают ее.

- У России есть тяжелый авианесущий крейсер 'Адмирал Кузнецов'. Как готовится летный состав палубной авиации для выполнения задач с его борта?

Антипов: Задача и процесс подготовки летного состава на корабль являются очень сложными. Процесс подготовки начинается очень длительным профессиональным отбором летного состава, пригодного для полетов на палубной авиации. После отбора производится наземная подготовка летчиков на базовых самолетах. Затем определяется, сможет ли дальше тот или иной летчик психологически выполнять те задачи, которые придется ему выполнять одному на больших расстояниях от берега. Предварительная подготовка проводится на тренажере 'Нитка', представляющем собой примерно такой же большой корабль, только размещенный на земле. Далее, если отобранные летчики показывают хорошие профессиональные качества, их начинают готовить на учебных самолетах Су-25УТГ непосредственно на корабле. Если и там получается хорошее качество, подготовка летчиков продолжается уже на боевых самолетах. Сначала в Баренцевом море, а затем уже в ходе боевых служб в других морях и океанах.

- Чем отличается летчик палубной авиации от других летчиков морской авиации?

Антипов: Он более предан своему делу, более любит свою профессию. Корабельные летчики, даже садясь на землю, остаются корабельными летчиками, потому что, как правило, не замечают ничего вокруг, кроме полета.

- Какими были ваши ощущения, когда вы первый раз самостоятельно садились на палубу?

Антипов: Конечно, вначале присутствует ощущение какого-то трепета и страха. Дело в том, что у корабля - пять степеней свободы, и у самолета - пять степеней свободы. Летчику нужно, прежде всего, победить себя и успокоиться. И вот когда уже он успокоился, ему сначала предстоит выровнять свой самолет, а потом осуществить заход на посадку согласованно с движением корабля. Совместить десять степеней свободы в одной точке и в одно и то же время - очень сложно.

- Различаются ли взлет и посадка самолета российской и зарубежной палубной авиации?

Антипов: На западных кораблях взлет происходит с катапульты, а в России создан самолет с коротким разбегом, который может взлетать просто с палубы корабля за счет самой кривизны палубы. Заход же на посадку у российских самолетов происходит практически визуально. Одним словом, на Западе своя методика, у нас - своя.

- То есть, практически можно сказать, что российский пилот морской авиации на голову выше по своему профессионализму пилотов морской авиации других стран. А как обстоит дело с налетом сейчас?

Антипов: Общий налет в морской авиации остается постоянным вот уже на протяжении 3-4 лет и составляет где-то 40 часов, в корабельной авиации - до 80-100 часов в год. Это необходимость, потому что посадка на корабль требует более тщательной подготовки и более уверенных практических навыков.

- Будет ли у России еще один авианесущий крейсер?

Антипов: Это вопрос не ко мне, но мы к этому готовится. А сколько России нужно авианесущих крейсеров, определит государство. Мы же - люди военные и выполняем задачи на таких кораблях.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCAvXw
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer