- После недавних авиакатастроф в России представители Минтранса заявили, что все российские авиакомпании должны быть сертифицированы по IOSA до 2007 г. Что такое IOSA?
- Когда одна авиакомпания, например, Lufthansa, использует услуги другой авиакомпании, например, 'Аэрофлот', на условиях субподряда, она должна провести аудит такого субподрядчика в соответствии с международными стандартами качества и безопасности полетов, принятыми для авиакомпаний. С другой стороны, в отношении авиакомпании 'Аэрофлот' будет также проводиться аудит другими авиакомпаниями, которые планируют подписать с ней соглашение о код-шеринге. После введения единого стандарта IOSA (аудит эксплуатационной безопасности по стандарту ИАТА) такое повторное проведение аудита не потребуется. Все результаты аудита авиакомпаний будут храниться в базе данных ИАТА.
- Какие элементы включает в себя сертификат по стандарту IOSA?
- Аудит качества и безопасности полетов авиакомпаний проводится в отношении следующих аспектов: организационная структура и система управления, летная эксплуатация, контроль в отношении эксплуатации/диспетчерского обслуживания полетов, обслуживание и техническое обслуживание воздушных судов, работа бортпроводников, наземное обслуживание, обработка грузов и безопасность. Единственным стандартом международного уровня, на основе которого проводится оценка деятельности авиакомпаний, может быть лишь стандарт ИКАО, описанный в приложении 1-18. 189 стран подписали Чикагскую конвенцию 1944 г., которая легла в основу минимальных норм. В число стран участниц вошла затем и Россия. Возвращаясь к нашему примеру с авиакомпаниями: требования стандартов в отношении качества и безопасности, разработанных на основе вышеуказанного документа должны тем самым удовлетворять условиям авиакомпании Lufthansa. Аудит по стандарту IOSA проводится на основании положений приложения 1-18 ИКАО.
- Имеет ли в этом случае смысл вводить стандарт IOSA в России?
- Как уже выше говорилось, исходное положение вещей довольно неоднозначное. В случае если авиакомпания не планирует выступать в качестве субподрядчика, сертификат IOSA ей не потребуется. С другой стороны международная организация в ходе проверки должна убедиться в том, соответствует ли проверяемая авиакомпания минимальным международным стандартам. Безусловно, в том и в другом случае необходимо будет руководствоваться в первую очередь национальными законами. Я работал в качестве менеджера по контролю за качеством в интересах заказчика одной из стран Ближнего Востока. Мой опыт показывает, что национальные органы управления гражданской авиации не всегда в состоянии провести качественную проверку по целому ряду причин. Кроме этого, участники IATA должны пройти сертификацию IOSA до конца 2007 года, что создает дополнительное давление для авиакомпаний.
- Что же необходимо сделать российской авиакомпании для того, чтобы получить сертификат?
- ИАТА выдала аккредитацию на проведение аудита ряду компаний. Так, например, в состав группы Lufthansa входит компания AQS, имеющая соответствующую лицензию. Авиакомпания, стремящаяся получить сертификат IOSA, должна подписать трехстороннее соглашение с ИАТА и аккредитованным аудитором. Компания-аудитор сначала проведет предварительный аудит. После того, как будет подготовлен план корректирующих действий, и авиакомпания реализует этот план, компания-аудитор проведет окончательный аудит и выдаст сертификат, который будет действителен в течение 2 лет.
- Ну а если процедура сертификации будет проходить не так гладко, как Вы описали?
Дело в том, что для того, чтобы аудитор оставался независимым, он не может одновременно проводить аудит и оказывать содействие авиакомпании-заказчику. В этом случае компания Lufthansa Consulting может предложить свои услуги с тем, чтобы помочь авиакомпании добиться соблюдения требований международных стандартов. Мы предлагаем содействие в совершенствовании организационной структуры, которое будет направлено на повышение уровня качества и обеспечение соблюдения требований в области безопасности. Авиакомпания может разработать и реализовать план корректирующих действий совместно с компанией-консультантом. Мы предложим внести соответствующие усовершенствования в организационную структуру с тем, чтобы вывести показатели качества и безопасности полетов на более высокий уровень. Однако следует помнить о том, что аудит по стандарту IOSA охватывает ограниченное количество областей деятельности, перечисленных ранее.
- Может ли авиакомпания помимо IOSA принять ещё какие-либо дополнительные меры для того, чтобы повысить показатели качества и безопасности?
- Европейское управление гражданской авиации внесло усовершенствования в правила, регулирующие деятельность авиакомпаний, опираясь на требования международного стандарта. Эти передовые нормы применяются в отношении авиакомпаний всех стран, подписавших соответствующее соглашение. Однако такие правила также могут быть применены в отношении других стран и авиакомпаний. Lufthansa Consulting уже оказывала поддержку ряду авиакомпаний-заказчиков, которые внедряли у себя европейские стандарты JAR OPS1. Это позволяет авиакомпаниям добиваться повышения качества и уровня безопасности. Похожая ситуация сложилась и в области технического обслуживания ВС. Части М и 145 EASA содержат комплекс современных правил, которые с успехом применяются и в других странах. Компания, оказывающая услуги в области технического обслуживания и имеющая соответствующий сертификат, теперь не должна получать дополнительные разрешения от национальных органов управления гражданской авиации в отношении выполнения контрактов на услуги по техническому обслуживанию. Кроме того, мы оказываем содействие и поддержку органам управлениям гражданской авиации разных стран.
После крушения лайнера авиакомпании Birgin Air в 1996 г. Европейское управление гражданской авиации выступило с новой инициативой, которая предусматривала проверку лайнеров после посадки. Такая проверка проводилась на предмет выявления неисправностей в оборудовании кабины экипажа, салона, и т.д. В соответствии с директивой ЕС 2004/36/DE результаты проверок документируются и вносятся в базу данных, доступ к которой получают представители стран-членов ЕС. Нормативы Проверки Безопасности Иностранных Воздушных судов (SAFA) уже были применены в отношении ряда авиакомпаний. Например, после того, как был введен в действие запрет на полеты самолетов авиакомпании Onur Air в некоторые из стран ЕС, 10.000 пассажиров не смогли вылететь к месту назначения. Была проведена масштабная операция по доставке пассажиров силами других авиакомпаний. В результате авиакомпания Onur Air понесла значительные финансовые потери.
Требования SAFA также актуальны для российских авиакомпаний. Результаты проверок в соответствии с требованиями стандарта SAFA выявили необходимость внесения усовершенствований в деятельность авиакомпаний. Все авиакомпании, включая российские, получают информацию о том, готовы ли они пройти проверку на соответствии стандарту SAFA. Наша компания предлагает услуги по обучению персонала и поддержке в области соблюдения требований этого стандарта.
- Значит, Вы рекомендуете осуществлять дополнительные мероприятия в данной области?
- Безусловно. Аудит по стандарту IOSA позволяет только установить наличие всех элементов, необходимых для безопасной деятельности авиакомпании. Внедрение же стандартов JAR OPS1 и EASA (часть 145) - это четкий план по обеспечению эффективной и безопасной работы.
- Г-н Шмитт-Реннекамп, большое спасибо за Ваше интервью.
Для получения дополнительной информации вы можете обратиться к В.Шмитт-Реннекампу. Адрес электронной почты: