Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Анатолий Голомолзин:
ФАС проверит аэропорты


5 октября 2006 года Светлана Комагорова, Гудок


В ноябре Федеральная антимонопольная служба (ФАС) планирует начать проверку 63 федеральных аэропортов. Как рассказал 'Гудку' заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, после устранения выявленных нарушений антимонопольного законодательства цены на авиакеросин в России могут сравняться с зарубежными.

Анатолий Голомолзин
Заместитель руководителя ФАС России

- Расскажите, когда начала расти цена на топливо?

- Наиболее серьезные изменения на авиатопливном рынке произошли в 2004 году. С этого времени цены возросли почти в два раза. Именно этот рост цен оказал существенное влияние на темп авиаперевозок. Если в 2004 году он был рекордным - 16,6%, то в 2005 году - всего 3,4%. Произошло это потому, что объемы перевозок и динамика цен на топливо были прямо противоположны. Дорожает топливо, следственно, уменьшается количество авиаперевозок. И теперь уровень цен чрезмерный.

- В чем это выражается?

- Цены на топливо в наших аэропортах нередко на 30% выше, чем в зарубежных странах. В частности, цена на топливо в аэропорте Франкфурта на 30% отличается от цены в таких российских аэропортах, как Астрахань, Мурманск. После возбуждения в конце 2005 года дела Астраханским УФАС цены на авиатопливо были снижены в конце марта на 30%, в 2 раза снизились расходы на услуги ТЗК - топливо-заправочных комплексов.
Как правило, цены выше там, где у авиакомпаний нет выбора поставщика. В тех аэропортах, где есть несколько ТЗК, различие в цене составляет до 20%. По данным на январь 2006 года, стоимость топлива в Новокузнецке, где один ТЗК, была 16 450 рублей, а в Иркутске, где два ТЗК, - 13 650 рублей. То есть куда приходит альтернативный ТЗК, там цена на топливо снижается.
Возможно, что мы будем выступать с законодательной инициативой о необходимости создания альтернативных ТЗК в аэропортах.

- Насколько реально построить в аэропортах еще один ТЗК? Это же огромные деньги.

- Это сложно, с одной стороны. С другой стороны, это возможно. Потому что во многих аэропортах есть полосы двойного назначения, есть инфраструктура на базе военных аэродромов.

- А если в аэропорты будут приходить нефтяные компании? Хорошо это или плохо?

- В нефтяных компаниях есть деньги. И они могут заниматься модернизацией и развитием. Сейчас такие процессы уже идут. Это плюс. Минус, когда у инвестора есть дополнительные интересы и он может создавать дискриминационные условия конкурентам или контрагентам.
Например, в случае, когда нефтяная компания, создавая свой ТЗК, гарантирует только сбыт своего топлива, это может привести к его удорожанию.
Или когда в аэропорт приходит новый ТЗК, где ему оказывают преференции, а он пытается выдавить из аэропорта старый ТЗК. Такой случай мы сейчас рассматриваем. Не могу назвать город, пока не закончено расследование.
Есть и другая опасность, когда основная, базовая авиакомпания создает в аэропорту ТЗК, после чего появляется опасность ограничения конкуренции. То есть она может продавать топливо другим авиакомпаниям, конкурирующим в этом аэропорту, на дискриминационных условиях - свои самолеты заправлять дешевле, чем чужие. Либо создавать проблемы с топливозаправкой специально, чтобы выжить конкурентов из этого аэропорта.

- Что предлагает ФАС?

- В прошлом году мы совместно с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта и Ассоциацией аэропортов составили рекомендации, которые отправили в Минтранс и на все авиапредприятия. Основная идея этих рекомендаций в том, чтобы авиакомпании имели возможность выбора поставщика топлива.
Мы также считаем, что и поставщик может поставлять топливо любой авиакомпании. Главное, чтобы не было ущемления интересов одних компаний с созданием преференций для других, т.е. чтобы не было дискриминации.

- А есть ли уже сейчас такая возможность?

- Есть. И ТЗК обязаны принимать на хранение топливо авиакомпаний. Основной тон должны задавать авиакомпании с правом своего выбора. ТЗК не вправе отказывать в заключении договора на недискриминационных условиях, поскольку они занимают доминирующее положение на рынке топливозаправки и хранения топлива.

- Ходят слухи о том, что у ТЗК останутся только функции хранения топлива и они больше не будут заниматься перепродажей его авиаперевозчикам. Это правда?

- Никто не собирается лишать комплексы возможности перепродажи. Но важно, чтобы при этом оставалось право выбора и у других участников рынка, когда авиакомпания будет решать - купить ли ей топливо у ТЗК или она будет самостоятельно приобретать топливо, пользуясь при этом лишь услугами ТЗК по хранению и заправке. Когда будет возможность выбора, ТЗК уже не станет завышать свою надбавку за перепродажу. Цена будет предлагаться на разумных основаниях.

- Есть ли какие-то результаты вашей работы? Я имею в виду, что-то изменилось после того, как были разосланы рекомендации предприятиям?

- После того как мы объявили о рекомендациях по недискриминационному доступу, по сути, перестали поступать жалобы со стороны авиакомпаний на препятствия со стороны ТЗК. Отмечается тенденция снижения темпов роста цен на авиатопливо.

- В чем будет заключаться контроль и как можно узнать, завышены цены на ТЗК или нет?

- Мы ставим себе задачу, чтобы цены на топливо в аэропортах как минимум не превышали цен, которые существуют в зарубежных странах. Будем сопоставлять стоимость горючего в России и за рубежом.
Если выяснится, что цена у нас все-таки выше, это значит, что она может быть и монопольно высокой. И потому мы предполагаем анализировать эту ситуацию на предмет возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства с перспективой на выдачу предписаний по устранению правонарушений.

- И ТЗК начнут снижать цену после такого предписания?

- Какие конкретно меры будут приняты, станет понятно после проведения проверок. Планируем начать в ноябре - декабре масштабную проверку всех 60 федеральных аэропортов.

- А к какой цене можно стремиться?

- Это зависит в том числе от ценовой конъюнктуры на внешних рынках на период проведения проверок.
По состоянию на начало апреля 2006 года цены во Франкфурте составляли, по данным авиакомпаний, примерно $610 за тонну. В России же топливо стоило в это время от $650 до $750 за тонну.

- На каком этапе происходит повышение цены?

-Это может быть на любых этапах перепродаж по цепочке - от производства авиатоплива до заправки самолетов.
Речь может идти о монопольно высоких ценах, о вертикальных соглашениях. Но это и будет предметом нашего разбирательства. Планируем мы свою проверку в конце года, а в начале года по итогам первого квартала будет уже понятна ситуация.

- Можете спрогнозировать, что произойдет с ценами на авиакеросин к концу года?

- Делать прогнозы - самое неблагодарное занятие. Как представляется, есть основания для снижения темпов роста цен на авиатопливо, а возможно, и снижения цен на авиатопливо.

- Говорят, что сейчас меняется положение закона о защите конкуренции. Расскажите об этом.

- В законе появились новые разделы, такие как контроль государственной помощи, антимонопольные требования к торгам.
Уточнены формулировки практически всех базовых статей, касающиеся антимонопольного контроля деятельности хозяйствующих субъектов и органов власти.
Этим законом определены все процессуальные аспекты деятельности антимонопольных органов, касающиеся порядка рассмотрения дел о нарушения антимонопольного законодательства, а также порядка контроля крупных сделок по слияниям или приобретениям.
В законе введены новшества или уточнения понятийного аппарата. Например, относительно товарного рынка, монопольно высоких и монопольно низких цен и др. Введены понятия согласованных действий и координации деятельности, коллективного доминирования.
Так, на рынке оптовых поставок топлива сложно найти доминирующую компанию и к ней предъявить претензии. Ни одна из них не занимает ту долю на рынке, которую в соответствии с действующим законом можно квалифицировать как 'доминирующее положение на рынке'.
А с принятием нового закона, например, если пять наиболее крупных компаний занимают совокупную долю на рынке более 70%, то их положение может быть признано доминирующим. И на эти компании налагается запрет на злоупотребление.

- А как можно понять, что это именно злоупотребление?

- Есть целый перечень нарушений, которые можно квалифицировать как злоупотребление. В частности, установление монопольно высоких цен, необоснованный отказ от заключения договора об обслуживании, установление дискриминационных цен, когда, скажем, предприятиям своей группы товары поставляют по одним ценам, чужим - по завышенным.
Кроме того, закон говорит о том, что правительством могут быть утверждены правила недискриминационного доступа.

- То есть вы хотите сказать, что рекомендации, о которых мы с вами говорили, могут стать обязательными и носить уже законодательный характер?

- До сих пор мы свои рекомендации излагали как позицию ФАС, а с того момента, когда будут подготовлены правила недискриминационного доступа, утвержденные правительством, они будут носить характер нормативно-правового акта.

- Когда же это может произойти?

- Закон о защите прав конкуренции вступает в силу с 26 октября. Мы сейчас делаем наработки по разным документам, в том числе и по правилам недискриминационного доступа в различных сферах естественных монополий, в том числе и в авиации. Правила заработают с того момента, как будут приняты федеральным правительством. Это не ранее 2007 года. Сейчас ФАС готовит такие предложения.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC8s4J
Эвакуация легкового автомобиля - http://perevozki.youdo.com/evacuation/cars/ тут.
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/furniture/, лучшие цены тут.
Доставка еды в Павловском Посаде на http://courier.youdo.com/food-delivery/geo/dostavka-edi-v-pavlovskom-posade/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer