Одним из главных проектов создаваемой Объединенной авиастроительной корпорации (OAK) должен стать российский региональный самолет (RRJ), разработанный компанией "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС). С ее генеральным директором Виктором Субботиным побеседовала корреспондент "ДВ".
- Почему двигатели у нашего самолета висят на 45 сантиметров от взлетно-посадочной полосы? - словно предвкушая мой вопрос, начал Виктор Владимирович. - У самолетов любой схемы существует проблема попадания в двигатель посторонних предметов. Это беда всех гражданских лайнеров. Мы провели совместно с ЦАГИ комплекс исследований, выпустили серьезный отчет, разрабатываем новую модель с имитацией реверса тяги. Будем ее продувать, смотреть, какие частицы засасывает двигатель, на каких режимах эксплуатации этого дефекта можно избежать.
- Вы собираетесь продвигать RRJ на мировой рынок, в то же время критики проекта указывают, что его двигатель соответствует требованиям по шумам лишь четвертой главы ИКАО. А когда вы введете самолет в эксплуатацию, будет принята следующая - пятая глава, с новыми требованиями по шумам, которым RRJ не будет соответствовать. Кому на мировом рынке понадобится такой самолет?
- Двигатель самолета RRJ по принципу 50 на 50 делают российская фирма "Сатурн" и французская "Снекма". Сегодня он превосходит требования 4-й главы ИКАО, потому что в его проект заложен запас в 10 децибелл. Из этих условий проектируется весь самолет. Так что даже если будет введена 5-я глава ИКАО с более высокими требованиями, наш RRJ будет ей соответствовать. Готов открыть коммерческую тайну: мы продали RRJ "Аэрофлоту" по цене ниже 20 миллионов долларов. Мы определили предел, который обеспечивает окупаемость проекта, и опубликовали каталожные цены. Они на 10-15 процентов ниже, чем у бразильского авиапроизводителя Embraer. Таким образом, наша фирма обозначила начальный этап выхода на авиакомпании мира. Они теперь знают, с какой цены можно начать торговаться. Процесс будет сложным, но торг уместен. На цену будут влиять многие факторы. Например, запускающий ли это заказчик, есть ли у него политические преференции и так далее. Сегодня в мире нет ни одной авиакомпании, готовой покупать самолет прямым перечислением денег. Все пользуются институтом финансирования продаж или лизингом. На Западе этот инструмент более развит, накатан и опробирован. У нас в России процесс только-только пошел, но все условия уже созданы. ГСС подписала контракт с "ФЛК" -крупнейшей лизинговой компанией России - на 10 машин.
- Ведется много разговоров о том, что RRJ будет собираться без стапеля, по принципу конструктора ЛЕГО. Насколько эта технология реальна в условиях российского авиапрома?
- Наш самолет разрабатывался по цифровым технологиям, что позволяет проводить бесстапельную сборку. Сначала мы попробовали собирать по-новому отдельные детали и узлы самолета. Потом наши специалисты вошли во вкус: "Хотим работать только по цифровым технологиям, возврата к прошлому нет и не будет!" Но это был только первый этап. Предстояло договориться с серийным заводом, чтобы он принимал у нас цифровые модели и на основе этой информации создал базу данных для станков с ЧПУ. Весь процесс должен пойти на новейшем оборудовании, купленном ГСС совместно с авиационным заводом в Комсомольске-на-Амуре.
- В рамках программы RRJ вы сотрудничаете с американскими, французскими фирмами. Целое вавилонское столпотворение вокруг российского регионального самолета. Как удается находить общий язык, направлять усилия в русло совместного проекта?
- Мы работаем по технологии совместного определения продукта. Когда представители различных компаний сидят вместе и разрабатывают системы, а потом соединяют их в общий виртуальный цифровой проект самолета. С каркасом, с крепежом, со всеми очень мелкими элементами. Получается очень сложная игрушка. Смысл этой новой для нас технологии в том, что представители разных стран вместе работают над одной проблемой, не занимаясь трудоемким обменом информацией, а на месте решая возникающие проблемы и противоречия. Такая технология сэкономит много времени, поскольку нет бумажной волокиты, рассылки, трудных командировок и согласований. Некоторые элементы такой организации труда уже реализованы на Airbus и Boeing, но у нас в России это сделано впервые.
- ГСС является частью холдинга "Сухой", известного производителя военных самолетов. Не имея опыта работы в гражданской авиации, ваша компания выходит на мировой рынок да еще смело заявляет свое детище "прорывным продуктом". Очень похоже на блеф...
- Чтобы снизить риски, мы начали продавать самолет до первого вылета. Сегодня мы имеем 30 твердых заказов от "Аэрофлота", 10 заказов от финансовой лизинговой компании. Да, ГСС будет трудно на мировом рынке гражданской авиации, на нас смотрят, как на нового игрока. Высоко оценивают риски. "Фишкой" RRJ будет надежность и качество. ГСС сегодня гарантирует своему продукту уровень надежности Boeing и Airbus. Для региональных самолетов это смелый шаг. Гарантированная надежность вылета в начальный период эксплуатации самолета -98, в "зрелый" период эксплуатации - выше 99. Мы специально установили высокие требования к системам в контрактах. Надежность вылета позволит авиакомпаниям эксплуатировать самолет на постоянной основе, получать прибыль. Плюс RRJ имеет неплохие характеристики по экономике и потреблению топлива. Американский рынок региональных самолетов определяют компании Bombardier и Embraer. Попасть туда очень сложно. Для европейских потребителей важно качество продукции. Нас привлекают возможности регионов Юго-Восточной Азии и Индии. Китай сегодня самостоятельно разрабатывает собственный региональный самолет и активно сотрудничает с западными производителями. Китайцы используют модель с задним расположением двигателей, а это делает самолет тяжелым, создает трудности при разработке семейства.
- Концерн "Сухой" сегодня решает задачу государственной важности - разработку истребителя 5-го поколения. В этом вопросе Россия отстает от США и Европы. Может, ваш проект оттягивает на себя финансовые и человеческие ресурсы холдинга?
- По территории нашего предприятия проходит забор, который разделяет интересы ГСС и КБ. Наша компания абсолютно прозрачна и не посягает на финансы и людей, которые заняты военной тематикой. Да, мы заказываем им проектирование части крыла, мы размещаем заказы на серийном заводе в Комсомольске. Но наработанный ГСС новый технологический опыт бесценен и может быть с успехом перенесен и на разработку 5-го поколения истребителей.