Интервью Председателя Совета директоров инвестиционной компании 'Авиационные финансы' Ольги Полулях.
Корр.: Какие задачи стоят сегодня перед компанией 'Авиафинанс'?
О.П.: Основная задача - это, конечно же, финансирование предприятий авиационной отрасли: привлечение денег в авиационные компании и топливозаправочные комплексы. Приоритет авиационной отрасли в нашей работе перед другими отраслями промышленности объясняется легко - наша компания создана на базе торгового дома 'Топливное Обеспечение Аэропортов'.
Конечно, инвестиционная компания - это диверсифицированная структура, которая должна заниматься широким кругом инвестиционных проектов, но все же основная наша задача - это создание инвестиционной привлекательности именно авиационной отрасли. Мы объективно должны признать, что пока ни авиакомпании, ни авиаотрасл в целом не являются для инвесторов привлекательными объектами вложения средств: их ценные бумаги, прямо скажем, ажиотажным спросом не пользуются. Однако, несмотря на то, что российский фондовый рынок еще не достиг уровня западного, он все же обладает определенным выбором направлений для инвестирования. И наша задача - показать эти направления потенциальным инвесторам и кредиторам, доказав, что авиаотрасл интересна, привлекательна, надежна и доходна.
Корр.: Минусы и плюсы российских авиакомпаний. Как они соотносятся, и как влияют на инвестиционную привлекательность отрасли?
О.П.: Когда мы говорим о минусах, то преследуем благую цель -? донести до руководства авиакомпаний причину настороженного отношения российских и зарубежных инвесторов к авиационной отрасли. Сейчас, например, не лучший момент для выхода авиационных компаний на открытый рынок за финансированием: бухгалтерская отчетность, мягко говоря, оставляет желать лучшего, у некоторых авиакомпаний расходы на топливо зашкаливают за 60% от всех операционных затрат, есть проблемы с изношенным авиационным парком.
Начнем с отчетности. На сто процентов согласен с гендиректором ТД ТОАП г-ном Островским, что под нынешние балансы банки предоставляют кредиты крайне неохотно, да и то часто от хорошего отношения к владельцам и руководителям бизнеса. Боятся финансисты понятно чего: посмотрите, в мире объявляют о банкротстве крупнейшие авиакомпании, которым, казалось бы, ничто не может угрожать в принципе. И все же, несмотря на опасения банковских кредитных аналитиков, мы уверены - изменить неприятную для авиаторов точку зрения на нашу отрасль как на 'вещь в себе' мы сможем.
Далее, цены на топливо. Да, они высоки. Да, за последние два года они невероятно выросли по сравнению с предыдущими периодами. Сегодня затраты авиакомпаний на топливо достигают невиданных ранее размеров. Значит, нужно оптимизировать эти затраты. ТД ТОАП предложил сделать это путем внедрения сетевой модели топливного обеспечения авиаперевозчиков. Мировой опыт показывает, что данная модель позволяет снизить расходы на авиакеросин на 10-15%. Надеюсь, что в транспортной отрасли прислушаются к одному из крупнейших операторов на российском топливном рынке, поскольку снижение этих расходов очень важно при определении уровня инвестиционной привлекательности отрасли.
Наконец, об авиасудах. У основных российских авиакомпаний первого эшелона парк самолетов более или менее модернизирован. А вот компании второго эшелона - проблема для инвестора: самолеты изношены, требуют регулярных затрат на ремонт, модернизацию, поддержание летных качеств.
Теперь о плюсах, которые, на наш взгляд, перевешивают минусы. На сегодняшний день инвесторы видят два основных преимущества отрасли: это объемы перевозок и укрупнение российских авиакомпаний.
В стране развивается промышленность, растут объемы грузоперевозок, повышается социальная мобильность людей. Туристической бум также предполагает активное использование российского авиационного парка. Так что за спад объема перевозок у авиационных компаний инвесторам не стоит беспокоиться.
Ну, и величина компаний. На наших глазах происходит объединение нескольких авиакомпаний в AIR UNION. Идут разговоры о том, что собираются объединяться 'Пулково' и 'Россия'. То есть, авиакомпании укрупняются, сливаются, чтобы не только выжить, но и, оптимизируя структуру доходов-расходов, приводя в порядок балансы, сделать качественно новый шаг в бизнесе, а значит - и шаг в направлении инвестиционной привлекательности отрасли.
Корр.: Какова здесь роль 'Авиафинанса', на чьей стороне 'играет' Ваша компания?
О.П.: В диалоге инвесторов и реципиентов капитала всегда существует противоречие. Первые взвешивают свои риски и говорят: 'Нет'. Вторые не устают повторять: 'Да'. Наша задача - помочь вторым переубедить первых.
Здесь понадобится тесное взаимодействие всех вовлеченных в процесс сторон. Думаете, почему компания 'Авиационные Финансы' создана не финансовым институтом, а представителем авиационной отрасли - ТД ТОАП? Потому что, только консолидировав усилия, мы сможем убедить финансовое сообщество в том, что у нас есть совместные долгосрочные перспективы.
'Авиафинанс' - это финансовый институт, то есть по идее мы должны быть на стороне инвесторов, банков, финансистов, но одновременно мы стоим и на стороне получателей инвестиций, то есть авиакомпаний, поскольку созданы на базе авиационной отрасли. Мы должны стать своеобразным буфером между всеми участниками инвестиционного процесса, и работать с АК и ТЗК так, чтобы их инвестиционная привлекательность для инвесторов стала неоспоримой - это с одной стороны, а с другой - будем добиваться для АК и ТЗК удобных и комфортных условий работы с кредитными ресурсами. Наша задача стать 'своим' и полезным и в финансовом сообществе, где занять позиции серьезного финансового игрока, и у авиаторов выступить в качестве доверенного лица. Только таким образом у нас все получится.
Хотелось бы напомнить, что в России уже есть авиакомпании с неплохой инвестиционной историей, однако их очень мало - это, прежде всего, 'Аэрофлот', 'Трансаэро', 'Сибирь'. С ними активно работают крупные финансовые институты. Необходимо вывести на этот уровень инвестиционной известности остальные компании, рангом поменьше. Иного пути у авиакомпаний нет. Но пока, к сожалению, для финансистов авиационная отрасль интересна лишь с тех позиций, что можно деньги продавать дороже, то есть получать с компаний 'большие' проценты.
На фондовом рынке авиакомпания считается более рискованным объектом вложения средств, нежели, скажем, нефтяная. Соответственно, по всем законам бизнеса при большем риске инвестор вправе рассчитывать на большие дивиденды. И здесь наша задача определяется так: привлечение в отрасль средств с наименьшими затратами для авиационных компаний. И мы будем стараться снижать процентные ставки и иные платежи, которые утяжеляют кредитную нагрузку на авиакомпании. Мы постараемся сосредоточить ценные бумаги (векселя, облигации, иные долговые инструменты) авиакомпаний в одних руках - в руках 'Авиафинанса'. И тогда уже от имени авиакомпаний будем определять цены, а это, в свою очередь, позволит оптимизировать расходы на обслуживание долга авиационной отрасли в целом.
Корр.: Что выиграют авиакомпании, имея дело с 'Авиафинансом'?
О.П.: Давайте рассмотрим разницу между фондовым рынком и банком. Авиакомпания, приходя в банк, сталкивается с тем, что под любой кредит требуется обеспечение. У банка есть свои нормативы на каждого заемщика, есть нормы по резервированию средств. Это не значит, что банк такой плохой и 'неклиентский' - просто он связан нормативными актами. А для того, чтобы давать деньги без обеспечения, он должен ставить совершенно неподъемные проценты. И это проблема.
При выходе авиакомпании на фондовый рынок инвесторы смотрят и на баланс, и на саму компанию, и на ее политику, взвешивая различные риски - от операционных до репутационных. Встает вопрос: вкладываться в нее или нет? С точки зрения балансов - нет. С точки же зрения того, что она совершает, и будет совершать внутренние и международные авиарейсы, что пассажиропоток у нее растет, что компания будет развиваться и явно не прекратит завтра своего существования - да, вкладываться можно.
Наша задача - убедить инвесторов рассматривать бизнес авиаперевозок именно в таком позитивном ключе. Чтобы они понимали: куплю кусочек этой компании - значит, вложу деньги в надежное предприятие и получу хороший доход.
Но не только инвесторов мы должны убеждать. Мы должны убеждать также и авиационные компании: не надо бояться выходить на открытый фондовый рынок - вас должны там знать! Авиакомпании боятся консолидации крупных долговых пакетов в руках недружественного инвестора. Но к счастью ли, или наоборот - сейчас на рынке нет такого количества долговых бумаг авиационных компаний, чтобы это могло привести, например, к банкротству или переходу права собственности.
Ну, и еще есть одна причина, по которой предприятия авиационной отрасли не спешат выходить на открытый рынок: боязнь появления долгового бремени. Если мы не изменим эту психологию, то авиакомпании не смогут развиваться - в лучшем случае они будут топтаться на месте. Занимать деньги на развитие - нормальная бизнес-практика, просто надо просчитывать шаги. Деньги в понятии инвесторов есть всего лишь один из ресурсов, который они продают. Более того, для облегчения АК выхода на открытый рынок, мы готовы говорить о домициляции. Для нас это не ново. Родоначальник 'Авиафинанса' ТД ТОАП успешно реализовывал подобную задачу четыре года. Опыт вполне достаточный.
Корр.: "Авиафинанс" - молодая компания. Будет ли ею востребован опыт, который наработал ТД ТОАП в этой области?
О.П.: Все четыре года ТД ТОАП успешно занимался инвестиционной деятельностью и привлекал финансы в авиаотрасль, благодаря чему авиакомпании получали деньги, возможность развиваться, для них смягчались последствия роста цен на топливо. При непосредственном участии ТД ТОАП осуществлялись крупные финансовые проекты. Однако в определенный момент стало понятно, что должна появиться некая самостоятельная компания, специализирующаяся исключительно на вопросах финансирования, что этими вопросами надо заниматься не попутно с бухгалтерией, учетом или внутрикорпоративными финансами. Поэтому и был учрежден "Авиафинанс", который, безусловно, перенимает весь позитивный опыт ТД ТОАП и воспринимает себя своего рода преемником всех финансовых взаимоотношений ТД ТОАП с авиакомпаниями. Теперь все долговые инструменты будут сосредоточены именно у нас - в инвестиционной компании. И мы очень рассчитываем на понимание и поддержку всего авиационного сообщества.
Корр.: Будете ли Вы брать на себя риски авиакомпаний для того, чтобы повысить их интерес в глазах инвесторов?
О.П.: Да, как уже было сказано, мы планируем и это: будем и домицилянтом по векселям, и авалистом. Конечно, к каждой авиакомпании подход будет индивидуальный, и решения будут приниматься отдельно по каждому случаю. Но в планах это есть - все намеченные варианты сотрудничества с авиакомпаниями мы будем реализовывать.
Корр.: Чего бы вы хотели пожелать работникам авиационных компаний и инвестиционному сообществу через нашу газету?
О.П.: Спасибо за такую возможность. Мы рады обратиться через вашу уважаемую газету и к авиакомпаниям, и к финансистам. Давайте не бояться друг друга! Давайте друг друга уважать и верить в совместные перспективы. Пусть инвестиционные компании не будут выглядеть в глазах авиаторов как потенциальная акула, только и мечтающая съесть то, что ей подносят. А инвесторы, в свою очередь, пусть не относятся с предубеждением ко всему, что идет со стороны авиационной отрасли. Давайте осознаем, что при кажущейся разности наших интересов, мы сидим в одной лодке и делаем одно дело - развиваем не только собственный бизнес, но и важнейшую для страны отрасль экономики.