- Стало известно, что вы впервые сделали заказ в училище, попросив 30 пилотов.
- Да, действительно, мы заключили договор с Санкт-Петербургской академией гражданской авиации, чтобы решить вопрос подготовки летного состава для нашей компании. Мы будем помогать им в разработке новых программ, оказывать финансовую помощь, а также направлять туда своих инструкторов. В этом году мы заказали 30 человек, целую группу. Хотели больше, но не позволяет квота. Причем если раньше мы могли выбрать для своей компании наиболее подготовленных людей (для этого проводили тестовые наборы), то сейчас, учитывая качество подготовки курсантов, вынуждены брать всех подряд, а потом доучивать.
- В чем причина?
- Поясню. Училища выпускают курсантов с налетом 60 часов. Когда я выпускался из училища, нам давали примерно 100 часов. А по международным нормам выпускники должны иметь 150 часов налета. Так что у нас даже расхождение с международными правилами. Беда в том, что документ, который определяет профессиональную подготовку пилотов, находится в стадии разработки. И, кроме того, у нас до сих пор обучают летный состав по программам, созданным еще в советское время - лет 20 - 30 назад. Они безнадежно устарели, сейчас другая философия, выпускников приходится переучивать.
- Каким образом это происходит?
- В 2004 году на базе 'Аэрофлота' создан учебный летный отряд, в котором переучиваются выпускники высших учебных заведений гражданской авиации, бывшие летчики из других авиакомпаний, которые летали на самолетах третьего класса - Як-40, Ан-24, а также окончившие высшие военные заведения. Мы их доучивали под свои стандарты, так как они нас не устраивали из-за слабой подготовки, маленького налета, базового и профессионального образования. Компании пришлось пойти на определенные издержки. Сначала учебный летный отряд состоял из тридцати курсантов, сейчас - из ста. Ротация идет постоянная.
- А кого готовит ваш учебный летный отряд?
- Специалистов, вторых пилотов на самолеты Ту-134, Ту-154. Уже потом мы их переучиваем на импортную технику - на А-320 или 'Боинг-767'. Набираем курсантов и таким образом латаем дыры. Мы должны готовить их с перспективой на 2007 - 2008 годы, поскольку в течение двух лет 'Аэрофлоту' понадобится 230 человек как минимум.
- В какие суммы обходится обучение или переподготовка одного человека?
- Все зависит от того, что мы хотим. Дело в том, что наша отечественная техника (Ту-154 и Ту-134) рано или поздно уйдет. То есть в следующем году у нас уйдут Ту-134, а в перспективе (в 2009 - 2010 годах) потихоньку уйдет и Ту-154. И для того, чтобы подготовить специалиста для самолета зарубежного производства или для Ил-96, нам нужно $100 тыс. Это за 4 - 5 лет. Другой пример. Чтобы подготовить экипаж из двух человек на самолет А-320 в нашем учебном центре, за 1,5 - 2 месяца нужно потратить $27 - 28 тыс. Если обучение будет проходить в Тулузе, то сумма увеличится до $50 тыс. Но это без учета проживания, питания и дороги.
- Если у вас есть тренажеры, зачем учиться за границей?
- У нас для подготовки летного состава есть тренажерные станции по типам самолета: для отечественных Ту-134, Ту-154, Ил-96 и для импортного А-320. А за границу мы летаем тренироваться на 'Боинг-767'. Сейчас поставлена задача приобретения тренажера 767. По крайней мере, планируем, что в марте 2007-го он уже будет в нашем центре.
- А много ли наших пилотов уходят работать в зарубежные компании?
- За два года эксплуатации самолета А-320 из компании ушли уже 32 человека. То есть они научились, отработали и, получив сертификат на эксплуатацию техники, ушли в зарубежные компании. На наших летчиков за рубежом устойчивый спрос. Уровень подготовки, который закладывался на протяжении многих лет, до 1990-х годов, был очень хорошим. Специалисты, которым сейчас по 40 - 45 лет, считаются самыми квалифицированными, самыми зрелыми. Их отток - это еще одна серьезная проблема.
- Что вы предлагаете?
- Выход только один - разработать на федеральном уровне программу возрождения подготовки летного состава в РФ и выделять деньги на образование и обучение будущих пилотов. В противном случае дефицит летного состава, который и сейчас во всех российских компаниях ощущается очень сильно, с каждым днем будет нарастать. Если так будет продолжаться с образованием, на российский рынок придут иностранные авиакомпании. Мы уже сейчас берем специалистов из других стран СНГ, но пока настаиваем, чтобы у них было российское гражданство. Еще немного - и начнем брать иностранцев. Разве это выход?