Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Морозенко:
Космическая столица России


24 июля 2006 года Красная звезда


Из семи десятков наукоградов почти половина находится в Московской области. В Королёве, по праву считающемся центром отечественной космонавтики, расположены Ракетно-космическая корпорация 'Энергия' им. С. П. Королёва и Центр управления пилотируемыми полетами. Непосредственно к Королёву примыкает город Юбилейный, где размещены научно-исследовательские институты, занимающиеся системами ракетно-космического комплекса. Здесь же неподалеку находится всемирно известный Звездный городок, где проводится подготовка космонавтов к полетам на пилотируемых космических аппаратах всех типов и назначений. Нынешним летом 170-тысячный город отмечает двойной юбилей - 10-летие присвоения ему имени выдающегося ученого, основателя практической космонавтики С. П. Королёва и 5-летие обретения статуса 'Наукоград Российской Федерации'. О том, чем живет сегодня столица отечественной космонавтики, рассказывает глава города Королева Александр МОРОЗЕНКО, полномочия которого избиратели подтверждали трижды.

Александр Морозенко
Глава города Королёв.

- Страна не должна существовать лишь за счет экспорта нефти и газа - вслед за подъемом экономики будут востребованы и результаты работы предприятий наукоградов. Насколько сегодня, на ваш взгляд, велик их потенциал?

- Он весьма значителен. Во всяком случае приезжающим в наш город иностранным специалистам есть что показать, чем удивить. И это не пустое бахвальство. Несмотря на все передряги и разруху 1990-х, нашим предприятиям удалось решить две важнейшие задачи: сохранить интеллектуальный потенциал отрасли, научную школу, у истоков которой стоял Сергей Павлович Королёв, и научно-технический и производственный потенциал предприятий. В совокупности эти слагаемые и дают результаты, многие из которых не имеют аналогов в мире, позволяют оставлять далеко позади наших конкурентов.

Придание Королёву статуса наукограда России - абсолютно логичное, правильное решение. Прорыв в сфере инновационных, космических технологий невозможен без концентрации интеллектуальных, технических, финансовых ресурсов на конкретных перспективных проектах. При всей очевидности сказанного за звание наукограда пришлось серьезно побороться. Надо отдать должное участию в решении ряда проблем в этой связи в недавнем прошлом президента РКК 'Энергия' академика Юрия Семенова, а также экс-главы Росавиакосмоса Юрия Коптева. Очень много сделал, для того чтобы Королёв как наукоград России состоялся, губернатор Московской области Герой Советского Союза генерал-полковник Борис Громов. В городе, на предприятиях это хорошо знают и высоко ценят.

Потенциал - производная многих составляющих. Это и желание государства быть ведущей мировой державой, и возможности страны готовить кадры, которые, как в свое время Королёв, могли ставить и решать сверхзадачи, нацеленные за 'горизонт'. Сегодня, к сожалению, у большей части молодежи ярко выраженного побудительного мотива к обучению, к науке нет. Кроме того, научный потенциал необходимо реализовывать как в количестве и новизне продукта, так и в развитии теории.

Для движения вперед необходимо уже сегодня сосредоточиться на поддержке молодых ученых, чем мы, собственно, и занимаемся. Ежегодные конкурсы научных работ на соискание премии им. С. П. Королёва убеждают: талантами наша земля не оскудела. Скажем, в нынешнем году на конкурс были представлены 23 работы от 25 соискателей - представителей ведущих предприятий города: ОАО РКК 'Энергия' им. С. П. Королёва, ЦНИИМАШа, ОАО 'Корпорация 'Тактическое ракетное вооружение', НПО 'Измерительная техника', 'Композит' и др.

В числе лауреатов, получивших премии из рук дочери Королёва - почетного гражданина нашего города Натальи Сергеевны Королёвой, - исполняющий обязанности ведущего конструктора корпорации 'ТРВ' Алексей Юрконенко, старший научный сотрудник ЦНИИМАШа кандидат технических наук Вячеслав Апетьян, научный сотрудник РКК 'Энергия' Роман Евдокимов. Многим молодым ученым были вручены поощрительные премии. Вглядываясь в их застенчивые лица, я ловил себя на мысли: и как только им удалось 'освоить' столь сложные, мудреные темы. Вот они - последователи Королёва, таланты!

Но любой алмаз нужно шлифовать - настоящим ученым и высококвалифицированным специалистом можно стать лишь в результате многолетней учебы, научной деятельности. Наша задача в этой связи - содействовать повышению уровня материального достатка молодых ученых, решению их жилищных и других проблем.

СПРАВКА. Уровень доходов населения г. Королёв в 2005 г. составил 10.300,7 рубля против контрольного значения 6.797,1 рубля (рост на 51,5%); средняя заработная плата по городу составила 9.878 рублей против контрольного значения 5.874 рубля (рост на 68,2%); обеспеченность жильем составляет 21,2 кв. м на человека против 20,2 кв. м (на 10,4% выше контрольного значения); удельный вес безработных по отношению к численности населения трудоспособного возраста составил 0,38% против контрольного значения 0,65% .

- Первые наукограды появились в 1930-х годах, однако до сих пор окончательно не сформирована законодательная база их существования и развития. Обо что вы, как глава города, сегодня 'спотыкаетесь'?

- Бюрократическая система в стране тяжелая, как броня. Хотя, с другой стороны, именно бюрократией проверяется жизнеспособность проектов. Чиновнику всегда было сложно доказать, что выполняемая работа имеет не только научный, но и практический интерес. Мешает косность некоторых руководителей финансового звена. Я убежден: не финансист должен определять идеологию развития отрасли, это может сделать только специалист, сочетающий в себе знания ученого и практические навыки. Жаль, но сегодня играют 'первую скрипку' и определяют перспективность проектов почему-то финансисты, причем подчас это происходит вопреки здравому смыслу.

В определенном смысле нашему городу повезло - Королёв самодостаточен, мы многие годы являемся одним из городов-'доноров' в Московской области, наши предприятия известны во всем мире, нам доверяют и идут навстречу.

Тем не менее некоторые руководители федерального финансового комплекса считают, что наукоград в первую очередь должен развивать инфраструктуру, а не научные направления, которые, с одной стороны, являются самыми рискованными, с другой - наиболее эффективными. В этом смысле нас выручает взвешенная позиция правительства Московской области.

СПРАВКА. Уплата налога на одного работающего составила 51,3 тыс. рублей против контрольного значения 24,4 тыс. рублей (на 110,3% выше контрольного значения); розничный товарооборот составил 6.552,5 млн. рублей против 2.380,5 млн. рублей (на 175,3% выше контрольного значения); численность подготовленных специалистов с высшим и средним образованием составила 971 чел. против 305 чел. (на 218,4% выше контрольного значения).

- Почти миллиард рублей в качестве дополнительного финансирования десяти наукоградов РФ - на что хватает этих денег?

- Думаю, сегодня мы можем говорить об устойчивом развитии города. Скажем, эксперты Европарламента сравнивают Королёв с Кембриджем - знания и тяга к ним позволяют нам чувствовать себя уверенно с точки зрения завтрашнего дня. Кроме денег, программа развития наукоградов дает статус и самоуважение. Наш город по уровню образования, полагаю, фаворит во всей России. Около 70% горожан имеют высшее или среднетехническое, специальное образование.

Но от подсчетов затрат на ведение коммунального хозяйства мы тоже уйти не можем. В прошлом году на благоустройство города потрачено 176,8 млн. рублей, причем треть из них - это средства наукограда. Отремонтировано 216,9 тыс. кв. м дорог (82,5 млн. рублей), выполнена комплексная реконструкция 44 внутридворовых территорий (26 млн. рублей), отремонтированы и утеплены фасады 13 жилых домов (17,3 млн. рублей), приобретены 29 единиц техники для благоустройства и санитарной очистки города (21,8 млн. рублей). Примерно столько же средств выделено на благоустройство Королёва по Программе развития наукограда РФ и в нынешнем году.

СПРАВКА. Площадь реконструированного (в т.ч. отремонтированного) старого жилищного фонда составила 26,7 тыс. кв. м против контрольного значения 24,2 тыс. кв. м (рост на 10,3%).

- Характерные черты Королёва - в чем они?

- Специалисты ракетно-космической отрасли нашего города как лидировали, так и продолжают лидировать на международной арене. Королёв был, есть и, я уверен, останется столицей российской космонавтики. Это и приятно, и ответственно.

Когда государство в вечном конфликте интересов предприятия и территории отдало некоторые преференции городу, мы стали свидетелями удивительной картины. Скажем, пятнадцать лет назад в собственности муниципалитета было всего 10% жилья, а городская администрация, по сути, была одним из цехов предприятия и обслуживала нужды отрасли. Подчас доходило до абсурда - летом даже одуванчики скосить было некому. Сегодня же наукограды стали первыми муниципальными образованиями, где проблемы жизнеустройства, науки и производства решаются комплексно. В Королёве мы не соцкультбыт строим, а современный, европейского уровня город. Мы создаем обстановку и атмосферу, в которых можно не просто жить и развиваться, но и просто быть счастливым.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBw5z6
Услуги мастера: https://youdo.com/auto/tuning/chip/, смотреть здесь.
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/loaders/, быстро и недорого.
Объявление: http://perevozki.youdo.com/city/cargo/ можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer