Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Василий Ключенок:
Падение с высоты


15 ноября 2006 года Сергей Никонов, ВПК


В последнее десятилетие уровень безопасности полетов авиации в Российской Федерации катастрофически снизился. При уменьшении общего налета в 2,8-3,2 раза в государственной и гражданской авиации число авиационных происшествий увеличилось в разы и достигло почти пятидесяти в год. Невосполним моральный и материальный ущерб, при котором стотысячерублевая компенсация за гибель гражданина в авиакатастрофе - слишком малая цена. Все это говорит о том, что давно назрела необходимость в подготовке соответствующего закона, который бы положил конец беспределу в нашей авиации. И такой закон готовится. Каким он будет, что изменится с его принятием? Об этом мы беседуем с первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Василием КЛЮЧЕНКОМ.

Василий Ключенок
Родился 25 декабря 1948 г. в Витебской области. Окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков (1970 г.), Военно-воздушную академию им. Гагарина (1982 г.), Высшие академические курсы Академии Генерального штаба (1997 г.), Поволжскую академию государственной службы (2001 г.). Служил летчиком-инструктором, командиром эскадрильи, командиром авиаполка, командовал ВВС ПриВО, был замначальника Челябинского высшего военного авиационного училища, начальником Тамбовского высшего авиационного училища, первым заместителем командующего резерва и подготовки кадров ВВС РФ. После увольнения из Вооруженных Сил в 1999 г. - заместитель начальника управления Федерального казначейства по Тамбовской области. С января 2000 г. - первый заместитель главы администрации Тамбовской области, представитель губернатора в областной Думе. С 11 декабря 2001 г. - член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от администрации Тамбовской области. Первый заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности. Генерал-лейтенант авиации. Заслуженный военный летчик РФ. Награжден орденом "За службу Родине в ВС СССР" III степени. Женат, имеет двух сыновей.

- Василий Дмитриевич, вы полагаете, что навести порядок в сфере безопасности полетов можно лишь с принятием хорошего и, безусловно, нужного закона?

- Продуманная законодательная база - важнейшее условие нормального функционирования любого государственного механизма, тем более такого, как служба управления воздушным движением и безопасностью полетов. Но после принятия Федерального закона "О государственном надзоре (контроле) в сфере обеспечения безопасности полетов авиации в Российской Федерации" потребуется, естественно, немалая работа по реализации конкретных мер в сфере обеспечения безопасности полетов авиации РФ. В частности, объединение на государственном уровне усилий всех уполномоченных представителей федеральной авиационной администрации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, авиакомпаний, научно-исследовательских и научно-производственных организаций, промышленности, коммерческих, общественных организаций и физических лиц, эксплуатирующих и обеспечивающих летательные аппараты. Дело в том, что в настоящее время несовершенство воздушного законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов авиации в РФ поставило под угрозу приоритетную задачу государства в области охраны жизни и здоровья граждан. И здесь, поверьте, непаханое поле для деятельности многих структур.

- Каковы человеческие жертвы?

- В общем за прошедшие 5 лет в авиации Российской Федерации вследствие летных происшествий погибло около 1,5 тысячи человек. Условный ущерб от их гибели составил около 1 млрд. рублей. Общий ущерб от летных происшествий только за 1 год - более 6 млрд. рублей.

- Так что же в связи с этим предпринимается Советом Федерации и, в частности, вашим комитетом? Насколько были учтены интересы всех заинтересованных сторон, на чей опыт вы опираетесь?

- Еще 16 октября 2003 года в Совете Федерации состоялся "круглый стол" по теме "Состояние безопасности полетов авиации Российской Федерации и ее законодательное обеспечение". В соответствии с его рекомендациями и в связи с критической ситуацией, сложившейся с безопасностью полетов авиации в РФ, был разработан проект Федерального закона "О государственном надзоре (контроле) в сфере обеспечения безопасности полетов авиации в Российской Федерации".

Для качественной корректировки законопроекта с учетом последних поручений президента РФ, а также новых положений международного и Воздушного законодательства РФ при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности была активизирована деятельность рабочей группы из ученых экспертов-специалистов в сфере обеспечения безопасности полетов гражданской, государственной и экспериментальной авиации. Привлекли мы также представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, авиакомпаний, научно-исследовательских и научно-производственных организаций, промышленности, коммерческих и общественных организаций. Полномочия всех членов рабочей группы были подтверждены письменно соответствующими руководителями.

В ходе работы (проведено более 30 совещаний) были учтены положения федеральных законов и указов президента Российской Федерации, претерпевших изменения и дополнения в период с 2004 по 2006 год. Проведен углубленный анализ законодательных актов в сфере государственного контроля (надзора) за деятельностью в области авиации в Российской Федерации, странах СНГ и других государствах мирового сообщества. При этом особое внимание уделялось основополагающим нормативным правовым актам в сфере обеспечения безопасности полетов авиации государств-членов Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Далее. Проведен мониторинг российского законодательства в области гражданских, административных, уголовных, финансовых, трудовых, налоговых, таможенных и других правовых отношений, регулирующих деятельность в сфере обеспечения безопасности процессов производства и особенно процессов эксплуатации различных видов транспорта, включая вопросы обеспечения безопасности полетов авиации в Российской Федерации; еще раз проанализированы организационные структуры и их функции, осуществляющие государственное регулирование и контроль (надзор) за обеспечением безопасности полетов авиации в Великобритании, Италии, Франции, Германии, Соединенных Штатах Америки, Китае, Индии и других иностранных государствах. Проанализированы результаты расследований авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов в государственной, гражданской и экспериментальной авиации за последние пятнадцать лет...

Все это позволило нам сделать вывод об отсутствии координации в разработке профилактических мероприятий, связанных с повторяемостью авиационных происшествий по одним и тем же причинам во всех видах авиации, а следовательно, о неэффективности разрозненной деятельности организационной структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере обеспечения безопасности полетов государственной, гражданской и экспериментальной авиации. Был сделан также вывод о нерациональном использовании ресурсов, так как одновременно планируются и выполняются работы по одним и тем же проблемам в государственной, гражданской и экспериментальной авиации.

- Все это отражается, видимо, и на Вооруженных Силах, безопасности государства?

- Безусловно. Ухудшилась обороноспособность и национальная безопасность. Престиж России как мировой авиационной державы упал гораздо ниже, чем мы ожидали, а это на руку конкурентам, другим мировым державам. Ежегодный экономический ущерб от авиационных происшествий и инцидентов уже достиг 5 млрд. 684 млн. рублей.

Отсутствие финансирования научных исследований в сфере обеспечения безопасности полетов авиации затормозило развитие экономики воздушных перевозок, что, в свою очередь, вызвало закрытие рабочих мест с уникальными профессиями и производством. Прямые финансовые потери и утраченная прибыль просто колоссальны. Я уж не говорю о разобщенности, ведомственности. О том, что десятки мелких авиаперевозчиков должным образом никто не координирует.

Сейчас деятельность в области авиации России регламентируют более 30 федеральных законов и 10 указов президента РФ, более 50 постановлений правительства и 150 различных приказов и инструкций министерств и ведомств. Положения ряда из них противоречат друг другу, вносят неразбериху и правовой хаос в действия авиационного персонала и чиновников, не имеющих возможности вневедомственной оценки причин катастроф, аварий или инцидентов, установленных комиссиями по их расследованию. Причем с несовершенством законодательства прямо или косвенно связаны 60% авиационных происшествий.

Так, напомню, ранее произошли катастрофы воздушных судов с губернаторами на борту в Красноярске и на Сахалине, связанные с нарушением полетного задания из-за вмешательства в деятельность экипажа пассажиров. Но и они не остановили 18 февраля 2006 года главу администрации муниципального района (Старобалтачевский район) Республики Башкортостан.

Другой незаконный полет с самоучкой-любителем (генеральный директор ОАО "Татмостстрой"), имеющим фальшивое свидетельство специалиста государственной авиации (№002569), якобы выданное решением Главной квалификационной комиссии управления авиации ЦС РОСТО (ДОСААФ), также завершился катастрофой. В данном случае полет выполнялся на личном вертолете любителя (Robinson R-44 №1433), который имел просроченное свидетельство о летной годности вертолета (действительное до 17 мая 2006 г.), ранее незаконно выданное Центром государственной регистрации, сертификации и лицензирования авиации РОСТО (26 мая 2005 г., серия СЛГ №001351). Кроме всех вышеперечисленных нарушений законодательства, после катастрофы, в которой и пилот, и пассажир погибли, у пилота было установлено состояние алкогольного опьянения.

А вот другой пример, уже связанный с чиновничьей неразберихой и превышением полномочий. В России имеется Федеральное агентство по физической культуре и спорту, в ведение которого Распоряжением правительства РФ от 31 октября 2002 г. №1532-р по предложению Минимущества России, согласованному с Госкомспортом РФ (так ранее называли Федеральное агентство по физической культуре и спорту) и Минтрансом РФ, было передано государственное унитарное авиапредприятие "Национальный аэроклуб России им. Чкалова". Основной задачей указанного авиапредприятия являлось сохранение спортивной направленности деятельности и целостности имущественного комплекса с использованием его исключительно в качестве базы для подготовки сборных команд России по авиационным видам спорта. Занимается он также подготовкой специалистов, имеющих массовые технические профессии, и кадров для Минобороны РФ. До Распоряжения правительства РФ от 7 февраля 2006 г. №169-р "О строительстве многофункционального комплекса спортивной направленности с соответствующей инфраструктурой на предоставленном в пользование Федеральному государственному унитарному предприятию "Национальный аэроклуб России им. Чкалова" земельном участке" (г. Москва, Волоколамское шоссе, площадь 226 га) аэроклуб существовал как авиапредприятие относительно законно. Однако полеты выполнял с грубейшими нарушениями воздушного законодательства. После же выхода распоряжения №169-р сама относительная законность существования аэроклуба аннулировалась. В пункте 3 распоряжения указано: "Признать утратившим силу Распоряжение правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. №1532-р". Таким образом, аэроклуб оказался и не в Росспорте, и не в Росимуществе.

Оставленный на произвол судьбы, он продолжил выполнять полеты якобы под флагом государственной авиации и не по своему предназначению, но с целью получения прибыли. К чему это привело? 10 июня 2006 г. под Тверью в катастрофе самолета Як-52, принадлежащего аэроклубу, погиб летчик-инструктор. В нарушение воздушного законодательства распоряжением генерального директора ФГУП "Национальный аэроклуб России им. Чкалова" была создана непрофессиональная комиссия по расследованию авиационного происшествия. Ограничившись возложением всей вины на погибшего и обвинив его в хулиганстве, комиссия истинных причин не вскрыла. Свои противоправные действия по организации и проведению полетов не указала.

- В свое время была создана Федеральная аэронавигационная служба, в компетенцию которой входит оказание государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства России, в том числе по организации воздушного движения, обеспечению связи, предоставлению аэронавигационной, метеорологической информации, а также авиационно-космическому поиску и спасанию. Это как-то поправило положение дел?

- Что-то может и поправило, но... Ведь именно из-за неудовлетворительного метеорологического и аэронавигационного обеспечения перелетов из Еревана в Сочи и из Анапы в Санкт-Петербург произошли недавние катастрофы самолетов. Указанная служба, судя по обстоятельствам авиационных происшествий, установленных комиссиями по расследованиям (проводил Межгосударственный авиационный комитет), имеет непосредственное отношение к этим катастрофам самолетов А-310 и Ту-154. О недостатках профилактики и контроля, других упущениях говорит тот факт, что в обоих случаях, происшедших с интервалом в три месяца, наблюдались абсолютно одинаковые обстоятельства развития событий: неудовлетворительное метеорологическое обеспечение, экономия топлива, ошибки экипажей, выразившиеся в превышении допустимых углов атаки и последующих срывах самолетов в штопор.

Таким образом, мы видим, что причинами большинства авиационных происшествий является и нормативно-правовой вакуум в такой важнейшей сфере, как безопасность полетов авиации. А также отсутствие независимых от интересов бизнеса и международной конкуренции в сфере авиационной промышленности федеральных органов по контролю (надзору) обеспечения безопасности полетов авиации и по расследованиям авиационных происшествий в РФ.

Воздушное законодательство сегодня характеризуется незавершенностью работы по подготовке ряда проектов указов президента РФ, постановлений правительства, связанных с разработкой и переработкой более половины наставлений, руководств, положений и приказов (которые должны быть введены в действие как федеральные авиационные правила). В ежегодном Федеральном законе "О бюджете Российской Федерации" для авиации России не предусматривается целевого финансирования деятельности в области расследований авиационных происшествий и авиационных инцидентов, а в области обеспечения безопасности полетов предусмотрено только частичное финансирование гражданского воздушного транспорта, находящегося в ведении авиакомпаний. Не решена проблема научных исследований и научного сопровождения вопросов обеспечения безопасности полетов, в том числе и в ходе расследований авиационных происшествий.

Экстренного решения требуют следующие вопросы:

- разработка единых норм и требований к обеспечению безопасности полетов;

- создание уполномоченных органов исключительно в сфере контроля (надзора) за обеспечением безопасности полетов, федеральных органов исполнительной власти для видов авиации;

- реализация положений Кодекса России об административных правонарушениях, в котором достаточно подробно указаны права и обязанности специалистов по безопасности полетов в государственной, гражданской и экспериментальной авиации;

- упорядочение использования авиации общего назначения (сверхлегкой, легкой и малой авиации);

- определение перечня федеральных государственных органов и организаций, имеющих в пользовании государственные воздушные суда;

- определение перечня федеральных государственных органов и организаций, использующих для своих нужд гражданские воздушные суда;

- перераспределение структур, упорядочение функций и реорганизация существующих органов государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения безопасности полетов авиации и использования воздушного пространства РФ.

На наш взгляд, давно назрела необходимость создания единого федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере государственной авиации. Необходим единый российский (независимый!) федеральный орган государственной власти, осуществляющий государственный надзор (контроль) в сфере обеспечения безопасности полетов авиации в РФ, а также осуществляющий расследования авиационных происшествий с летательными аппаратами в Российской Федерации. Необходимы финансирование специальных научных исследований и компенсация затрат юридическим и физическим лицам, осуществляющим работы по расследованию авиационных происшествий. А также государственный надзор (контроль) за соответствием аэродромов государственной авиации требованиям, предъявляемым к ним, за ходом выделения средств на фактическое приведение этих аэродромов в соответствие с нормами годности и порядок их расходования.

Словом, нужен целый комплекс юридических, законодательных, административных мер. Ведь потери, которые мы сегодня несем в результате подобной неразберихи, повторю, огромны. Если обобщить количество авиационных происшествий (не рассматривая инциденты) и разделить на пять лет, то получится, что в нашей авиации каждый год происходит около 50 авиапроисшествий. Годовой материальный ущерб, повторю, составляет 5 млрд. 684 млн. рублей (в том числе каждое авиационное происшествие в среднем - 135 млн. рублей). Недопустимость таких потерь очевидна. Я уж не говорю о невосполнимых людских потерях. Поэтому необходимо чрезвычайно срочно, что связано с национальной безопасностью, сохранением целостности и суверенитета воздушного пространства России, на основании и во исполнение Конституции РФ принять федеральный закон, закрепляющий основы единой государственной политики в сфере обеспечения безопасности полетов авиации.

- Насколько известно, концепция представляемого вами проекта федерального закона состоит из нескольких положений. Могли бы назвать основные?

- Они все основные. Поэтому перечислю лишь несколько, образно говоря, краеугольных.

Первое. Обеспечение безопасности полетов авиации Российской Федерации является категорией конституционной и находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Второе. Достижение приемлемого уровня риска в сфере обеспечения безопасности полетов авиации РФ требует единых правовых и организационных основ государственного контроля (надзора).

Третье. Государственный надзор (контроль) в сфере обеспечения безопасности полетов авиации в России основан на единой государственной политике, распространяющейся на все федеральные органы государственной власти и всю авиацию РФ.

Четвертое. Надзор (контроль) за соблюдением воздушного законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов авиации РФ устанавливает приоритетность сохранения жизни и здоровья граждан. Его осуществляют федеральные органы исполнительной власти на основе единой государственной политики, которую определяет глава государства.

Пятое. Федеральный орган государственной власти, осуществляющий государственный надзор (контроль) в сфере обеспечения безопасности полетов авиации в РФ, а также расследования авиационных происшествий с летательными аппаратами, является независимым, вневедомственным органом, подотчетным президенту России.

Как известно, председатель правительства Михаил Фрадков поручил своему первому заместителю - министру обороны Сергею Иванову осуществлять руководство и координацию государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения безопасности полетов авиации в Российской Федерации. И последнее. Названный федеральный закон, основанный на едином правовом поле государственной политики, позволит федеральным органам государственной власти согласованно, с учетом баланса интересов личности, общества, государства вывести из кризиса нашу авиацию, сделает ее привлекательной для развития инновационных технологий в области авиации и обеспечит мировое признание российской авиационной техники как наиболее безопасной и экономичной.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«В России разрабатывают вертолет, который в полете превращается в самолет»
Михаил Котов
Pro Космос
«Главное — не мешать нам»: гендиректор «ТерраТех» о создании системы «Грифон»
Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»



Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC7rA2
Диагностика Skoda на https://youdo.com/auto/diagnostic/brand/skoda/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer