Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Борис Алешин:
""С директорами, которые не контролируют предприятие, мы будем расставаться""


Март 2006 года Михаил Сергеев, Газета


Российские военные заводы стали объединяться в госхолдинги. Первыми по этому пути пошли авиапредприятия. На очереди - судостроители. Цели и механизм реструктуризации оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в интервью корреспонденту "Газеты" Михаилу Сергееву разъяснил руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин.

- Предполагается, что объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), указ о которой в феврале подписал президент, будет получать основные доходы от продаж самолетов фронтовой авиации. Значит ли это, что ОАК будет управляться как часть оборонного комплекса?

- Действительно, в настоящее время доля фронтовой авиации в общем объеме продукции ОАК превышает 75%. ОАК, как и любая другая компания, производящая продукцию военного предназначения, будет управляться по принципам и правилам, общим для всех предприятий ОПК. Объединенная авиастроительная корпорация создается в виде акционерного общества, следовательно, управление компанией будет вестись в соответствии с законом РФ "Об акционерных обществах" и другими законодательными и нормативными актами, регулирующими эту сферу. Следует заметить, что концепция создания ОАК предусматривает концентрацию производства фронтовой авиации в отдельной бизнес-единице. Создание ОАК также предусматривает смешанное участие государственного и частного капитала в компании, для чего потребуется разработка некоторых новых регламентов и правил

- Можно ли обеспечить эффективную производственную кооперацию в авиапроме и вообще в 'оборонке' на основе экономических стимулов или для этого все же необходимы административные меры?

- Эффективная производственная и другая кооперация может основываться только на рыночных механизмах и быть экономически целесообразной. Иногда появление самого факта кооперации может быть инициировано административными мерами, например, в тех случаях, когда форма предприятий, такая как ФГУП, предусматривает прямое участие государства в управлении ими. Для авиационной промышленности целевая модель предусматривает создание системы кооперации, основанной на экономических механизмах. В то же время, в переходный период административные механизмы могут применяться именно для внедрения экономических отношений.

- После завершения создания объединенной авиастроительной корпорации какие проекты создания холдингов в "оборонке" сегодня на повестке дня?

- В прошлую пятницу на конференции по проблемам судостроения в Москве обсуждались наши предложения по созданию нескольких концернов: по строительству надводных и подводных кораблей, по ремонту судов. Мы предлагаем объединить предприятия, где имеются государственные активы, и конструкторские бюро. А научной базе флота - Центральному научно-исследовательскому институту имени академика А.Н. Крылова придать особый статус. Цель создания судостроительных и судоремонтных холдингов - это консолидация всех государственных активов, которые есть в отрасли. Сегодня государственные пакеты акций разбросаны по разным предприятиям - и даже управляются по-разному. Где-то голосование госпакетом акций идет по директивам правительства, где-то - по указаниям Росимущества. Понятно, что такая распыленность активов и странная система их управлением не способствует эффективности. В том числе и не способствует эффективному выполнению контрактов по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) и выполнению гособоронзаказа. Кроме того, нынешнее положение втягивает предприятия в ненужное соперничество за государственные заказы и контракты по ВТС. При этом настоящая конкуренция в действительности невозможна - поскольку все управленческие решения принимаются государством - и оно же является собственником значительной доли активов предприятий.

- Какие предприятия будут выбраны в качестве базы для объединения в новые холдинги?

- Базой в холдинге надводного кораблестроения будут не предприятия, а госсобственность. Вообще мы не занимаемся структурной перестройкой или конструированием холдингов. Мы только создаем условия и обозначаем вектор движения.

У нас нет каких-либо категорических суждений. Дверь для обсуждения наших предложений не закрыта. Я готов выслушивать замечания и предложения в любых форматах. В частности, условия создания холдингов будут обсуждаться в ближайшие дни на межведомственной комиссии. Кроме того, планируется, что на заседании правительства 4 мая 2006 года программа реструктуризации частично будет вынесена на рассмотрение министерств и ведомств.

На сегодня при планировании работы мы исходим из очевидных соображений. Во-первых, консолидация кораблестроительных предприятий - это мировая тенденция, которая имеет место, в частности, в континентальной Европе и Великобритании. Во-вторых, ни государство, ни контракты ВТС не смогут обеспечить загрузку тех избыточных производств, которые остались после советских времен. В связи с этим перед предприятиями сама жизнь поставила задачу избавления от избыточных или непрофильных активов.

- Вы не боитесь появления монополий в судостроении и неизбежного при этом необоснованного завышения цен?

- На мой взгляд, вопрос роста цен и роста издержек предприятий не связан с так называемым монополизмом головных предприятий, осуществляющих финишную сборку продукции. Настоящий монополизм появляется только тогда, когда в концерн пытаются упаковать не одни только головные сборочные предприятия, а буквально всех - включая и второй, и третий уровень кооперации. В частности, в один из оборонных холдингов предлагается включить все предприятия, производящие и обрабатывающие специфические материалы - такие как, например, титанообрабатывающие производства. На мой взгляд, это неправильно. Да и невозможно с экономической точки зрения. Производство материалов или комплектующих отличается от выпуска готовых изделий военной техники - это совершенно другой бизнес. Это раньше, в советское время, головное оборонное предприятие старалось обзавестись всей технологической цепочкой производства комплектующих и материалов для готового изделия - буквально от руды до готового продукта. Но сегодня такое невозможно.

Если же попытаться воспроизвести старые структуры, то мы неизбежно получим неконтролируемый рост цен. То же самое титановое производство в случае включения его в холдинг будет загружено только на 2-3%. И в этом случае цены на его продукцию будут заоблачными, поскольку будут включать все издержки, связанные с содержанием избыточных мощностей.

- Как предполагается решать вопрос банкротства оборонных предприятий? Ведь пока директора знают, что государство не даст заводу утонуть, неизбежно будут расти долги предприятий, а также цены на его продукцию.

- Проблема банкротства стратегически важных предприятий ОПК действительно очень сложная. Мы сейчас активно ищем пути ее решения. В этой работе кроме Роспрома участвуют Федеральная налоговая служба, Минэкономразвития, Минпромэнерго, Росимущество. Надеюсь, что мы найдем разумное решение, которое будет включать, в том числе, и дополнительные возможности для санации предприятий.

- В качестве одного из способов борьбы с 'накручиванием издержек' в оборонном комплексе предлагается фиксация цен на основные виды продукции:

- Зафиксировать цены для предприятий практически невозможно. Думаю, что это не очень разумное решение.

- Тогда для контроля ситуации в отрасли остается только режим ручного управления предприятиями. И оно фактически возложено на ваше агентство?

- Конечно.

- Были сообщения о производстве контрафактной продукции на территории режимных оборонных госпредприятий. Насколько эти факты заслуживают внимания? Или это просто отголоски межведомственных разногласий?

- Проблема действительно существует. И не только в области нелегального производства аудио-видео продукции. Проблема, на мой взгляд, шире. Дело в том, что целый ряд директоров государственных предприятий превратились в комендантов хоздворов. И эти директора не контролируют ситуацию на своих предприятиях. А раз не контролируют, то значит с ними надо будет расставаться.

- Критики неэффективности управления гособоронзаказом часто приводят сравнение России с другими странами. Например, у России и Индии сопоставимые оборонные бюджеты, но Индия закупает в десятки раз больше военной техники, чем Россия. Причем не у своих предприятий, а в рамках экспортных контрактов. Откуда такая разница?

- Каждая страна определяет потребность в закупке вооружения и военной техники, исходя из принятой военной доктрины и финансовых средств, выделяемых в оборонном бюджете на данные цели. Из открытых источников можно сделать вывод, что финансовые средства, выделяемые Россией и Индией на закупку вооружения и военной техники примерно сопоставимы, однако структура этих закупок разная. Представляется целесообразным по вопросу разъяснения структуры закупок вооружения и военной техники Вооруженными силами России обратиться непосредственно в Минобороны.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBaf2v
Смотрите тут - http://perevozki.youdo.com/country/dlv/zakm/, выбирай нас!
Услуги курьера в Бронницах http://courier.youdo.com/courier-services/geo/bronnitsi/.
Смотрите: http://courier.youdo.com/food-delivery/, варианты >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer