Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Нестеров:
Звездная пора "Руссо-Балта". ГКНПЦ им. М.В. Хруничева исполнилось 90 лет


15 ноября 2006 года Воздушный транспорт


История Государственного космического научно-производственного центра им. М.В.Хруничева полна самых неожиданных поворотов, окутана таинственностью и от этого еще более интересна. Мало кому известно, что решение о строительстве завода в Филях принималось государем-императором Николаем Вторым. Тогда, 90 лет назад никто не предполагал, что завод 'Руссо-Балт', собиравший первые отечественные автомобили, превратится в известнейшее предприятие по созданию авиационной, а позднее и ракетно-космической техники. О том, чем живет сегодня это прославленное предприятие, рассказывает генеральный директор Центра Владимир Евгеньевич Нестеров.

Владимир Нестеров
Генеральный директор Центра М.В.Хруничева.

- В настоящее время прослеживается тенденция к укрупнению предприятий ракетно-космической промышленности. Известно, что и в ГКНПЦ им. М.В.Хруничева планируется интегрировать такие предприятия, как ФГУП ПО 'Полет' и ФГУП 'Воронежский механический завод'. Какова целесообразность такого объединения?
 
-Действительно, правительством принято решение о проработке вопросов, связанных с вхождением омского ФГУП 'ПО 'Полет' и воронежского ФГУП 'ВМЗ' в интегрированную структуру в сфере разработки и производства ракет-носителей тяжелого класса. На этих предприятиях будет проведена оптимизация загрузки производственных мощностей для изготовления изделий ракетно-космической техники и составных частей ракетных модулей ракет-носителей семейства 'Ангара'. При этом в Омске также будет продолжена работа по производству и модернизации РН легкого класса 'Космос-3М'.
Вхождение в состав ГКНПЦ им. М.В.Хруничева даст возможность Воронежскому механическому заводу обеспечить рациональную загрузку производственных мощностей при размещении заказов на изготовление маршевых двигателей для ракеты-носителя 'Ангара' и провести полную реструктуризацию и оптимизацию загрузки вспомогательных производств. Подобное объединение позволит стабилизировать и в будущем значительно улучшить финансово-экономическое состояние интегрированных предприятий.

- А в чем заключается стратегическая задача интеграции?

- Важнейшая задача интеграции - сохранение существующего производственного и научно-технического потенциала предприятия, обеспечение выполнения государственных заказов, предусмотренных Федеральной космической программой и загрузка производственных мощностей. Реорганизация Государственного космического научно-производственного центра обеспечит финансово-экономическую устойчивость предприятия в долгосрочной перспективе. Все четыре предприятия, включенные в состав Центра, входят туда с потерей физического лица. То есть фактически наш Центр становится больше на четыре предприятия космической отрасли.
"Полет" в последнее время сталкивалось с проблемой недозагруженности, в то время, как Центр им.Хруничева был перегружен на 176 процентов. Для нас экономически более целесообразно было включить в состав Центра это предприятие, чем увеличивать количество рабочих мест. "Воронежский механический завод" также испытывал проблемы с загрузкой своих мощностей. На воронежском предприятии изготавливают вторую и третью ступень двигателя ракеты-носителя "Протон", двигатель третьей ступени для "Союза" и для разгонных блоков РКК "Энергия". "Присоединение воронежского завода к Центру им.Хруничева было необходимо для сохранения этого предприятия и выполнения возложенных на него финансовых обязательств. Всего ежегодный объем товарной продукции Центра составляет порядка 500 млн долларов. С такими средствами мы в состоянии решить финансово-экономические проблемы своими силами. 

- Какие направления деятельности Космического центра можно считать сегодня наиболее перспективными?

- Одним из перспективных направлений деятельности ГКНПЦ им. Хруничева является разработка, создание и поставка на орбиту малых космических аппаратов. Наш Центр имеет высококлассных специалистов и необходимые ресурсы для оказания заказчикам комплекса услуг по созданию космических систем связи или ДЗЗ. Обладая опытом создания космических аппаратов, имея ракеты-носители легкого и тяжелого классов, ГКНПЦ способен создать и вывести космический аппарат в любую определенную заказчиком точку на орбите или предоставить услугу по доставке аппарата на орбиту для иностранных заказчиков на условиях коммерции.
26 августа 2005 года РН 'Рокот' вывел на орбиту космический аппарат ДЗЗ 'Монитор-Э'. Он решает задачи картографирования территорий, а также осуществляет контроль загрязнения окружающей среды и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Еще одним реализованным проектом стало создание телекоммуникационного спутника 'KazSat', выведенного на орбиту 18 июня 2006 года. После проведенных испытаний, спутник успешно функционирует на орбите. Все технические параметры спутника полностью соответствуют требованиям в области фиксированной спутниковой связи и вещания Республики Казахстан. Территория Казахстана и часть территории соседних государств полностью обслуживаются спутником 'KazSat'.
В 2011 году может быть осуществлен запуск первой экологически чистой ракеты-носителя "Ангара". В процессе работы над ракетой-носителем нового поколения была несколько изменена идеологическая составляющая проекта. Это означает, что первой будет запущена так называемая малая "Ангара-1.1" или "Ангара-1.2", в зависимости от работ по проекту. Летные испытания этого аппарата должны начаться в 2010 году. В настоящее время у нас заключен длительный контракт по этому проекту с министерством обороны, все работы по созданию ракеты-носителя "Ангара" идут согласно графику.
 
- Владимир Евгеньевич, разработка принципиально новых средств выведения требует колоссальных капиталовложений и времени, которых, как правило, не хватает. Поэтому сегодня производители космических средств выведения, в основном, совершенствуют уже существующие типы ракет-носителей с целью снижения стоимости выведения полезной нагрузки и расширение возможностей выведения КА в разные диапазоны орбит. Какова стратегия Центра им. Хруничева?

-Космический центр им. М.В. Хруничева активно участвует в освоении новых технологий, расширении присутствия России на международном космическом рынке. Ракетная техника, создаваемая специалистами Центра всегда имела устойчивый спрос, поэтому сохранение лидирующих позиций в космической сфере требует постоянного совершенствования отечественной ракетной техники. Принципиально новой разработкой специалистов Космического центра является создание семейства экологически чистых ракет-носителей 'Ангара'. Создание семейства 'Ангара' на базе универсального ракетного модуля -1 и универсального ракетного модуля -2 позволяет формировать ракету-носитель нужной конфигурации в зависимости от ее назначения.

- Принимает ли участие ГКНПЦ им. Хруничева в реализации космических программ других стран?

-Принимает, и не только на постсоветском пространстве. Наш Центр имеет заслуженный авторитет как надежный разработчик и производитель ракетно-космической техники, и мы активно делимся богатым опытом, содействуем в реализации космических программ других стран, осуществляем запуски зарубежных спутников. За последние годы нашими партнерами стали многие хорошо известные зарубежные фирмы: 'Боинг', 'Лорал', 'Инмарсат', 'Моторола', 'Панамсат', 'Хьюз', 'Европейское сообщество спутниковых систем' и другие. Космическим центром заключены контракты с азиатскими странами на создание космических ракетных комплексов.
В октябре 2004 года заключен договор с Корейским Институтом Аэрокосмических Исследований (КАРИ) на создание Корейской космической системы запуска (ККСЗ). По условиям контракта, российская сторона должна создать наземный стартовый комплекс на территории Республики Корея и осуществить два запуска интегрированной РН, где первая ступень будет создана российскими предприятиями, а вторая - корейскими специалистами. С помощью РН КСЛВ-1 планируется выводить на низкую приполярную орбиту искусственный спутник массой до 100 килограммов.

- Пожалуй, один из самый крупных международных проектов, в котором участвует Центр Хруничева и в котором ему отведена значительная роль - это создание МКС. Проводятся ли сегодня Центром какие-либо работы для МКС?

- Действительно, вклад нашего Центра в создание и функционирование МКС велик. Используя опыт создания пилотируемых комплексов, специалисты Центра в рамках контракта с фирмой 'Боинг' разработали и создали первый элемент Международной космической станции - функциональный грузовой блок 'Заря'. И в 1998 году блок 'Заря' был успешно выведен на орбиту ракетой-носителем 'Протон'. Впоследствии ГКНПЦ изготовил и вывел на орбиту еще один элемент станции - служебный модуль 'Звезда'.
В настоящее время специалисты Центра в составе кооперации выполняют работы по созданию многофункционального лабораторного модуля на базе ФГБ-2.

- Столь крупное предприятие нуждается в хорошем финансировании, но в современных экономических условиях - это большая проблема. Как справляетесь с этой ситуацией?

- ГКНПЦ им. М. В. Хруничева активно участвует во внешнеэкономической деятельности. В 1993 году ГКНПЦ, американская корпорация Локхид и РКК 'Энергия' создали совместное предприятие 'Локхид-Хруничев-Энергия' (ЛХЭ). Логическим продолжением деятельности ЛХЭ стало учреждение в 1995 году СП 'ILS', которое осуществляло маркетинг услуг, предоставляемых двумя ракетами-носителями: российской РН 'Протон' и американской РН 'Атлас'. За время работы ГКНПЦ на международном рынке пусковых услуг, с апреля 1996 года, ракетой-носителем 'Протон' был осуществлен 41 коммерческий запуск зарубежных аппаратов.
В марте 1995 года ГКНПЦ и германская корпорация Даймлер Крайслер Аэроспейс создали СП 'Еврокот Лонч Сервисез', целью которого является проведение маркетинга коммерческих пусковых услуг РН 'Рокот'. РН 'Рокот' является конверсионной версией МБР РС-18 (СС-19), которые подлежат ликвидации в соответствии с Договором о сокращении стратегических наступательных вооружений. Создание СП 'Еврокот' позволило привлечь средства, достаточные для создания эффективного и конкурентоспособного ракетно-космического комплекса 'Рокот' на космодроме Плесецк, предоставить западным заказчикам возможность использования передовых российских космических технологий в мирных целях. Первый запуск РН 'Рокот' состоялся 16 мая 2000 года и с того момента было осуществлено 7 коммерческих запусков.

- Не так давно компания Lockheed Martin объявила о продаже своей доли в совместном предприятии. С чем на самом деле связано это решение?

-Космический центр им. Хруничева всегда с полной ответственностью выполняет международные обязательства. Продажа Lockheed Martin своей доли связана с решением руководства компании изменить маркетинговую политику. Главным образом, Lockheed Martin остановится на предоставлении пусковых услуг ракеты-носителя 'Атлас' в интересах государственных заказов.

-Космическим центром создана хорошая база для движения вперед. Как вы думаете, какими темпами дальше пойдет разработка образцов ракетно-космической техники, и от чего это будет зависеть?

-Научно-технический прогресс, как известно, не стоит на месте. Растет потребность человечества в дальнейшем исследовании околоземного пространства, дистанционном зондировании Земли, исследовании дальнего космоса. Проекты, связанные с этими направлениями возможны только с помощью новейшей космической техники. Безусловно, темпы будут зависеть от вкладываемых средств. И, поверьте, наши потомки нам не простят, если вдруг неожиданно прекратим все начатые дела.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBSvaS
Грузоперевозки по выходным на http://perevozki.youdo.com/city/dlv/vihodnie/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer