Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виктор Сорока:
Без права на ошибку


20 июля 2006 года Андрей Лунев, Красная Звезда


В октябре 2000 года комиссия Международной организации гражданской авиации (ИКАО) проверяла, как в Российской Федерации контролируют безопасность полетов гражданской авиации. Тогда-то неожиданно выяснилось, что в бывшей Государственной службе гражданской авиации Министерства транспорта России отсутствует сверенная с заводами-изготовителями и разработчиками авиатехники эксплуатационная документация воздушных судов. Во всем мире не принято эксплуатировать воздушные суда, не имея на них технической документации - лишь она позволяет оперативно принимать правильные решения по поиску и устранению отказов и неисправностей авиационной техники, особенно в отрыве от основной базы. Через полгода в Минтрансе создается Центральная нормативно-методическая библиотека по поддержанию летной годности воздушных судов на базе компьютерных технологий. Специалисты библиотеки в кратчайшее время не только восстанавливают часть актуальной эксплуатационной документации и приводят ее в соответствие с международными требованиями, но и с помощью самого современного оборудования налаживают ее запись на электронные носители, как это уже давно практикуется во всем мире. Результат превосходит все ожидания: уже через полтора года, в сентябре 2003-го, посетив библиотеку, председатель комиссии по проверке устранений замечаний ИКАО в организации контроля за обеспечением безопасности полетов в России капитан Бэйли вынужден заявить, что 'российская электронная библиотека может использоваться в качестве образца для многих государств:' О развитии единственной в России авиационной электронной технической библиотеки гражданской авиации рассказывает ее руководитель - генеральный директор ООО 'Авиа-Медиа' кандидат технических наук полковник запаса Виктор Сорока.

Виктор Сорока
Генеральный директор ООО 'Авиа-Медиа', кандидат технических наук, полковник запаса.

- Виктор Михайлович, как удалось в столь короткие сроки создать библиотеку?

- В августе 2000 года, то есть всего за три месяца до проверки ИКАО, московский авиационный инженер Николай Устименко зарегистрировал в РАО оригинальную технологию работы с эксплуатационной документацией воздушных судов при помощи персонального компьютера. Проще говоря, он описал рациональный порядок сканирования авиационного документа, его обработки и записи на электронный носитель информации. Поэтому, когда у Государственной службы гражданской авиации появилась потребность создать Центральную нормативно-методическую библиотеку по поддержанию летной годности воздушных судов на базе компьютерных технологий, а для этого найти и систематизировать эксплуатационную документацию по российским воздушным судам, руководство Минтранса обратилось к нашей компьютерной фирме 'Авиа-Медиа', так как к тому времени у нас уже были наработки в этой области. Справедливости ради отмечу, что на создание библиотеки не было потрачено ни копейки казенных средств: деньги на этот проект изыскал сам Николай Устименко - президент крупнейшей авиакосмической страховой компании 'АВИКОС' и председатель совета директоров нашей фирмы.

- Библиотека - огромное помещение с множеством книжных стеллажей, читальный зал, строгий администратор:

- Такова обычная книжная библиотека, но не электронная! Хотя, конечно, стеллажи с технической документацией и нормативными документами есть и у нас. Но основное оборудование библиотеки - новейшие промышленные сканеры, станции записи компакт-дисков и серверы. Все вместе они образуют уникальный в отрасли репроцентр, способный создавать электронные архивы и библиотеки с производительностью свыше 50.000 страниц в сутки. В обычной библиотеке читатель берет нужную ему книгу или документ. У нас же пользователь получает информацию на электронных носителях, например, компакт-дисках. Плюс к этому мы разработали, постоянно обновляем и поддерживаем информационный сайт в Интернете. Все это и именуется электронной библиотекой.

- А удобно потребителю получать информацию на электронных носителях?

- Судите сами. Что такое авиационные эксплуатационные и нормативные документы? Помимо огромного количества бумажных книг и бюллетеней, это еще и огромная ответственность не только за их сохранность, но еще и за актуальность, то есть постоянное обновление. Это лишь усложняет работу авиационных предприятий: нужную техническую документацию или нормативный акт порой добыть достаточно сложно. Мы же в фондах нашей электронной библиотеки, которые, кстати, превышают 500.000 электронных страниц, сконцентрировали максимальный объем электронных версий документации по всем типам воздушных судов, включенных в реестр нашей страны. На сегодняшний день это около пятидесяти типов самолетов и вертолетов - от Ми-2 и Ка-32Т/С до Ил-96-300 и Ан-124-100, а также базы нормативных документов для летчиков - 'Пилот', 'РЛЭ' и для инженеров - 'Норма', 'Бюллетень', 'Стандарты', 'ГСМ' и 'Эталон'.
     Получать информацию на электронных носителях более чем удобно. Несколько нажатий на кнопку - и перед вами нужный документ, который можно скопировать, распечатать или переслать по сети. Трудно поверить, но несколько чемоданов типовой эксплуатационной документации помещаются всего на паре компакт-дисков, которыми можно снабдить экипаж каждого самолета.
     Такие авиакомпании, как 'Боинг' и 'Эрбас', уже давно комплектуют свои воздушные суда компакт-дисками с записанной на них эксплуатационной документацией. То же самое стараемся внедрять и у нас. Ведь подобная технология хранения технической документации выручает в экстремальных ситуациях. Приведу лишь один пример. Не так давно инженеры Нефтеюганского объединенного авиаотряда, участвуя в перевозке грузов по линии ООН в Африке, на вертолете Ми-8МТВ вдали от своей базы с помощью записанной на карманный компьютер технической документации оперативно нашли и устранили неисправность. Чего нельзя сказать об экипаже самолета Ту-154 одной из российских авиакомпаний, который, чтобы устранить поломку, в аэропорту Ирана три дня ждал, пока им передадут печатную техническую документацию:
      В самом начале нашей работы заявки на электронные версии эталонной документации прислали более семидесяти авиапредприятий, в их числе все крупные авиакомпании. На сегодня у нас более 360 подписчиков - авиакомпании, конструкторские бюро, авиазаводы. Причем не только в России и странах СНГ, но и на Кубе, в Перу и Колумбии. Мы понимаем, что наш продукт действительно значительно упрощает работу авиапредприятий. И выражается это не только в оперативном доступе к требуемой документации. Например, на Внуковском авиаремонтном заводе, после того как приобрели у нас компакт-диски серии 'Стандарты', на которых ведется электронная база данных всех стандартов, распространяющихся на деятельность авиапредприятий гражданской авиации, и нормативно-правовые документы по стандартизации, смогли сократить целый отдел, который прежде отвечал за ведение фонда стандартов. Тем самым сэкономлены значительные средства. В авиакомпании 'Владивосток Авиа' нашей электронной базой эталонной документации оснастили более 180 компьютеров на основной базе и во всех своих представительствах. А крупнейшая авиакомпания страны 'Аэрофлот' уже четыре года эксплуатирует свои самолеты Ил-96-300, Ту-134 и Ту-154М по нашим электронным версиям технической документации, которые мы, естественно, постоянно обновляем.

- Похоже, содержание технической документации в актуальном состоянии напрямую влияет на безопасность полетов авиации.

- В 2000 году комиссия ИКАО пришла к такому же выводу. Создание и последующая поддержка электронных версий авиационной документации - кропотливый производственный процесс (кстати, в 2005-м мы его сертифицировали по ИСО-9001), требующий повышенного внимания и ответственности. В какой-то степени наших сотрудников можно сравнить с саперами - у них нет права на ошибку! Ведь если документация, записанная на компакт-диск или выставленная на сайте, окажется неактуальной, то есть старой, или будет содержать ошибки, это может для эксплуатантов обойтись достаточно дорого. Подчас в ходе работы мы обнаруживаем и ошибки разработчиков авиатехники, например в руководствах по летной эксплуатации. А это напрямую влияет на безопасность полетов.
     Помните, несколько лет назад на вертолете разбился известный офтальмолог Святослав Федоров? Так вот, когда проверили, как осуществлялась эксплуатация этого вертолета, просто ахнули: актуальной технической документации на него вообще не было. Поэтому и обслуживание вертолета в сроки, которые всегда указываются в документации, не проводилось. Так что содержание нормативно-технической документации в актуальном состоянии считаю основой безопасности полетов.

- Насколько понимаю, ваша электронная библиотека включает документацию лишь по гражданской авиации. Но ведь в России еще есть и военная авиация:

- Да, нашими клиентами являются 223-й и 224-й летные отряды, 308-й, 322-й, 325-й и другие авиаремонтные заводы. Мы им поставляем документацию в электронном виде. Нашими услугами пользуются в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Что касается Военно-воздушных сил в целом, то о нынешнем состоянии технической документации как для транспортных, так и для боевых самолетов и вертолетов могу судить по рассказам однокашников по Рижскому высшему военному авиационно-инженерному училищу, которые и сейчас служат в строевых частях. Я сам в свое время почти пять лет отлетал бортовым техником на самолете Ан-26. Пожалуй, и тогда, и сейчас состояние документации оставляло и оставляет желать лучшего. Например, знаю точно, что иногда при разборе аварий и катастроф выясняется, что в техническую документацию пострадавших воздушных судов никакие изменения не вносились. А это конечно же в корне неправильно. Да что говорить, актуальной эксплуатационной документации подчас нет не только в электронном, но даже в бумажном виде. А вот ВВС США весь свой фонд типовой эксплуатационной документации давно перевели в электронный вид. Этим они реально сэкономили серьезные средства, ведь электронные версии и их поддержка намного дешевле, чем бумажные. В этом залог их успеха.
     Что можем предложить ВВС России и всей военной авиации в целом? Ну хотя бы предоставить всю документацию на транспортные и военно-транспортные типы самолетов и вертолетов, которые эксплуатируются как в гражданской, так и в военной авиации. Кстати, своим заказчикам из 'Жуковки' мы поставляем нормативные электронные базы по совершенно символической цене - со скидкой в 90 процентов. Что касается перевода на электронные носители технической и нормативной документации для боевых самолетов, то мы также готовы помочь в этом командованию Военно-воздушных сил. Для этого нужно лишь их желание. Скажу больше, мы даже могли бы передать ВВС все наши технологии, наработанные за шесть лет. В них немало оригинальных ноу-хау.

 - Почему работа с Военно-воздушными силами на таких льготных условиях?

 - Да потому, что я сам родной военной авиации посвятил почти 25 лет! Мой отец Михаил Владимирович, которому я бесконечно благодарен за помощь в работе, в прошлом летчик-истребитель, генерал-полковник в отставке, окончил службу в должности заместителя главкома ВВС России по боевой подготовке. Последнее мое место службы - вычислительный центр Академии имени Н.Е. Жуковского. Возглавлял лабораторию математического моделирования. Да и костяк нашей компании - офицеры запаса ВВС с большим опытом эксплуатации сложных авиационно-космических комплексов, в совершенстве владеющие информационными технологиями. Есть кандидаты наук и сертифицированные специалисты. Кстати, обучение сотрудников на различных компьютерных курсах повышения квалификации наша фирма всегда берет на себя. А вообще, пусть это прозвучит пафосно, но считаю, что военное братство - самое сильное. Поэтому и отношение в нашей фирме к военнослужащим - особое.

 - Да, в процессе реформирования Вооруженных Сил увольнялись квалифицированные и перспективные офицеры. Увольняются и сейчас, к сожалению, бесквартирье и безденежье буквально выдавливают опытных офицеров из армии. Вы, кстати, приняли бы на работу офицеров запаса?

  - А почему бы и нет. Наша компания непрерывно растет (вот темпы прироста за последние 4 года - 95%, 64%, 30%, 55%!) и работы по развитию электронной технической библиотеки гражданской авиации России предстоит еще очень много. Я прекрасно понимаю, что, отдав армии не один десяток лет, военному человеку зачастую трудно найти себя на 'гражданке'. Раз уж об этом заговорили, скажем так: мы с удовольствием примем на работу людей, действительно преданных авиации и увлекающихся компьютером, обладающих опытом эксплуатации воздушных судов. Кому интересно, милости просим: заходите на наш сайт Lib.avia-media.ru, где мы специально ведем раздел 'Биржа труда' (rabota.avia-media.ru), знакомьтесь с вакансиями и связывайтесь со мной. Гарантирую, что опытные авиаторы-компьютерщики у нас без работы не останутся.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8DAD
Объявление: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, подробности по ссылке.
Объявление: http://courier.youdo.com/courier-services/goods/, быстро и недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer