'Мы не пытаемся переманить заказчика'
Павел ТИШИН, региональный директор РСК 'МиГ' по маркетингу, продажам и послепродажному обслуживанию.
-- Основу парка авиации Китая составляют самолеты 'Сухого', фирма 'МиГ' давно уже не поставляет сюда свою продукцию. Стоит ли в таком случае здесь выставляться?
-- Для нас это традиционная выставка, куда мы с удовольствием приезжаем. Мы не пытаемся переманить заказчика на свою сторону, нет. Но не будем забывать, что первыми здесь были мы. Сегодня же лишь подтверждаем, что мы здесь, работаем, развиваемся, что мы значительно окрепли. Не нужно забывать, что эта выставка региональная, мы рассчитываем провести переговоры не только с Китаем, но и с близлежащими странами. Мы представляем здесь не какую-то определенную модель МиГа, а все, что производим и экспортируем, начиная от легкомоторного самолета 'Авиатика' и Ил-103 и кончая модернизированным МиГ-29СМ. Привезли сюда и модель МиГ-29СМТ, рекламируем наше будущее и настоящее -- МиГ-29М/М2, а также корабельные самолеты, которые планируем поставлять по контракту в Индию.
-- Раз выставляетесь здесь, значит, на что-то рассчитываете в перспективе?
-- Конечно. Правда, есть одна особенность: в разговоре о заказах из Китая мы должны быть крайне сдержанны -- такова договоренность между двумя сторонами. Поэтому ничего конкретного о наших делах и перспективах, к сожалению, поведать не могу. Скажу лишь, что мы не собираемся вычеркивать эту выставку из списка наших основных.
-- Скажите как человек, отлично знающий этот регион, почему китайцы предпочитают тяжелые истребители марки 'Су'?
-- Было время, когда я продвигал на этот рынок именно истребители марки 'Су'. Опора на тяжелые истребители логична с точки зрения размеров страны. Но Китай использует и нетяжелые машины. Правда, их он производит сам. Это самолеты марки 'F'. Но это не американские самолеты -- просто совпадение в названиях.
-- В китайских ВВС есть машины, подобные нашим МиГ-21 и МиГ-29. Иногда даже возникает путаница.
-- МиГ-29 действительно стал слишком обобщающим обозначением, и уже в этом году мы, наверное, уйдем от этого индекса. Собираемся ввести два новых понятия: МиГ-33 -- это будет корабельная машина, и МиГ-35 -- боевой многофункциональный истребитель, работающий по земле, по поверхности и по воздуху.
-- Последние лет пятнадцать существует тенденция в развитии авиации: планер самолета практически не меняется, обновляется лишь начинка -- бортовое оборудование, оружие. Эта тенденция видна и у МиГ, и у Су. Она останется и в перспективе?
-- Планер все же меняется. У нас самолеты различных модификаций даже по-разному называют. 'Горбатый', например. Другое дело, что основные черты действительно узнаваемы. Развитие у нас идет по двум направлениям: модернизация базовой машины в МиГ-29СМ и МиГ-29СМТ, второе -- сухопутный вариант МиГ-29М2 и корабельный МиГ-29К. Сегодня у РСК 'МиГ' очень хорошие заделы, перспективы и планы, проблемы с загрузкой предприятий нет.
"Без интеграции с зарубежными производителями выход на мировой рынок очень осложнен"
Вениамин ЭЛИНСОН, заместитель генерального директора ФГУП 'Уральский оптико-механический завод'.
-- На всех самолетах российского производства в Китае -- Су-27, Су-30МК, Су-30МКК -- стоят оптико-электронные прицельные станции разработки и производства вашего завода. УОМЗ -- единственный разработчик таких систем, конкурентов нет, зачем тогда ездить на выставку в такую даль, тратиться?
-- На эту выставку мы приехали с двумя целями. Во-первых, продолжить работу по военно-техническому сотрудничеству -- мы имеем право выхода на внешний рынок. Здесь мы уже провели переговоры с Ляньлинским ремонтным заводом, который поддерживает парк самолетов марки 'Су' китайских ВВС. Кроме того, согласовали условия контракта на поставку запчастей -- документ будет подписан до конца ноября. Провели переговоры и с другим нашим партнером -- фирмой 'Катик'.
Во-вторых, на Airshow China-2006 мы демонстрируем целую гамму оптических систем гражданского назначения. Они могут быть установлены на вертолетах китайского производства и на закупленных Китаем российских машинах. С такими системами и те, и другие смогут теперь работать круглосуточно. Надеемся, что китайские производители, в первую очередь легких самолетов, заинтересуются нашим предложением. Наши системы и надежны, и выгодны по ценовым характеристикам. Кроме того, наши партнеры знают: мы поставим запчасти, отремонтируем любое изделие за три месяца.
-- При продвижении своей продукции обходитесь без посторонней помощи?
-- Первый контракт по круглосуточным системам был у нас с Венесуэлой. Состоялся он с помощью госпосредника -- 'Рособоронэкспорта' и вертолетного холдинга с управляющей компанией 'Оборонпром'. Мы поставили в Венесуэлу уже восемь систем. Поле нашей дальнейшей деятельности -- Алжир. Летом этого года мы завершили контракт на поставку шести круглосуточных систем оптического наблюдения для миротворцев ООН. Испытания нашей системы проведены на польском легком четырехместном самолете 'Орка'. Здесь, на выставке, мы получили предложение на поставку первых систем для польского МЧС. За последние два месяца провели переговоры о перспективном серьезном сотрудничестве с израильскими фирмами. Без интеграции с известными зарубежными производителями выход на мировой рынок очень осложнен.
УОМЗ принимает участие в программе 'звезды' нынешней выставки -- самолета Су-35. Эта программа предусматривает разработку и поставку новой оптико-электронной прицельной станции и подвесного контейнера. Он в конце этого года поступит на испытание головному разработчику -- фирме 'Сапсан соллюкс'.
"Рынок лазерных систем для нас становится все меньше"
Анатолий ЧУМАКОВ, генеральный директор Раменского приборостроительного завода.
-- Как видно по выставке, в авиации все больше внимания уделяют внедрению новых базовых элементов, прежде всего лазерных. Вы не отстаете от моды?
-- Одна из наших новых разработок, представленных на выставке, -- трехосный лазерный гироскоп. На его базе мы разрабатываем новую высокоточную инерциальную систему со спутниковой навигацией. Хотя наш завод в основном серийный, тем не менее инерциальная система -- наша разработка. Она на уровне лучших европейских разработок. Привезли сюда еще одну интересную разработку -- курсо-глиссадный маяк. Эта установка позволяет летчику определить курс при посадке. Маяк планируется устанавливать на буровых платформах, на кораблях, чтобы пилот смог легко посадить вертолет при плохой видимости.
-- Это тоже лазерная система?
-- Нет, оптическая. В ней используются сверхяркие диоды, позволяющие даже в туман на расстоянии 8--10 км видеть три луча -- красный, желтый, зеленый. Это как на светофоре -- зеленый свет означает точный курс. Лазер мы не использовали по той причине, что он, по мнению медиков, оказывает вредное воздействие на глаза. Установка может использоваться и для морской навигации.
-- Тяжелая система?
-- Два десятка килограммов. Есть и переносной вариант весом 5 кг. Это для военных -- чтобы ориентироваться во время десантирования ночью. И морские, и летные испытания показали -- система эффективна. Есть потенциальные потребители.
-- Есть аналоги вашей установки за рубежом?
-- Есть, но лазерные. Конечно, лазерная тематика и нам не чужда. Например, по этому принципу создана установка для анализа воздушной среды вокруг летающего объекта, для изучения состава воздуха. Химическая разведка или экологи с помощью такой установки смогут выявить до десяти вредных составляющих.
-- Конкуренцию китайцев ощущаете?
-- Таких гироскопов, как наш, они не делают, но продвинулись в лазерной тематике сильно. Раньше был большой спрос на наши базовые элементы и системы, сейчас он гораздо меньше, этот рынок для нас все меньше и меньше.