Сегодня такой же самолет лайнер А-310, также принадлежащий авиакомпании 'Сибирь', совершил аварийную посадку в аэропорту Симферополя из-за проблем с двигателем. На борту самолета, следовавшего из Анталии в Москву, находились 243 пассажира и 8 членов экипажа. Самолет прошел проверку перед вылетом из Турции. Однако в воздухе датчики зафиксировали падение уровня масла в одном из двигателей. После обнаружения неисправности пилоты подали аварийную заявку на приземление. Посадка прошла благополучно, никто - не пострадал. Авиакомпания 'Сибирь' уже отправила в аэропорт Симферополя экспертов для проведения технического осмотра самолета. Все пассажиры уже отправлены в Москву другим бортом, который приземлится в Домодедово. Создается впечатление, что авиакомпанию 'Сибирь' преследуют неминуемые неудачи. Существуют уже версии, что подобную ситуацию можно рассматривать как крушение кампании на рынке летной индустрии.
Трагедия самолета в Иркутске в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал заслуженный летчик-испытатель, герой СССР, Александр Михайлович Тюрюмин.
- Как вы прокомментируете трагедию самолета в Иркутске?
- Погодные условия были нормальные, немного была скользкая полоса из-за дождика, но вообще такие погодные условия не представляют сложностей для пилота. Не было страшных ливней и ужасных погодных условий, о которых говорили в СМИ. Даже при ливнях ничего подобного не происходит, если посадку осуществляют, где положено.
Самолет хорошо зашел на полосу, нормально осуществили посадку. Не промазали мимо полосы. Я сначала рассматривал вариант - нечеткую посадку на полосу, и из-за этого не хватило расстояния. При том, что по приземлению они доложили, что посадку произвели. Когда показывали схему посадки, то видно было, что самолет бежал по полосе и вдруг пошел вправо - его дернуло в сторону, после чего он врезался в забор и гаражи. Если бы он прямо выкатился, то можно было рассматривать вариант отказа тормозов или большой промах при посадке. Но этого не произошло и потом, если бы летчик сильно мазал, то он ушел бы на вторую полосу.
Мы видели уход вправо - рассматривается также отказ тормозной системы, может быть, вообще, гидравлика. Так же реверс двигателей мог сработать асимметрично. На посадке после касания включается реверс двигателей, т.е. перекрывается сопло, струя выходит в обратном направлении, и самолет тормозит. Если один из реверсов включается с некоторым опозданием, то в таком случае самолет сразу дергается в сторону. Здесь мы подобное наблюдали - правый реверс включился, самолет затормозил, а левый еще не сработал, после чего судно и сорвало в сторону, тем более была влажная полоса. Это единственные условия, при которых самолет мог сорваться с полосы.
Мне кажется, что трагедия произошла из-за технической неполадки по приземлению. Это никак не зависит от летчиков. Когда самолет несет, они не могут справиться с силой машины.
Вариация теракта слабо мной рассматривается, скорее всего, его бы осуществили раньше, не после посадки. Но в данном случае анализирую логически. Если же отбросить логику и посмотреть со стороны - то данная ситуация похожа на теракт: взрыв и уход с полосы.
- Есть информация, что в Сибири существуют неблагоприятные магнитные поля, как вы оцените такую информацию?
- Да, я подтверждаю, что рок висит над Иркутском. С 1997 года самолеты в этом регионе падают особенно часто. За 1997-2000 года только более 5 штук упало. Многие терпят неудачу при посадке и отрыве от земли, но не столь трагично. Видимо, действуют силы природы. Там, действительно, неспокойная сейсмическая обстановка, часто бывают землетрясения, много изломов в атмосфере, - все это по законам физики негативно влияет на технику.
- С чем связаны неполадки - общий износ или недостаточное техническое обслуживание?
- Мы берем по лизингу самолеты, аэробусы - бывшие в употреблении. Они уже отлетали 20 лет, а срок полетов - 25 лет. Получается, он еще не долетал до конца, но на лицо большой срок износа, - это играет свою негативную роль. Что касается обслуживания авиапарка - всегда во время проводятся регламентные работы, все проверяется досконально.
Может, присутствует влияние со стороны, действие каких-то лжеспециалистов. Есть вариант, подрыва авторитета авиакомпании - но это мелко и подло, бороться за место на рынке посредством смертей людей. Эта мысль мне пришла в голову сегодня, когда я услышал о вынужденной посадке в экстренном порядке в Симферополе такого же самолета АН-300, той же авиакомпании - 'Сибирь'.
Что касается Иркутска, то сам аэродром в городе очень плохой, можно сказать, что самый худший по всей РФ. Многие полосы находятся под уклоном - со стороны Байкала. Что очень опасно зимой - при обледенении.
Трудно сказать, что явилось причиной трагедии в Иркутске. Не хочется рассматривать ни одну из версий. Но в целом, самолет все равно является самым безопасным видом транспорта.