Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Крикалев:
"Профессионал не склонен к риску"


8 декабря 2006 года Олег Починюк, Красная Звезда


Сергея Крикалева знает почти каждый: Герой Советского Союза и Герой России, рекордсмен мира по суммарному пребыванию в космосе (803 суток 9 часов и 39 минут). Он - самый опытный из всех космонавтов планеты, совершивший полеты практически на всех существующих сегодня пилотируемых космических аппаратах: отечественных 'Союзах', 'Салютах' и 'Мире', американском 'Шаттле', международной космической станции МКС. Но далеко не всем известно, что первые шаги в небо Сергей Константинович сделал в ДОСААФ. Именно с этой страницы его биографии и началась наша беседа.

Сергей Крикалев
Герой Советского Союза и Герой России, рекордсмен мира по суммарному пребыванию в космосе.

- Сергей Константинович, что привело вас в Оборонное общество?

     - Всегда дружил со спортом. Имел первый разряд по плаванию, стал кандидатом в мастера спорта по многоборью. Поскольку появилось желание работать в космической отрасли, то поступил в знаменитый 'Военмех' (ныне Балтийский государственный технический университет 'Военмех'). Успехи в космонавтике середины 70-х годов ХХ века впечатляли. Думал тогда, что уже в середине 80-х в космос будут летать десятки человек в год, к 2000 году - сотни. Глядишь, если повезет, то тоже побываю...
     Понятно, нужно было готовиться. С 1977 года еще студентом стал заниматься самолетным спортом в Ленинградском аэроклубе ДОСААФ. Через три года уже входил в состав сборной города по высшему пилотажу, через четыре - стал мастером спорта.

     - Видимо, занятия в аэроклубе ДОСААФ позволили расширить и технический кругозор?

     - Несомненно. Более того, и по-настоящему рабочую зарплату получил еще до окончания вуза тоже в Ленинградском аэроклубе - трудился там техником, одновременно продолжая летать. Все очень органично вписывалось в распорядок дня: чтобы между полетами не терять на аэродроме времени даром, работал техником - этих специалистов там всегда не хватало. Такое совмещение было на пользу делу: мы хотя и были спортсменами, но обслуживали свои самолеты. Точно так же, как гонщики имеют дело со своими машинами не только на трассе. Не чурались и грязной работы: мыли самолеты, меняли фильтры, ковырялись в двигателях на морозе. Деньги штатному технику полагались небольшие, но самое главное: помимо изучения техники, мы проникались повышенной ответственностью за порученное дело - на этих машинах нам предстояло подниматься в небо.

     - После вуза с самолетами не расстались?

     - Получив направление на работу в НПО 'Энергия', с 1982 года начал заниматься самолетным спортом в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова, через год стал абсолютным чемпионом Москвы по высшему пилотажу. В 1986 году - чемпион страны и чемпион Европы в командном зачете. Стал мастером спорта международного класса. Освоил пилотирование самолетов Як-18А, -50, -52, -55 и -55М, Су-26 и -29, Л-39. К слову, я не расстался не только с авиационными видами спорта, но и с Оборонным обществом. Ведь они развиваются в России под эгидой РОСТО (ДОСААФ). Я вслед за самолетами всерьез занялся высшим пилотажем на планерах - дело было новое, сложное, интересное - и в этом виде стал чемпионом мира.

     - И все-таки что повлияло на решение связать свою судьбу с космосом?

     - Знаете, в отличие от многих сверстников школьником не мечтал о звездах - хотел стать шофером. Лишь перед окончанием школы после решения поступать в 'Военмех' впервые всерьез задумался о профессии, связанной с космонавтикой.
      Отчасти повлияло и любопытство, которое появилось под влиянием фантастики, - в то время много ее читал. Особенно нравились братья Стругацкие. Они, может быть, меньше писали о какой-то технической составляющей (в отличие от многих зарубежных писателей), зато у них люди чаще оказывались в нестандартной обстановке, есть интересные психологические моменты. Хорошая книга тем и хороша, что заставляет думать, сопереживать, 'примерять' на себя. Многое потом подтвердилось на практике. К примеру, постулат о том, что чем в более опасной области человек работает, тем меньше он склонен к риску и опасности.
     Есть ведь люди, которые рискуют абсолютно неоправданно. Профессионал так никогда не поступит. Это я заметил еще в авиации, когда только начинал летать в Ленинградском аэроклубе ДОСААФ. Даже такая ехидная шутка бытует среди летчиков высокой квалификации: 'Когда у людей страха нет, то соображения тоже'. А вот когда человек что-то делать не умеет, то порой начинает неоправданно рисковать. Об этом впервые прочел именно у Стругацких.

     - За шесть полетов в космос был у вас трудный момент, который особенно запомнился?

     - Самого сложного и самого опасного не бывает: в одной ситуации это одно, в другой - другое. Трудностей много начиная с того основного, о чем нередко не вспоминают: космос - это непривычная для человека среда. Никто, кроме него, там не выживает: ни птенцы, ни млекопитающие, которых туда посылали. Даже растения - им, казалось бы, ничего, кроме воды и света, не нужно - чахнут. Поэтому даже чисто физиологически работать в космосе тяжело.
     Второе - это трудности, связанные с техникой, ее сложностью и необходимостью работать в условиях агрессивной среды: вакуум, экстремальные температуры и т. д. Плюс повышенная ответственность за результат. Ведь ради проведения в космосе того или иного эксперимента большие коллективы работают в течение многих месяцев, а иногда и лет. И ты, находящийся на верхушке этой пирамиды, своей ошибкой можешь перечеркнуть весь этот труд. Это большая психологическая нагрузка.

     - Вы часто встречаетесь с молодежью. Есть ли интерес у наших юных сограждан к космосу? Ведь еще лет тридцать назад чуть ли не каждый второй хотел стать космонавтом:

     - Интерес явно снизился - это факт. Как, несомненно, и то, что были и есть молодые люди, которые интересуются космосом. Поэтому нельзя говорить: вот были желающие, а теперь их не стало. Они есть, пусть и в меньшем количестве. Причем космонавтика зачастую упрощенно трактуется как исключительно участие в космических полетах. На самом деле это очень обширная сфера: и медицина, и инженерные науки, и изучение окружающей среды, и системотехника, и программирование. Просто еще несколько лет назад людям, работающим в этих областях, особенно в государственном секторе, не уделялось должного внимания. Сейчас государством предпринимаются шаги, чтобы конкретными мерами повысить интерес к космосу.

     - Нынешним космонавтам, наверное, легче готовиться к полетам по сравнению с вами и более старшими товарищами?

     - Легче в том плане, что они берут на вооружение имеющийся опыт, он аккумулируется постоянно. Другое дело, к выполнению каких задач космонавты готовятся - они все время усложняются.
     Но вообще проблема кадров достаточно актуальна. И дело не в том, что мальчишки не хотят становиться космонавтами. Пусть бы тот же пятиклассник мечтал быть моряком - ему нравится форма - или пожарником - спасать из огня людей. Тогда чувствовалась бы вполне естественная присущая юности романтика. Но когда мальчишка хочет стать юристом, то тут, оказывается, мотив другой: ему не важно, чем заниматься, главное - зарабатывать большие деньги. Юрист в этом плане профессия подходящая. Здесь не желание стать адвокатом и защищать людей или в прокуратуре бороться с преступностью - только меркантильная сторона. Ушло стремление посвятить себя нужному делу - это проблема. Поэтому неудивительно, что 'космические кадровики' сетуют: если раньше в космонавты мы отбирали, то теперь подбираем. Будем надеяться, что ситуация изменится.

     - Работая на орбите с иностранными космонавтами, проходя совместную подготовку, вы имели возможность присмотреться к ним. В чем зарубежные коллеги сильнее, а где им есть чему поучиться у россиян?

     - Конечно, везде разные школы, но тут важен другой нюанс: есть профессиональные космонавты - пилоты или инженеры, и есть космонавты-исследователи. Т. е. люди, знающие космическую технику, но недостаточно глубоко для того, чтобы ею управлять, принимать решения в каких-то критических ситуациях, производить ремонт. Космонавты-исследователи в первую очередь отвечают за т. н. полезную нагрузку - комплекс проводимых экспериментов. У американцев они так и называются - 'специалисты по полезной нагрузке'. Со мной в первом полете летал француз Ж.-Л. Кретъен, который, хотя и был летчиком-испытателем во французских ВВС, у нас считался космонавтом-исследователем.
     Побывал в космосе с англичанкой X. Шарман и другими иностранцами и убедился: каждый силен в какой-то отдельной области, но на наших кораблях они находились не как профессиональные космонавты, а скорее как гости. Равно как и я, когда летал с американцами, находился у них в качестве гостя и осваивал новую для себя систему. Астронавты США сильны в эксплуатации своей техники. Хотя у них можно что-то взять в плане организации. Очень хорошо отлажена подготовка в их Центре им. Л. Джонсона (НАСА), лучше координируется участие космонавтов в разработках техники.
     У нас подготовка сильна тем, что космонавтов учат не на уровне привития практических навыков, а гораздо глубже. И это объективная необходимость. Если человек к недельному полету тренируется в течение года, то его, кроме отработки отдельных элементов, можно просто 'отдрессировать' - отрепетировать все несколько раз. Но к полугодовому полету по такой схеме человека не подготовишь - на 'репетиции' потребуются годы, а то и десятилетие. Поэтому идет подготовка не на уровне отдельных операций, а ставка делается на понимание работы всей системы. Если я это знаю, мне неважно, будет конкретно эта программа или другая. Сродни тому, что один абзац можно научить писать на любом языке, но если ты этот язык знаешь в целом, то ничего заучивать не нужно - напишешь и так. Отечественная школа подготовки космонавтов всегда была сильна тем, что люди могли работать в длительных полетах, в нестандартных условиях. Сейчас все это нивелируется: на борту одной станции мы находимся вместе с теми же американцами, обогащая друг друга опытом.

     - Несколько слов о планах. Шесть раз побывав в космосе, надеетесь еще раз полететь?

     - Это вполне вероятно, так как здоровья хватает. Единственное, с моим опытом нет смысла участвовать в каких-то рутинных полетах - лучше их использовать для 'обкатки' нового поколения космонавтов. Что касается испытательных полетов, то это вполне возможно. Если конкретно говорить о том, чем занимаюсь, то сейчас ведутся работы по модернизации кораблей, созданию на станции новых режимов, где я вместе с инженерами задействован.

     - Полеты на Марс - вещь реальная?

     - Любая программа - это не только идея, но и вопросы, связанные с ее финансированием. Кроме того, в этом шаге есть смысл, когда ты четко знаешь, что последует за этим. Стоит ли тратить годы жизни только на то, чтобы отметиться в Книге Гиннесса? Слетать, вернуться и поставить точку - в этом мало проку. Шаги в неизведанное по-настоящему важны только тогда, когда люди туда пойдут, тебе же просто посчастливится быть первым.

     - Как в вашей семье относятся к столь уникальной профессии? Наверное, привыкнуть к столь долгим разлукам невозможно?

     - Конечно, ведь даже отъезд в длительную 'земную' командировку создает какие-то проблемы дома. Сейчас, правда, становится проще хотя бы в плане общения с родными и друзьями. Раньше в ЦУПе лишь раз в неделю устраивались с ними встречи, а теперь проблем нет: в любой момент могу позвонить и поговорить. Но в космосе все равно и сложно, и тяжело: это не только длительное отсутствие дома, но и постоянный риск. С одной стороны, это риск, связанный с самими условиями полета. С другой - это даже не риск (все-таки здесь содержится элемент случайности), а определенный ущерб здоровью от каждого дня пребывания в космосе. Но космос по-прежнему увлекает и будет увлекать людей.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBSHyQ
Юду: https://youdo.com/lawyer/housing/jkh/, подробности тут.
YouDo: https://youdo.com/lawyer/family/divorce/, подробное описание здесь.
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/cars/fura/price/tag/zakm/, подробнее тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer