Одним из главных продуктов предприятия сегодня является система спутниковой навигации ГЛОНАСС, считающаяся национальным достоянием России. Чем ГЛОНАСС отличается от подобных зарубежных систем?
Систем, подобных нашей МГНСС ГЛОНАСС, в мире только две: это собственно система ГЛОНАСС и американская система GPSNavstar. Широко разрекламированная европейская система GALILEO - это пока только проект, и ее характеристики на настоящий момент носят рекламный характер.
Сравнение GPS и ГЛОНАСС (спроектированы они примерно в одно и то же время - в 1980-е годы) показывает, что системы близки по назначению, выходным характеристикам, потенциальной точности определения местоположения потребителей, структуре (космический сегмент, средства выведения, наземный сегмент, парк пользователей аппаратуры), логике функционирования и управления.
Отличаются системы только техническими параметрами и конструктивным исполнением:
выбранное наклонение орбит для спутников ГЛОНАСС обеспечивает лучшие выходные характеристики на территории России, Европы и в северных широтах, а у системы GPS - на территории США и в широтах, близких к южным;
рабочая зона GPS - поверхность Земли и околоземное пространство до высоты 3000 км, ГЛОНАСС - до 2000 км;
орбитальные структуры систем
GPS и ГЛОНАСС разные;
различны структуры навигационных сигналов и навигационных сообщений систем GPS и ГЛОНАСС;
различны методологии эфемеридно-временного обеспечения (прогнозирование параметров эфемерид и время спутника).
В настоящее время GPS функционирует в полном составе и имеет огромный парк пользователей. Система ГЛОНАСС усилиями НПО ПМ совместно с кооперацией восстанавливается до штатного состава в соответствии с ФЦП 'Глобальная навигационная система', одновременно развернут целый комплекс мероприятий по внедрению спутниковых технологий во все сферы социально-экономической деятельности страны.
Чем отличаются спутники 'Глонасс', 'Глонасс-М' и 'Глонасс-К'?
Отличительные особенности навигационного спутника 'Глонасс-М' по сравнению со спутником 'Глонасс':
1. Увеличен срок активного существования до 7 лет.
2. Введен гражданский сигнал на частоте L2.
3. Повышена точность навигационных определений в 2,5 раза вследствие:
- повышения стабильности бортового генератора частоты до 1×10-13 о.е с одновременным обеспечением его высокоточной термостабилизации (0,5њ С).
- повышения точности ориентации солнечных батарей на Солнце до 2њ;
- уточнения модели прогноза движения КА и снижения уровня непрогнозируемых сил негравитационной природы.
4. Повышена автономность КА за счет решения задач управления, контроля и эфемеридного обеспечения в БКУ на базе высокопроизводительной БЦВМ с соответствующей разгрузкой НКУ.
5. Размещена дополнительная аппаратура, решающая задачи контроля за соблюдение международных договоренностей по запрещению испытаний ядерного оружия.
Отличительные особенности навигационного 'Глонасс-К' по сравнению со спутником 'Глонасс-М':
1. Увеличен срок активного существования до 10 и более лет.
2. Введена третья частота в L-диапазоне для повышения точности и надежности навигационных определений.
3. Повышена точность навигационных определений в два раза вследствие:
- существенно меньшего уровня непрогнозируемых сил негравитационной природы;
- более точной ориентации на Солнце (1њ);
- обеспечения высокоточной термостабилизации генератора частоты (0,1њ).
4. Снижены затраты на запуск КА вследствие уменьшения массы КА (в 2 раза).
5. Размещена дополнительно аппаратура спасания терпящих бедствие.
Кто является потребителем систем навигации и связи?
Потребители системы ГЛОНАСС определяются из основного ее назначения:
навигационное обеспечение летательных аппаратов, судов морского и речного флота, автомобильных и железнодорожных транспортных средств;
определение параметров движения и ориентации космических аппаратов (КА);
местоопределение при геодезических и геологических изысканиях, в топографии, гидрографии и др;
обеспечение деятельности организаций и различных служб в чрезвычайных ситуациях (спасательных служб, служб скорой помощи, милиции и др.);
определение координат при прокладке трасс, дорог и т.п.;
ориентация на маршруте туристических групп, отдельных туристов и др.;
фундаментальные работы и исследования.
В качестве гражданского применения системы ГЛОНАСС можно отметить:
навигационное обеспечение МВД, МЧС, ФПС, оперативных служб;
навигация транспорта (воздушного, морского, речного, железнодорожного и автомобильного);
контроль грузовых перевозок;
применение в системах поиска и спасания;
создание высокоточной геодезической сети;
обеспечение геологоразведочных работ;
обеспечение кадастровых работ;
решение задач геодинамики и прогноз землетрясений;
навигационное обеспечение туристических групп.
ГЛОНАСС интегрирована в мировую навигационную систему. Кто за рубежом пользуется услугами нашей системы и на каких условиях?
В ходе создания систем GPS и ГЛОНАСС, они заявлены и зарегистрированы соответствующими международными структурами (Международный союз электросвязи).
Системы, подобные GPS и ГЛОНАСС, могут быть созданы только высокоразвитыми и мощными государствами (или их союзами, объединениями) в силу большой сложности, огромных объемов финансирования, временных и человеческих ресурсов. Таких стран в настоящее время - единицы. В любом случае, создание этих систем начинается с регистрации в международных органах и согласования с национальными комитетами.
Распоряжением Президента России от 18 февраля 1999 года № 38 - рn международное сообщество информировано о том, что РФ предоставляет систему ГЛОНАСС в качестве основы для создания международной ГНСС, причем предоставляет ее в пользование на безвозмездной основе.
Сигналами системы ГЛОНАСС могут пользоваться любые потребители, имеющие аппаратуру, работающую по сигналам ГЛОНАСС или GPS|ГЛОНАСС. Навигационную аппаратуру для потребителей (в том числе и по системам GPS|ГЛОНАСС) производит множество компаний, в том числе отечественные и зарубежные. Разработка, создание и продажа комплектаций пользовательской аппаратуры, работающей по системам GPS и ГЛОНАСС, производится компаниями без каких-либо условий и отчислений в пользу систем GPS и ГЛОНАСС.
Какова же тогда коммерческая рентабельность космических систем?
НПО ПМ продает КА связи, а не космические системы связи. Услуги космических систем связи продаются операторами этих систем. Рентабельность космических систем связи является коммерческой тайной.
Какова конкурентная среда на рынке космической техники и услуг, предоставляемых космическими системами?
Конкуренция в области производства космической техники и услуг велика. На этом рынке обосновались не только такие развитые страны, как США, Франция, Германия, Израиль, Япония, но и такие новые 'космические гиганты', как Китай и Индия. В последнее время появился целый ряд стран, в том числе и развивающихся, таких, как Мексика, Корея, Таиланд, Малайзия, Нигерия и др., которые довольно энергично развиваются в области создания и использования космических систем.
К числу конкурентов НПО ПМ как производителя КА различного информационного назначения относятся такие мировые лидеры, как Boeing Satellite System, Space System/Loral, Lockheed Martin (США), Alcatel (Франция), EADS Astrium (Европа) и другие менее известные зарубежные фирмы, так что конкуренция в этом секторе мирового рынка космических услуг весьма велика.
У НПО ПМ есть конкуренты в области производства КА связи.
Три старейших и крупнейших производителя коммерческих спутников в США Boeing, Lockheed Martin, Space Systems/Loral по-прежнему удерживают позиции основных производителей спутников фиксированной связи. Ведущими производителями в Европе являются Alcatel Space, Matra Marconi, EADS.
В таблице приведены доли рынка головных разработчиков спутников, основанные на заказах, заключенных на 2000-2003 гг. Всего контрактами предусмотрено изготовление головными разработчиками США 62 спутников на сумму $7,80 млрд (79,%), а европейскими - 16 спутников на сумму $1,5 млрд (15,3%). НПО ПМ получило заказ на производство четырех КА на сумму $240 млн (2,4%), РКК 'Энергия' - двух КА на сумму $120 млн (1,0 %). Все данные приводятся без стоимости средств выведения.
Существуют ли проблемы в распределении орбит для навигационных спутников, а также диапазонов радиочастот? Каков их характер и как они решаются?
Система ГЛОНАСС заявлена в 1980-е годы и зарегистрирована соответствующими международными органами. Проблем в распределении орбит для ее спутников нет. Класс орбит системы ГЛОНАСС не регистрируется. Частотный диапазон выделен МСЭ системе ГЛОНАСС в 1980-е годы. По мере развития системы ГЛОНАСС планируется использовать третий частотный диапазон. В настоящее время ведутся работы по обеспечению его закрепления за системой ГЛОНАСС в соответствии с общепринятыми процедурами частотных присвоений.
'В США не только вооруженные силы, но и телефония, личные навигационные устройства и даже уличные автоматы связаны со спутниками, а потому недостаточная система охраны космических аппаратов угрожает национальным интересам США', - так комментирует представитель Совета Национальной безопасности США Ф. Джонс директиву Дж. Буша об изменении политики США в космосе. Не будут ли ущемлены интересы России в космосе?
Изначальная конкуренция мировых держав в космосе послужила хорошим стимулом к освоению человечеством космического пространства. Это нормально, и определенное противостояние должно иметь место среди мировых и отечественных фирм - производителей космической техники.
В своем высказывании Ф. Джонс, скорее всего, имел в виду угрозу мирового терроризма, который с каждым годом становится все более развитым в техническом плане, а соответственно и более опасным.
При выполнении работ по разработке КА на системном и аппаратных уровнях реализуются определенные мероприятия, нацеленные на защиту передаваемой через космические аппараты информации и команд управления. Такой подход, реализуемый во всех космических фирмах, позволяет осуществлять защиту космических аппаратов, функционирующих на любом типе орбит, от несанкционированного доступа к ним. Надо отметить, что в связи с постоянным развитием техники необходимо создание превентивных мер защиты КА. А для этого требуется проведение научно-исследовательских работ в данном направлении с выделением государством определенного финансирования в рамках этой темы.
Как планируется развивать спутниковую группировку в области навигации и связи?
Основные направления, сроки, этапность и объемы финансирования определены Федеральной целевой программой 'Глобальная навигационная система', утвержденной Правительством Российской Федерации 20 августа 2001 г. постановлением № 587 и скорректированной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации № 440 от 18 января 2006 г. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2006 г. № 423. Срок выполнения ФЦП: 2002-2011 гг. Предстоящие этапы ее таковы:
2007 г. - создание орбитальной группировки из 18 космических аппаратов с обеспечением непрерывной навигации на всей территории Российской Федерации;
2009 г. - развертывание орбитальной группировки до штатного состава в количестве 24 космических аппаратов;
2011 г. - завершение модернизации наземного комплекса управления орбитальной группировки системы ГЛОНАСС, состоящей из КА 'Глонасс-М' и КА 'Глонасс-К' и выход системы на уровень конкурентоспособности с мировыми системами.
В ближайшее десятилетие система будет основой навигационных услуг страны.
Как оценивается технологический уровень космических систем и уровень производства на предприятии? Как этот уровень соотносится с развитием космических систем и космического производства в мире?
Не следует смешивать технологический уровень космических систем, таких, как космические системы связи, космические навигационные или геодезические системы, в которые входит большое количество различных элементов, и уровень производства на предприятии.
НПО ПМ непосредственно производит входящие в эти системы спутники, средства управления ими и обеспечивает поддержку в ходе эксплуатации. За последние годы мы практически обновили нашу производственную и испытательную базу, освоили современные технологии, внедрили новые стандарты качества, научились успешно работать в сотрудничестве с такими ведущими западными космическими предприятиями, как AAS, NTSpace, Astrium, Sodern.
О том, что в настоящее время уровень проектирования, производства и испытаний космической техники в НПО ПМ не уступает западному, может свидетельствовать хотя бы тот факт, что мы успешно изготовили в кооперации с нашими западными партнерами и запустили на орбиту десять спутников связи, в том числе один - по заказу такого требовательного заказчика, как международная организация спутниковой связи EUTELSAT.
Расскажите, пожалуйста, о перспективных проектах, в которых задействовано НПО ПМ.
В настоящее время мы реализуем ряд перспективных проектов как в интересах министерства обороны и Роскосмоса, так и в интересах других заказчиков. Кроме того, мы боремся за новые заказы с нашими конкурентами в России и за рубежом. Постоянное техническое перевооружение предприятия, освоение новых технологий, создание научно-технического задела в виде новых перспективных платформ, высококвалифицированные и опытные кадры - это тот фундамент, который позволяет нам чувствовать себя уверенно на современном рынке.
По каким международным контрактам работает предприятие?
Международные контракты у предприятия существуют. Например, сотрудничество НПО ПМ с ведущими мировыми космическими фирмами широко используется по программе 'Экспресс-АМ'.
Геостационарные спутники связи 'Экспресс-АМ' позволяют обеспечить в ближайшие годы потребности России во всех видах современной спутниковой связи, подвижную президентскую и правительственную связь, а также предоставлять спутниковые каналы различным заинтересованным российским и зарубежным телекоммуникационным компаниям.
Помимо пяти спутников этой серии, запущенных в 2003-2005 г., НПО ПМ планирует разработать и осуществить запуск в 2007 г. еще двух спутников: 'Экспресс-АМ33' и 'Экспресс-АМ44'.
Для спутников 'Экспресс-АМ33' и 'Экспресс-АМ44' подрядчиками являются следующие зарубежные компании:
Alcatel Alenia Space (Франция) - подрядчик по модулю полезной нагрузки;
Astrium GmbH (Германия) - подрядчик по бортовому компьютеру;
Sodern (Франция) - подрядчик по оптическим приборам для подсистемы ориентации и стабилизации.
В рамках данных проектов и НПО ПМ имеет ряд контрактных обязательств перед зарубежными партнерами. Например, перед Alcatel Alenia Space в части разработки и изготовления конструкции и подсистемы терморегулирования модуля полезной нагрузки и оборудования для антенн
L-диапазона.
В будущем году весь мир будет отмечать 50-летие космической эры человечества. Как предприятие готовится к этой дате?
В 2007 году НПО ПМ планирует запустить шесть спутников 'Глонасс-М' и довести орбитальную группировку системы ГЛОНАСС до рабочего состояния (18 КА), удовлетворяющего множеству потребителей. Одновременно на одном из спутников 'Глонасс-М' будут размещены информационные пластины (120х260 мм) с текстом, посвященным юбилейной дате и основоположникам космонавтики.
В области связи будет дополнена орбитальная группировка спутников 'Экспресс-АМ'. Мы планируем запустить КА связи 'Экспресс-АМ33'.