вопрос: У специалистов космическая доктрина Буша вызвала неоднозначные, даже противоречивые оценки. Каковы, по вашему мнению, основные цели космической политики США?
ответ: Некоторые оценки связывают новую национальную космическую политику США со Стратегической оборонной инициативой Рейгана. Фразы об обеспечении свободы действий в космосе через разработку технических средств, о беспрепятственном проведении операций в космосе рассматриваются как задача по созданию космических систем оружия и их развертыванию. Ряд аналитиков полагает, что таким образом ставится "точка" в переговорном процессе о запрете на вывод оружия в космос. Другие эксперты считают, что документ имеет дежурный характер и лишь подтверждает значение космонавтики для национальной безопасности США. Думаю, объективный вывод в отношении истинных целей обновления космической политики США находится где-то посередине между этими полярными мнениями.
Смысл нового документа по сравнению с прежним остался неизменным: наращивание и в любых условиях гарантированное сохранение потенциала космических средств США. В документе вопросы национальной безопасности смещены вперед по отношению к использованию космоса в гражданских, коммерческих целях и для международного сотрудничества. В прежней программе от 14 сентября 1996 года первое место занимала гражданская деятельность.
в: Нынешняя администрация США приняла много документов в оборонной сфере. Насколько увязана с ними новая программа?
о: Подходы полностью согласованы. Для примера возьмем "Стратегию национальной обороны США": "Важнейшей задачей является обеспечение доступа США к космическому пространству и недопущение использования космоса противниками во враждебных целях". Аналогичные задачи характерны и для Национальной военной стратегии США, появившейся в апреле 2004 года. Нельзя исключать, что одной из задач обновления космической политики США стали легализация и нормативное закрепление НИОКР, связанных с созданием средств воздействия на космические аппараты иностранных государств, а также с развитием космического эшелона информационно-разведывательных и ударных элементов перспективной противоракетной обороны (ПРО). Это мнение подтверждается, в частности, выходом США из Договора по ПРО 1972 года и неоднократным декларированием планов по созданию средств ПРО космического базирования. Можно заключить, что США оставляют за собой право на создание и развертывание любых космических средств для решения задач обеспечения национальной безопасности, не исключая космические вооружения.
в: Все-таки значительная часть документа посвящена гражданскому и коммерческому космосу, международной деятельности, хотя эксперты и отмечают падение интереса США к этой сфере?
о: Нельзя сказать, что военный аспект не доминирует в новой космической политике США. Но идеология гражданской деятельности изменилась. Исчезли конкретные установки в отношении пилотируемых программ, нет ни слова о МКС. Нельзя исключать, что это следствие проблем, связанных с многоразовыми шаттлами. Интерес к МКС мог упасть и из-за зависимости от других государств по использованию станции.
По отношению к гражданскому космосу также обозначены требования по лидирующему положению США. Заявлено, что США возьмут на себя функцию мирового лидера по координации работ по созданию единой системы планетарного наблюдения. И это не единственное подтверждение "глобальных" устремлений США. Требование по обеспечению "глобального доступа" применено и по отношению к радиочастотному диапазону, к методам экспортной политики. Ее принципы направлены на обеспечение технологического превосходства США над другими странами. Предлагается ужесточить режим санкционирования экспорта чувствительных и перспективных технологий, повысить требования к защите и засекречиванию информации, связанной с разработкой космических систем. Эти принципы трудно оспорить, и уже сегодня делаются попытки навязать другим странам дискриминационные условия технологического сотрудничества, в том числе посредством экономических санкций.
в: Каким образом следует реагировать России и что изменится в отечественной космической деятельности по обороне и безопасности страны, в научной и социально-экономической сферах?
о: Содержание новой космической политики США не стало неожиданностью для организаторов космической деятельности РФ. Утвержденный Бушем документ является логическим продолжением политических высказываний и практических шагов в космической сфере в последние 3-4 года. Новая национальная космическая политика США не стала для России открытием, перечеркивающим все наши долгосрочные планы.
В последние годы утверждены все необходимые программные основы космической деятельности России, развития ракетно-космической промышленности до 2015 года, реализуется спектр межгосударственных инициатив, в том числе долгосрочного характера. Аналогичная картина в отношении военного космоса. Планами военного строительства установлены приоритеты в создании космических систем военного назначения, определены последовательность реализации и финансовые ресурсы. Может быть расширен научно-технический задел, позволяющий России адекватно реагировать на любые шаги по милитаризации космического пространства. Но мы против любой конфронтации в космосе. Наш путь - международная кооперация.
в: И все-таки будут ли внесены какие-то коррективы в развитие российской космической отрасли?
о: Без сомнения, коррективы в планах России по развитию космической деятельности, по повышению устойчивости космических систем и расширению их возможностей требуются, и задачи уже поставлены руководством страны. Но это должно происходить не в пожарном порядке и без разрушения программ, а в результате всестороннего анализа стратегии и реальных шагов США и других ведущих участников космической деятельности. Научно-технический задел для адекватного реагирования России на дисбаланс возможностей, снижение уровня гарантированности доступа в космос существует. Главное - рациональное использование нашего потенциала без "пиковых" нагрузок на бюджет. Думаю, что нет оснований для экстренной корректировки программ в связи с объявлением новой космической политики США. Путь, установленный Россией на долгосрочную перспективу, выверен и согласован не только с возможностями экономики, но и с новыми рисками и угрозами, которых никогда нельзя исключать при сложной динамике взаимоотношений в современном мире.