- Игорь Васильевич, расскажите, пожалуйста, о результатах боевой подготовки в завершившемся учебном году в соединениях и частях Дальневосточного объединения ВВС и ПВО.
- В период итоговой проверки в объединении были проинспектированы части и соединения на предмет боевой и мобилизационной готовности и боевой подготовки. Надо сказать, что большинство частей демонстрируют результаты, значительно лучшие по сравнению с прошлыми годами. Это связано прежде всего с положительными изменениями в поставках топлива, хотя ситуация в целом еще далека от совершенства. Больше стало поступать финансовых средств на боевую подготовку, поэтому в объединении чаще и более эффективно стали проводить полковые летно-тактические учения. А ведь еще 4 - 5 лет назад фактически невозможно было использовать эту форму войскового обучения. Прежние ЛТУ организовывались с большими трудностями, проводились, скорее, условно, чем так, как это требуется.
В этом году все авиационные полки провели ЛТУ. По результатам можно выделить лучшие части объединения. На передовых позициях находятся бомбардировочный авиационный полк полковника Александра Максимцева и зенитный ракетный полк подполковника Алексея Самохвалова. Эти части справились с поставленными задачами и во время учений на полигоне Телемба. Стоит отметить, что зенитчики, поразив все мишени, отстрелялись на оценку 'отлично'. Особенностью этих учений стало использование разновидовых группировок войск - частей и соединений ВВС, дивизий ПВО, зенитно-ракетного полка, радиотехнического полка, сил войсковой ПВО из состава ДВО. Все они выполняли задачу под единым командованием. В суровых условиях (ночью температура воздуха достигала 40 градусов ниже нуля) военнослужащие, задействованные в учении, добились высокого результата и заслужили поощрения командования.
- Недавно было принято решение о переходе некоторых частей и соединений войсковой ПВО из подчинения Сухопутных войск в подчинение ВВС. Что в этом отношении делается в вашем объединении?
- В этом году завершен прием двух бригад - зенитной ракетной бригады из состава войсковой ПВО округа, а также радиотехнической бригады. Теперь эти соединения переподчинены нашему объединению ВВС и ПВО. Откровенно говоря, ожидалось более худшее состояние техники и подготовки личного состава этих соединений. Однако мы были приятно удивлены обратным.
- Насколько остро в объединении стоит кадровый вопрос?
- С учетом прибытия молодых лейтенантов в объединении укомплектовано более 90 процентов офицерских должностей. Что касается прапорщиков, то их около 80 процентов от нужного количества. Уже несколько лет в объединении нет проблем с набором военнослужащих по призыву.
В настоящее время значительно сократилось количество увольняющихся молодых офицеров (в звене 'лейтенант - старший лейтенант'). В этом году в объединение пришло около 200 лейтенантов. Из них только четыре офицера высказывают сомнения в целесообразности дальнейшего прохождения службы в Вооруженных Силах РФ. Впрочем, по-прежнему много офицеров увольняются после истечения срока первого контракта. В этом вопросе ситуация пока не стабилизировалась.
Есть и другие кадровые проблемы. Сейчас объединение испытывает 'кадровый голод' с назначением офицеров на должность 'командир части'. Как известно, в армии это ключевая должность, так как военный руководитель такого уровня часто одновременно бывает и начальником гарнизона. Почему это происходит? У большинства офицеров отсутствует академическое образование. Так, например, заместители командиров эскадрилий, комэски или равнозначные им командиры и их заместители в дивизионах и батальонах отказываются поступать в военные академии на очную форму обучения. Это происходит потому, что они понимают, что потеряют в денежном довольствии около 40 процентов. Помимо этого до сих пор плохо урегулирован в учебных заведениях жилищный вопрос. Вот и не изъявляют желания офицеры учиться военному делу дальше. Думаю, этот вопрос заинтересованности, в том числе материального стимулирования слушателей военных академий, нужно рассматривать на уровне Правительства РФ. Иначе мы попадем в 'кадровую яму'.
Следующий момент. Выпускники академий в свою очередь с неохотой возвращаются на постоянное место службы, с которого они были туда направлены. Ежегодно объединение отправляет на очное обучение 50 - 60 офицеров, в то время как после выпуска из академии возвращаются максимум 20 - 30 человек. К сожалению, офицеры, окунувшись в столичную жизнь, оседают в Москве на должностях преподавателей или подыскивают себе места в близлежащих частях, а также главных и центральных управлениях Минобороны. Повторюсь, что именно этот отток кадров приводит к проблемам в подборе офицеров на должность командира полка(!).
- Каким образом в объединении ВВС и ПВО осуществляется подготовка летного состава? Каков средний налет?
- В соответствии с разнарядкой Главного командования ВВС мы направляем молодых летчиков в специальные центры подготовки и переучивания летного состава, где они повышают свою квалификацию. Там на учебном самолете L-39 они достигают необходимого налета, и им присваивается, как правило, 3-й класс. Это, несомненно, способствует повышению уровня подготовки летного состава. Однако до совершенства еще далеко. Для того чтобы достичь необходимого налета часов, который был у летчиков ВВС 20 лет назад, нужно увеличить объем поставок керосина минимум в два раза, а также постоянно совершенствовать состояние авиационной техники. Запас ресурса авиатехники на данный момент оставляет желать лучшего.
Тем не менее прилагаются все усилия, чтобы поддерживать навыки летчиков на должном уровне. В объединении летный состав проводит подготовку в двух полках постоянной готовности: бомбардировочном и штурмовом. Остальные летчики участвуют в сборах. В этом году в течение 3 - 4 месяцев в них приняли участие летчики бомбардировочной, штурмовой и армейской авиации, где повысили свою классную квалификацию более 100 летчиков.
- Поступает ли в объединение новая авиационная техника, зенитные ракетные системы и другая специальная техника?
- Объединение первым в ВВС получило модернизированные и капитально отремонтированные истребители Су-27СМ. Пока они будут базироваться только в одном полку, но уже в 2007 году такие же самолеты поступят в другой авиаполк.
В ЗРВ также осуществляется капремонт техники. В первую очередь это относится к ЗРС С-300. Что касается радиотехнических войск, то в нынешнем году туда поступили две новые РЛС. Но темпы поступления новой техники не успевают за темпами снижения ресурсов ВВТ.
- Регион, где дислоцируется объединение, - приграничный. Были ли попытки нарушения воздушного пространства летательными аппаратами сопредельных государств? Какие меры принимаются для их предотвращения?
- С удовлетворением отмечу, что за пять лет моего командования объединением не было ни одного преднамеренного нарушения государственной границы: ни со стороны Китая, ни Японии, ни КНДР. Хотя были случаи приближения к воздушному пространству России самолетов сельскохозяйственного назначения.
- Проводились ли замеры уровня радиации с помощью специальной авиатехники в приграничной зоне после испытания ядерного оружия КНДР?
- Для замеров привлекалась техника ВВС и техника РХБ защиты объединения. По указанию Главного командования ВВС были расставлены посты, организован мониторинг воздушной среды. Однако повышение уровня радиации отмечено не было.
- На дворе еще осень, а погода на Дальнем Востоке стоит зимняя. Как начали новый отопительный сезон? Готовы ли в Дальневосточном объединении ВВС и ПВО к зимним холодам?
- В объединении подготовились к зиме в полном объеме. В преддверии отопительного сезона была отремонтирована 81 котельная. Также на всех котельных создан нормативный трехмесячный запас топлива, а на некоторых - даже полугодовой.
- Жизнь на Дальнем Востоке в определенном смысле специфична во многом из-за отдаленности от центра страны и сложных климатических условий. Однако и здесь есть свои 'медвежьи углы'. Скажите, как служится вашим подчиненным в отдаленных гарнизонах?
- Например, на южном мысе Крильон острова Сахалин дислоцируется наша часть. Все ее хозяйство, кроме позиций техники (РЛС, высотомеры и т.д.), - это двухэтажное деревянное здание, в одном крыле которого административная часть, а в другом - жилая. Сюда даже летом на машине добраться непросто, а что говорить о зиме? Летаем на мыс Крильон на вертолете и не забываем их там.
Конечно, военнослужащие, которые проходят службу на острове, оторваны от повседневной жизни людей на материке. Но тем не менее на всех подобных 'точках' находятся ответственные офицеры, добросовестно выполняющие свои обязанности. Через 3 - 4 года проводится ротация. Также стараемся, чтобы офицеры с семьями, где есть дети школьного возраста, надолго на мысе Крильон не задерживались. Между тем я уверен, что необходимо увеличить денежное довольствие (стимулирование) военнослужащих, проходящих службу 'на краю земли'.