Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Анатолий Перминов:
"Новая космическая политика США не стала для нас открытием"


22 декабря 2006 года Сергей Лесков, Известия.Ру


Недавно частично опубликован утвержденный президентом Бушем документ под названием "Национальная космическая политика США". Прежняя подобная директива была утверждена в 1996 году, и теперь в нее внесены существенные коррективы. Как увязать новую космическую политику США с интересами России? С просьбой проанализировать документ, который не может не повлиять на космическую политику России, к руководителю Федерального космического агентства Анатолию Перминову обратился обозреватель "Известий" Сергей Лесков.

Анатолий Перминов
Руководитель Федерального космического агентства.

вопрос: У специалистов космическая доктрина Буша вызвала неоднозначные, даже противоречивые оценки. Каковы, по вашему мнению, основные цели космической политики США?

ответ: Некоторые оценки связывают новую национальную космическую политику США со Стратегической оборонной инициативой Рейгана. Фразы об обеспечении свободы действий в космосе через разработку технических средств, о беспрепятственном проведении операций в космосе рассматриваются как задача по созданию космических систем оружия и их развертыванию. Ряд аналитиков полагает, что таким образом ставится "точка" в переговорном процессе о запрете на вывод оружия в космос. Другие эксперты считают, что документ имеет дежурный характер и лишь подтверждает значение космонавтики для национальной безопасности США. Думаю, объективный вывод в отношении истинных целей обновления космической политики США находится где-то посередине между этими полярными мнениями.

Смысл нового документа по сравнению с прежним остался неизменным: наращивание и в любых условиях гарантированное сохранение потенциала космических средств США. В документе вопросы национальной безопасности смещены вперед по отношению к использованию космоса в гражданских, коммерческих целях и для международного сотрудничества. В прежней программе от 14 сентября 1996 года первое место занимала гражданская деятельность.

в: Нынешняя администрация США приняла много документов в оборонной сфере. Насколько увязана с ними новая программа?

о: Подходы полностью согласованы. Для примера возьмем "Стратегию национальной обороны США": "Важнейшей задачей является обеспечение доступа США к космическому пространству и недопущение использования космоса противниками во враждебных целях". Аналогичные задачи характерны и для Национальной военной стратегии США, появившейся в апреле 2004 года. Нельзя исключать, что одной из задач обновления космической политики США стали легализация и нормативное закрепление НИОКР, связанных с созданием средств воздействия на космические аппараты иностранных государств, а также с развитием космического эшелона информационно-разведывательных и ударных элементов перспективной противоракетной обороны (ПРО). Это мнение подтверждается, в частности, выходом США из Договора по ПРО 1972 года и неоднократным декларированием планов по созданию средств ПРО космического базирования. Можно заключить, что США оставляют за собой право на создание и развертывание любых космических средств для решения задач обеспечения национальной безопасности, не исключая космические вооружения.

в: Все-таки значительная часть документа посвящена гражданскому и коммерческому космосу, международной деятельности, хотя  эксперты и отмечают падение интереса США к этой сфере?

о: Нельзя сказать, что военный аспект не доминирует в новой космической политике США. Но идеология гражданской деятельности изменилась. Исчезли конкретные установки в отношении пилотируемых программ, нет ни слова о МКС. Нельзя исключать, что это следствие проблем, связанных с многоразовыми шаттлами. Интерес к МКС мог упасть и из-за зависимости от других государств по использованию станции.

По отношению к гражданскому космосу также обозначены требования по лидирующему положению США. Заявлено, что США возьмут на себя функцию мирового лидера по координации работ по созданию единой системы планетарного наблюдения. И это не единственное подтверждение "глобальных" устремлений США. Требование по обеспечению "глобального доступа" применено и по отношению к радиочастотному диапазону, к методам экспортной политики. Ее принципы направлены на обеспечение технологического превосходства США над другими странами. Предлагается ужесточить режим санкционирования экспорта чувствительных и перспективных технологий, повысить требования к защите и засекречиванию информации, связанной с разработкой космических систем. Эти принципы трудно оспорить, и уже сегодня делаются попытки навязать другим странам дискриминационные условия технологического сотрудничества, в том числе посредством экономических санкций.

в: Каким образом следует реагировать России и что изменится в отечественной космической деятельности по обороне и безопасности страны, в научной и социально-экономической сферах?

о: Содержание новой космической политики США не стало неожиданностью для организаторов космической деятельности РФ. Утвержденный Бушем документ является логическим продолжением политических высказываний и практических шагов в космической сфере в последние 3-4 года. Новая национальная космическая политика США не стала для России открытием, перечеркивающим все наши долгосрочные планы.

В последние годы утверждены все необходимые программные основы космической деятельности России, развития ракетно-космической промышленности до 2015 года, реализуется спектр межгосударственных инициатив, в том числе долгосрочного характера. Аналогичная картина в отношении военного космоса. Планами военного строительства установлены приоритеты в создании космических систем военного назначения, определены последовательность реализации и финансовые ресурсы. Может быть расширен научно-технический задел, позволяющий России адекватно реагировать на любые шаги по милитаризации космического пространства. Но мы против любой конфронтации в космосе. Наш путь - международная кооперация.

в: И все-таки будут ли внесены какие-то коррективы в развитие российской космической отрасли?

о: Без сомнения, коррективы в планах России по развитию космической деятельности, по повышению устойчивости космических систем и расширению их возможностей требуются, и задачи уже поставлены руководством страны. Но это должно происходить не в пожарном порядке и без разрушения программ, а в результате всестороннего анализа стратегии и реальных шагов США и других ведущих участников космической деятельности. Научно-технический задел для адекватного реагирования России на дисбаланс возможностей, снижение уровня гарантированности доступа в космос существует. Главное - рациональное использование нашего потенциала без "пиковых" нагрузок на бюджет. Думаю, что нет оснований для экстренной корректировки программ в связи с объявлением новой космической политики США. Путь, установленный Россией на долгосрочную перспективу, выверен и согласован не только с возможностями экономики, но и с новыми рисками и угрозами, которых никогда нельзя исключать при сложной динамике взаимоотношений в современном мире.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer