Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Иванов:
Первым делом самолеты


13 декабря 2006 года Дмитрий Литовкин, Известия.Ру


Во вторник вице-премьер - министр обороны Сергей Иванов провел первое заседание совета директоров Объединенной авиационной корпорации (ОАК). Корпорация должна стать стратегическим проектом для экономической безопасности России. Если угодно, ее цель - поменять все в российском авиапроме - от имиджа (многие боятся летать на наших самолетах) до "начинки" (надо технологически обновить предприятия отрасли). Если не будет этих изменений - Россию вытеснят с рынка мирового авиапрома. На первом заседании члены совета директоров говорили не столько о будущем авиапрома, сколько собственно о структуре корпорации. - В структуре ОАК будут три дивизиона, - сообщил Иванов. - Первый из них займется созданием военных и боевых самолетов, второй - самолетов транспортной авиации двойного назначения. Третий - "чисто гражданская авиация". Если с военным сегментом все ясно ("Сушки" и "МиГи" пользуются спросом рынке), то с гражданской авиацией, по выражению вице-премьера, "беда". В 2005 году в России построено только 8 гражданских самолетов, при том что европейский Airbus производит в год 300, а американский Boeing - 290. Цифры бьют наповал. Правда, в России есть проекты, способные составить конкуренцию западной продукции на внешнем рынке. Продвигать их на рынок будут с помощью иностранных инвесторов и при активной господдержке (за 10 лет авиапром должен получить на создание новой техники не меньше $10 млрд). А альтернативы нет. После стратегических ракет с ядерными боеголовками гражданская авиация - одна из главных гарантий экономической безопасности, а также территориальной целостности государства. Страна, где 9 часовых поясов, не может себе позволить отказаться от авиации.

Сергей Иванов
Вице-премьер, Министр обороны.

Сергей Иванов, вице-премьер - министр обороны:

"Главное - это производить современные самолеты различного назначения"

"Пользуясь спортивными терминами, хочу сказать, что мы сможем вернуть нашу корпорацию в топ- или премьер-лигу ведущих мировых игроков в авиационной сфере", - заявил во вторник Сергей Иванов на заседании совета директоров "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК). О том, какими путями этого можно добиться, Сергей Иванов рассказал в эксклюзивном интервью "Известиям".

вопрос: Сергей Борисович, ОАК - единственная компания высокотехнологичного сектора экономики, где вы стали председателем совета директоров. С чем связано такое ваше назначение?

ответ: Скажу так: мне, как вице-премьеру и министру обороны, поручено возглавить совет директоров ОАК. Во-первых, растет значение воздушной мощи для обеспечения безопасности страны. Во-вторых, потребности авиации вот уже целый век стимулируют развитие самых современных технологий, служат локомотивом развития науки и производства. Россия при этом не может стать "прицепным вагоном" в этом поезде. В-третьих, авиастроение - одна из немногих высокотехнологичных отраслей экономики, в которой Россия, несмотря на трудности 1990-х годов, пока конкурентоспособна на мировом рынке. Именно в авиации в первую очередь возможна реализация модели инновационного развития, которая является единственной альтернативой сползанию в тупик сырьевой экономики. И наконец, огромные просторы России требуют развития гражданской авиации как основного, а в ряде случаев - безальтернативного транспорта.

Вывести сложнейшую систему из кризиса на путь устойчивого развития можно только с помощью системного подхода, опираясь на единый замысел и значительные полномочия. Это задача государственного уровня. Кстати, не так давно я обратился к президенту с просьбой дать поручение о подготовке указа о внесении "Объединенной авиастроительной корпорации" в список стратегических предприятий России. При этом на полную мощность работы мы планируем вывести корпорацию к 2015 году.

в: Кроме Алексея Федорова в совете директоров ОАК нет менеджеров из авиапрома. Вы политик федерального уровня, а другие члены совета - чиновники высокого ранга или руководители крупных банков. По-видимому, при формировании подобного состава руководящего органа ОАК потребовался ряд решений на высшем уровне. Каковы их мотивы: подчеркнуть роль авиации или покончить с конфликтами в отрасли? 

о: Действительно, совет директоров ОАК получился весьма представительным. Вице-премьер, два министра, помощник президента России, три руководителя федеральных агентств и служб, два замминистра, главком ВВС, генеральный директор "Рособоронэкспорта", руководители Сбербанка и ВТБ. Однако ничего сенсационного в таком составе совета директоров я не вижу. Наоборот, он адекватно отражает значение авиастроения для России. Хочу обратить внимание на то, что руководители ключевых ведомств, войдя в состав совета директоров, не только получили право влиять на принимаемые в ОАК решения, но и взяли на себя и свои ведомства ответственность за российское авиастроение. Касаясь упомянутых вами конфликтов, при таком составе директоров и внимании, уделяемом сегодня авиапрому государством, их просто быть не может.

в: Государственная власть ставит перед ОАК и политические, и экономические задачи. Можно ли назвать самые первоочередные?

о: Главное - это производить современные самолеты различного назначения по полному технологическому циклу - от разработки до серийного производства - это привилегия всего нескольких стран или надгосударственных объединений. Россия имеет такую способность и будет ее развивать. Это главная задача ОАК, имеющая как политические, так и экономические аспекты. В частности, авиапром призван обеспечить Вооруженные силы России современной техникой. Прежде всего это создание истребителя пятого поколения для ПАК ФА и программа ремоторизации Ил-76 для нужд ВТА. Развитие науки и современного производства будет стимулировать то, что называют ростом человеческого капитала. Таким образом, проявится позитивное воздействие авиапрома на экономические, социальные и политические процессы в государстве.

в: Сейчас предприятия авиапрома остро нуждаются в технологическом обновлении. Как государство - основной хозяин отрасли - будет решать этот вопрос?

о: Если вы проанализируете государственные программы, действующие в сфере ОПК и высоких технологий, то увидите: эта проблема уже решается. В частности, выполняются две важнейшие федеральные целевые программы: "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года" и "Национальная технологическая база". Они предусматривают прямые госинвестиции в развитие высокотехнологичных отраслей. Их объем в 2007 году составит почти 100 млрд рублей и будет увеличиваться в последующие годы. Цель заключается в переоснащении предприятий таким образом, чтобы открыть им доступ к самым современным технологиям и тем самым обеспечить выполнение Государственной программы вооружений на 2007-2015 годы. Впервые за постсоветский период нам удалось добиться высокого уровня скоординированности всех программных документов. Сегодня невоенный сектор авиапрома получает госинвестиции и по линии Федеральной целевой программы развития гражданской авиации. Таким образом, государство становится главным инвестором авиапрома, что в нынешних условиях представляется однозначно закономерным. При всем этом следует учесть, что господдержка - это не только прямое инвестирование, но и предоставление гарантий для инвесторов и покупателей, а также оперативное совершенствование правовой базы научно-технологического развития.

в: Какие пути привлечения внешних инвестиций в российский авиапром вы видите?

о: Что касается внешних инвестиций, то скажу так: развивая своими усилиями инвестиционную привлекательность российского авиапрома, государство создает условия для привлечения в отрасль частного иностранного капитала. Мы отчетливо понимаем, что без него ряд подразделений ОАК, особенно специализирующихся на гражданской авиационной технике, конкурентоспособными не станут. Поэтому мы ждем этих инвестиций. Между тем ОАК будет использовать и развивать позитивный опыт государственно-частного партнерства, накопленный предприятиями - участниками ОАК. Правда, несмотря на то, что стратегия развития ОАК предусматривает увеличение доли частного, в том числе иностранного бизнеса в капитале корпорации, в собственности государства будет оставаться пакет акций, необходимый для защиты национальных интересов России.

в: Тем не менее привлечение иностранных инвесторов в стратегические отрасли, расширение международной кооперации - это проблема обоюдоострая. С одной стороны, такого подхода требует глобализация, а с другой - существует опасность потери технологической независимости. Есть в этой ситуации безопасный путь?

о: Мы будем последовательно развивать сотрудничество с нашими иностранными партнерами, особенно с теми, кто уже имеет взаимовыгодные кооперационные отношения с российскими предприятиями. В то же время никак не исключается тесное сотрудничество с нашими стратегическими партнерами за рубежом. Но только по отдельным программам. К примеру, в гражданской и транспортной авиации участие иностранного капитала, привлечение зарубежных партнеров, обладающих современными технологиями, будет только приветствоваться. Потому что это должно помочь российскому авиапрому встать на ноги, окрепнуть. Сектор военной авиации в корпорации будет закрыт для иностранного капитала. Как вы понимаете, в интересах национальной безопасности страны.

Кто вошел в Объединенную авиастроительную корпорацию?

Решение объединить все авиационные предприятия в единый холдинг принималось президентом России Владимиром Путиным. В корпорацию вошли: Авиационная холдинговая компания "Сухой" - 100 % акций; Внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт" - 15%; "Ильюшин Финанс Ко." - 38 %; Авиационное объединение им. Ю.А. Гагарина (г. Комсомольск-на-Амуре) - 25,5 %; Межгосударственная авиастроительная компания "Ильюшин" - 86 %; Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" - 38 %; Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова - 25,5 %; ОАО "Туполев" - 90,8 %; Финансовая лизинговая компания - 58 %. Ожидается, что будут внесены 38,2% от общей стоимости акций компании "Иркут", а поскольку почти 12% акций этой компании уже находится на балансе "Сухого", то ОАК получит и контрольный пакет акций "Иркута". К 1 апреля 2007 года формирование холдинга будет полностью завершено.

ИНТЕРНЕТ-ОПРОС

Нужны ли России собственные самолеты?

Конечно, это вопрос национальной безопасности - 60%

Это подтянет всю экономику нашей страны - 31%

Нет, сами хорошо все равно не сделаем. Надо кооперироваться с мировыми лидерами - 9%

В опросе приняли участие 1925 человек




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer