Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Михаил Бесхмельницын:
"Полет без профессионалов"


Март 2006 года Гудок


Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Михаил Бесхмельницын считает Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) рискованным проектом.

- Можно ли считать организацию Объединенной авиастроительной корпорации началом возрождения авиастроения?

- Для того чтобы говорить о возрождении авиастроения, надо понять причины нынешнего плачевного состояния отрасли. Нам кажется, что одна из них кроется во внутрикорпоративной борьбе на самом верху властной вертикали. В результате не были определены приоритеты.

Приведу один пример. ОАО 'Туполев' создало Ту-334, и в 2003 году этот самолет был сертифицирован. Стоимость разработки превысила 100 млн. долларов. По техническим характеристикам Ту-334 практически не уступает зарубежным аналогам, а по цене в два раза дешевле.

Однако при реализации проекта началась настоящая чехарда. Первоначально правительство предполагало начать производство Ту-334 на Таганрогском авиационно-промышленном предприятии, затем на ГУП 'Военно-промышленный комплекс 'МАПО'. Серийное производство на нем планировалось начать в 2002 году. Но в том же году правительством было принято решение отложить срок начала производства на 2004 год, но уже на ФГУП 'РСК 'МиГ'. На подготовку этого производства в 2004 году был затрачен 21 млн. рублей бюджетных средств. Однако на этом хождение по мукам проекта по строительству Ту-334 не прекратилось.

Постановлением правительства от 15 апреля 2005 года за номером 217 серийное производство самолета Ту-334 вновь перенесено теперь уже на ГУП 'Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова'. При этом срок начала выпуска отодвинут на 2007 год.

Тем временем, по некоторым сведениям, киевский завод 'Авиант' завершает строительство первого самолета Ту-334-100. Предприятие рассчитывает выпустить еще 20 таких самолетов для российской компании 'Проект-3000', договор с которой был подписан в 2004 году.

Есть основания считать, что создание ОАК даст возможность избавиться от элементов нездоровой конкуренции. Однако если роль руководителей предприятий, входящих в холдинг, будет принижена, то есть опасения, что может пострадать и здоровая конкуренция.

- Какие риски сопряжены с созданием ОАК?

- Главный из них связан с представлением, что создание ОАК автоматически приведет к выводу авиапрома из кризиса. Ведь формально, еще до образования ОАК, в нашей стране были условия для развития авиастроения. Например, был принят закон 'О государственном регулировании развития авиации', определяющий пути государственной поддержки отрасли. Указанный закон ставит развитие авиации в число приоритетных направлений бюджетной политики государства. Однако если по федеральной целевой программе 'Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года' объем бюджетного финансирования в 2005 году увеличивался по сравнению с 2003 годом в 1,3 раза, то, например, по федеральной целевой программе 'Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы' финансирование увеличено в 3,1 раза, по президентской программе 'Развитие социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997 - 2006 годы' - в 2,2 раза.

Еще пример. Минэкономразвития России в 1999 году предоставлено ОАО 'Аэрофлот' освобождение от уплаты таможенных платежей в размере 132 млн. долларов при импорте иностранных самолетов при условии, что ОАО 'Аэрофлот' будет инвестировать в авиационно-строительный комплекс.

До настоящего времени ОАО 'Аэрофлот' так и не приступило к указанному инвестированию. Но, несмотря на это, постановлением правительства РФ от 25 декабря 2002 года за номером 927 'О некоторых вопросах регулирования временного ввоза авиационной техники иностранного производства' ОАО 'Аэрофлот' вновь полностью освобождено от таможенных платежей при ввозе 23 самолетов типа Airbus и Boeing при единственном условии - вывозе ранее ввезенных самолетов этих фирм.

Если такие решения и дальше будут приниматься, то создание ОАК не станет преградой на пути роста импортного авиационного 'секонд-хенда'.

Законом 'О государственном регулировании развития авиации' предусмотрено предоставление налоговых и иных льгот российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в финансировании фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Однако фактически такого рода льгот не существует, и эти вопросы созданием ОАК не решить.

Другие формы государственной поддержки авиастроения, предусмотренные указанным законом, также не были реализованы на практике.

- Какие формы государственной поддержки кажутся вам наиболее эффективными?

- В настоящее время имеется ряд федеральных законов, содержащих статьи о государственной поддержке отдельных отраслей. В соответствии с конституционным законом о правительстве оно должно осуществлять программы развития приоритетных отраслей экономики. Однако перечень приоритетных отраслей отсутствует. В законодательном порядке только туристическая деятельность признана приоритетной отраслью экономики. Отсутствует законодательная регламентация государственной поддержки как системы мер госрегулирования и реализации государственной политики. Не раскрыто само понятие господдержки.

В конце 2005 года мы составили аналитическую записку, в которой содержатся предложения о государственной поддержке оборонно-промышленного комплекса в целях удвоения валового внутреннего продукта.

- Как вы относитесь к товарному ряду ОАК, в том числе к проекту МС-21? Стоит ли ускорять реализацию этого проекта?

- Пока товарный ряд ОАК определен не очень внятно. Можно предположить, что если бы появился продукт, востребованный рынком, то предприятия сами объединились бы вокруг этого проекта и в организации ОАК не было бы необходимости.

К сожалению, не все головные предприятия найдут свое место в проекте RRJ. Доходит до курьезов. Так, государственный контракт на выполнение ОКР по созданию самолета RRJ предусматривает, что один из лидеров авиамоторостроения, ФГУП 'Салют', должен ограничиться разработкой и поставкой только выхлопной трубы для вспомогательной силовой установки (выхлопная труба даже не для маршевого двигателя).

По имеющейся в Счетной палате информации, в настоящее время еще не проведен конкурс по созданию двигателя для перспективного магистрального самолета МС-21. Если учесть, что длительность цикла по созданию двигателя нового поколения не менее чем в два раза превышает продолжительность проектирования самолета, то велика вероятность бесперспективности проекта МС-21.

- На заседании правительства, посвященном авиастроению, председатель правительства Михаил Фрадков заявил, что в управлении отраслью, и в частности в ОАК, не хватает профессионалов. Разделяете ли вы эту точку зрения?

- Для таких тревог есть все основания. Они подтверждаются тем, что в последнее время участились случаи замены многих директоров ФГУП, которые проводит Российское агентство по промышленности. Однако отдельные назначения непонятны. Так, на должность генерального директора одного из ведущих институтов назначен руководитель, освобожденный ранее от другой руководящей должности на основании материалов проверки, проведенной Счетной палатой. Главная военная прокуратура установила, что в действиях этого руководителя имеются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 292 УК РФ (должностной подлог). Но он был амнистирован к Дню Победы и после этого назначен директором ведущего института. Желательно, чтобы должность руководителя ОАК занял человек, свободный от корпоративных интересов.

- Была ли учтена при создании ОАК позиция Счетной палаты?

- Счетная палата высказала свое мнение по вопросу создания холдингов в оборонной промышленности на основании результатов проверки ОАО 'Компания 'Сухой', ОАО 'Ижмаш', ОАО 'Российская электроника'. Наши рекомендации направлены на то, чтобы функции управляющей компании по возможности передавались головным научно-конструкторским и промышленным предприятиям. Кроме того, желательно не создавать управляющих компаний, которые могут стать 'пиявками' на теле холдинга. Создание интегрированных структур не должно быть инструментом для борьбы за средства федерального бюджета. Эти структуры следует ориентировать на освоение товарных рынков. Также представляется целесообразным создание вертикально интегрированных структур в форме федеральных государственных унитарных предприятий. Примером может служить ФГУП 'Салют', на базе которого сегодня создается вертикально интегрированная структура, объединяющая ряд предприятий, создающих авиационные двигатели, их системы и агрегаты.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer