Корр 'Концессия в аэропортах' так называется Международная конференция, которую Ассоциация 'Аэропорт'ГА с 23 по 25 мая этого года проводит в Москве Что определило выбор темы конференции среди большого количества наболевших проблем российских аэропортов?
Горбачев: Российские аэропорты мне порой напоминают монстров. В наших аэропортах работают 3-4 тысячи человек, а то и больше. Управлять таким коллективом чрезвычайно сложно, а главное неэффективно. Нам давно пора переходить на современные экономические формы хозяйствования. На концессиях может работать весь аэропорт. Это и гостиничный комплекс и ТЗК, и парковки и бортовое питание и так далее и так далее. Так работает весь мир. В центральном аппарате европейского аэропорта с объемом перевозок миллион пассажиров в год работает не более 30 - 50 человек. Остальные объекты работают на концессионной основе.
Аэропорт, как главный оператор, заключает с концессионером договор, который правильно рассматривать, как договор о совместном бизнесе. Договор предусматривает отчисление аэропорту определенного процента от прибыли, содержание объекта не просто в рабочем состоянии, но и инвестиции в его реконструкцию, строительство новых сооружений. И здесь очень важны два момента. Первое - соблюдение правил игры. Концессионер должен быть уверен, что государство или другой владелец аэропорта не отберет у него этот бизнес и не внесет в договор изменений односторонне. И второе, затратный механизм. Во что выльется концессионный договор. Мы очень ждали закон о земле и арендных отношениях. Надеялись, что с выходом закона финансовое положение аэропортов стабилизируется..А оказалось, что теперь аэропорт в десятки раз должен платить больше, чем платил раньше. Он должен платить такие деньги, которые за год не зарабатывает.
Закон о концессионных отношениях принят. Он начал действовать с первого января этого года. Но в какой форме он будут действовать - нам сегодня не понятно. Другими словами, мы хотим разобраться с новым законом, типовыми концессионными соглашениями, которые разработаны Минэкономразвития. Это главная задача конференции.
Корр. На сколько мне известно, в аэропортах России еще не заключено ни одного концессионного договора, а значит, еще нет и опыта. На чем вы собираетесь делать свои заключения?
Горбачев: Действительно, пока трудно сказать насколько результативно будет работать новый закон в аэропортах. На конференцию приедут профессионалы из основных аэропортов страны. У них было время изучить и осмыслить новые документы. Они выскажут свои мнения: подходит для нас этот закон или его нужно дорабатывать, вносить дополнения. Для этого и существует коллегиальное обсуждение проблем.
Кроме того, мы хотим лучше познакомиться с зарубежным опытом. Эта конференция у нас проходит совместно с английскими партнерами, которые расскажут о частных инвестициях в развитие аэропортов Великобритании на основе концессионных соглашений, выскажут мнение о предлагаемых Минэкономразвитием типовых концессионных соглашениях.
В конференции участвует известная австрийская фирма 'Аэропорт Консалтинг Вена'. Она разрабатывала бизнес планы для аэропортов Уфа и Жуляны (Киев) с использованием концессионных договоров. Мы хотим посмотреть, что сделано, как эти аэропорты собираются внедрять полученные рекомендации, и если прошла начальная стадия внедрения, что это дало аэропортам.
Корр. В преобладающем большинстве аэропортов в государственной собственности остались только взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки, которые требуют самых больших капитальных вложений, а отдача неизвестно когда будет. Остальное приватизировано. Наверное, у частных компаний возникнет не мало сомнений стоит ли брать в концессию аэродромы?
Горбачев: Вопрос сложный. И в нем действительно много непонятного. Аэродром - наиболее емкий объект аэропорта по оценочной величине. Она, например, в несколько раз превышает оценочную величину аэровокзала. Поэтому государство решило оставить за собой и ВПП и РД вместе со светосигнальным и радиотехническим оборудованием. Все это не подлежит ни акционированию, ни приватизации. Но в то же время, насколько я знаю, государство готовит к продаже нескольких своих предприятий вместе с аэродромами. В этом мы тоже никак не можем разобраться.
Да, аэродромы контролируются государством. Государство выделяет средства на их капитальный ремонт и поддержание в эксплуатационном состоянии. Но государство не может содержать все аэродромы. Сегодня у нас примерно 380 аэродромов, а средства выделяются максимум для 25 - 30.Остальные только числятся госимуществом, а на самом деле - бесхозные. Надо решать: либо государство все это отдаст на акционирование и приватизацию, либо передаст местным властям. В принципе это тоже государство, но на другом уровне власти. К сожалению, в принятом законе говорится только о концессионных соглашениях между государством и юридическими лицами. Но такие соглашения могут заключаться между юридическими лицами. Например, руководство аэропорта может отдавать в концессию различные объекты инфраструктуры, как это делается за рубежом. И здесь, на мой взгляд, достаточно широкое поле деятельности.
Концессии на сегодня - один из наиболее простых и эффективных механизмов заставить лучше работать основные фонды, находящиеся, как в собственности государства, так и у аэропортов. Мы хотим разобраться с новым законом, хотим понять, как лучше использовать возможности концессионных соглашений в аэропортах нашей страны, и предложить свои рекомендации для СНГ..