С этого утверждения начал свою беседу с главным редактором Jet Александр Евдокимов - генеральный директор международной выставки деловой авиации, которая пройдет в Москве с 20 по 22 сентября 2006 г. в 'Крокус Экспо'
Единственный в Восточной Европе форум деловой авиации, начиная с этого года, будет ежегодно проводиться в России при поддержке Министерства экономического развития и торговли и Министерства промышленности и энергетики РФ
Откуда такая уверенность, Александр? Неужели развитие деловой авиации в России достигло уровня, когда участникам рынка понадобилась собственная выставочная площадка?
Уверяю вас, достигло. Собственно, займись мы организацией форума еще два года назад, уже тогда по поводу выставки деловой авиации в России был бы ответ - да, это надо. А сегодня бизнес-авиация в нашей стране находится на новом витке развития, качественно новом, когда ей уже давно необходимо доказать: мы не в тени, как кто-то до сих пор может считать, мы нормальный бизнес, развивающийся в России по нормальным мировым законам рынка. Конечно, и операторы рынка, и бизнес-терминалы, и хэндлинговые компании, и частные владельцы джетов сосредоточены в основном в московском регионе. Именно в Москву и из Москвы сегодня совершается наибольшее количество рейсов. Но, вы знаете, и регионы ведь тоже набирают обороты по деловым перевозкам. Урал, Сибирь, Дальний Восток, юг России, сопредельные страны - Казахстан, Украина, Азербайджан: Многие компании оттуда открывают филиалы в Москве, разумеется, сюда идут и европейские компании, а Москва осваивает своими представительствами как Европу, так и наконец собственно российские регионы. Это хороший показатель, когда стираются границы. Условия теперь диктует бизнес. А для бизнеса в свою очередь деловая авиация, играет, если хотите, роль лакмусовой бумажки, которая показывает изменения в общем экономическом климате страны.
И все-таки. Ежегодно в мире проходит не менее пяти профильных выставок. Вы думаете, их не достаточно для того, чтобы российские игроки на рынке бизнес-авиации могли заявить о себе?
Если вам приходилось бывать на них, то вы знаете, что в качестве экспонентов российские фирмы участвуют в основном на европейском 'саммите'. Да и то не более двух-трех компаний - заметьте, опять же московских. Остальные - в качестве гостей. Не более того. В основном причем едут главы компаний, топ-менеджеры, реже - чиновники от авиации. А сотрудники среднего звена, те, кто непосредственно работают с клиентами, и кому в общем в первую очередь необходимо живое общение со своими западными коллегами, - практически никогда. Более того, есть масса компаний, которые владеют, например, парой 'Тушек' или 'Яков' и летают в основном только по России. Уж они-то, нередко и по финансовым соображениям, вовсе не посещают зарубежные выставки, хотя по удельному весу внутрироссийских перевозок иногда впереди всех. Для них, по крайней мере мы этого желаем, JET EXPO станет пропуском в 'большой мир', возможностью пообщаться с себе подобными.
Боюсь показаться назойливым, но ведь проводятся же в России и профильные, и непрофильные выставки, где присутствуют участники рынка деловой авиации. И, по-моему, они вполне довольны результатом. Рынок-то уже более или менее сформировался, ну разве что за вычетом аэротакси.
А я и не спорю, есть такие выставки. Но все дело опять же в том, что операторам рынка деловой авиации сегодня просто некуда деться. Вот и приходится им выставляться на площадках, мало-мальски соответствующих их профилю. Там, где есть возможность встретиться с потенциальным клиентом. Это и чисто авиационные форумы, и выставки товаров класса Luxury, ориентированные на очень обеспеченных потребителей. Там, где бриллианты, яхты, авто, часы, недвижимость, там сегодня и джеты, и те, кто работает с ними. Я ни в коем случае не уговариваю участников рынка деловой авиации изменить наметившимся привычкам, в конце концов на этих выставках они реально могут заявить о себе потенциальным потребителям их услуг: Поймите: рынок бизнес-авиации в России действительно уже сформировался. А мы сейчас хотим предложить его участникам нечто большее.
Интересно, что же?
Все очень просто. JET EXPO задумана для того, чтобы (я сейчас постараюсь буквально по пунктам перечислить): дать возможность производителям бизнес-бортов пообщаться с потенциальными покупателями - частными и корпоративными клиентами. Авиакомпаниям и брокерам, имеющим свои парки воздушных судов и берущим их в управление, - расширить контакты с западными коллегами. Лизинговым, страховым и топливным компаниям заявить свой перечень услуг. Еще кому-то - продемонстрировать последние тенденции в оформлении салонов, современные аэронавигационные, мультимедийные и прочие технологии. Одним словом, дать возможность профессионалам и клиентам бизнес-авиации наладить контакт друг с другом. И, я бы это подчеркнул, создать в России постоянно действующую выставочную площадку деловой авиации.
И сколько участников вы рассчитываете видеть на такой площадке?
На премьере JET EXPO в качестве экспонентов мы ожидаем увидеть 70-80 российских и иностранных компаний, дальше, осмелюсь предположить, будет гораздо больше.
Вы сказали о производителях техники для бизнес-авиации. А как они отнеслись к идее JET EXPO, дали ли свое согласие на участие? Ведь их, насколько мне известно, и американская, и европейская, с позволения сказать, профессиональные 'тусовки' более чем удовлетворяют:
Должен признаться, реакция была неоднозначной. Я даже больше скажу, они просто не ожидали от нас такой инициативы. Присутствовал момент такого: легкого изумления, что ли. Но практически все те, с кем мне довелось общаться, подтвердили, что интерес к российскому рынку и в плане продажи самолетов, и в плане открытия сервисных центров, и в плане обучения персонала у них есть. И немалый. Большинство взяли тайм-аут, чтобы обдумать наше предложение. Ведь в конечном итоге все связано с бюджетами, а они не резиновые: Что касается других компаний, отечественных и зарубежных, то бронирование выставочных площадей идет полным ходом. Скажу лишь, что оргкомитет JET EXPO и выставочный центр 'Крокус Экспо' готовы принять и разместить всех желающих вне зависимости от времени подачи заявки.
А, кстати, почему именно 'Крокус'?
Потому что 'Крокус Экспо' сегодня - это один из наиболее комфортабельных и престижных выставочных комплексов Европы. Даже для самых 'избалованных' участников и посетителей в нем, в общем, есть все. Начиная от информационного обеспечения брифингов, пресс-конференций, организации презентаций и показов и заканчивая современным выставочным оборудованием. Каждый месяц там проходит не менее пяти российских и международных выставок. Уже это говорит о многом:
Кстати, об информационной поддержке. Кроме нашего журнала Jet, ставшего генеральным спонсором выставки, другие средства массовой информации проявили интерес к JET EXPO? Согласитесь, грамотный пи-ар тут очень важен:
С этим - никаких проблем. Информационными спонсорами выставки стали еще 'РосБизнесКонсалтинг' и телеканал RUSSIA TODAY. Разговариваем сейчас с парой федеральных газет и журналов. Кроме того, JET EXPO заинтересовался ряд иностранных профильных изданий. Скажем, мы уже сейчас договорились с авторитетным европейским журналом BART International об информационной поддержке форума.
Большинство участников интересует в первую очередь потенциальный посетитель, да и статус выставки для них тоже важен. Будут ли профи, VIP-ы, чиновники, от которых в конечном итоге зависит решение назревших проблем отрасли?
По предварительным оценкам оргкомитета, на JET EXPO ожидается не менее пяти тысяч посетителей. Это и 'люди в галстуках', и профессионалы рынка деловой авиации. Причем, как я уже говорил, огромный интерес к выставке проявили представители региональных авиа- и прочих компаний, для которых, повторюсь, зарубежные профильные выставки часто недоступны. Это разумеется, и VIP-персоны - потребители услуг, состоявшиеся и потенциальные владельцы джетов. Что касается последних, то мы в полной мере учли менталитет обеспеченных россиян. Думаю, они с большим удовольствием посетят выставку, в программу которой заложены светские мероприятия, вечеринки, презентации. По крайней мере, элитное шампанское и более крепкие напитки класса Premium я им гарантирую. Как и непринужденное общение с дорогими сигарами, если кому нравится. В отношении же статуса JET EXPO - форум будет проходить под патронатом Министерства экономического развития и торговли РФ, Роспрома и Министерства промышленности и энергетики РФ. За подготовкой к выставке наблюдают и в правительстве, и в Администрации Президента РФ.
К вопросу о 'статике'. Один из самых привлекательных моментов любой авиационной выставки - наличие статической площадки. Конечно, потенциальный покупатель джета может познакомиться с понравившейся машиной и 'заочно'. Но статус выставки во многом зависит от 'статики', согласитесь:
Официальной статической площадки на первой выставке JET EXPO не запланировано. Но это вовсе не значит, что мы не предоставим экспоненту возможность продемонстрировать коллегам и потенциальным покупателям самолет или вертолет вживую. Мы договорились с одним из московских аэропортов о возможности проведения подобной презентации, и если нужно - организуем ее на самом высшем уровне. А в следующем году и далее, если будет достаточное количество желающих выставляться на открытых площадках, то JET EXPO, конечно же, обретет и официальную 'статику'.
Позволю себе небольшое отступление. Сегодня в Правительстве РФ активно муссируется вопрос о возможной отмене пошлин на импортную авиатехнику, не имеющую аналогов в России. Касательно джетов, машины такого класса уж точно не будут производиться у нас в обозримом будущем. Когда случится 'амнистия', еще не ясно. Но таковы требования к России со стороны ВТО. Возможно, производителям джетов стоит уже сегодня задуматься над этим вопросом, так как, в случае положительного решения об отмене пошлин, конкуренция между ними на российском рынке еще более обострится:
Согласен с вами. А если учесть, что мировой список миллиардеров в последнее время полнится в основном за счет россиян: Так, по крайней мере, утверждает Forbes: В общем, производителям джетов действительно есть, о чем задуматься.
И, наконец, последнее. Какие из российских и зарубежных фирм уже дали согласие на участие в JET EXPO?
До момента подписания контракта я, как вы понимаете, не вправе оглашать названия фирм-экспонентов. Скажу лишь, что заявки на участие мы получаем каждый день, иногда даже оргкомитет начинает беспокоиться, хватит ли выставочных площадей на всех желающих, с учетом таких темпов за пять месяцев до выставки: Я отвечаю: не хватит - будем расширяться! Но, в любом случае, все это только добавляет уверенности в успехе первого российского форума деловой авиации.