Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Игорь Борисович Гаривадский, заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности:
"Оборонно-промышленный комплекс: кризис или выздоровление"


Июль 2005 года Александр Бабакин, Независимое Военное Обозрение


Оружейникам необходима системная государственная поддержка

Огромные социально-экономические трудности рыночных преобразований в России, законодательная и экономическая неразбериха 1990-х годов нанесли сокрушительный удар по научным центрам и серийным промышленным предприятиям отечественного оборонно-промышленного комплекса. Немало известных экспертов предрекали, что российскому ОПК уже никогда не подняться из руин и не достичь мирового уровня производства продукции и изделий оборонного назначения. Однако он по-прежнему жив и настойчиво преодолевает существующие проблемы. Нынешнее состояние нашей оборонки и перспективы ее развития - тема беседы обозревателя "НВО" с заместителем руководителя Федерального агентства по промышленности Игорем Гаривадским.

Из досье "НВО"

Игорь Борисович Гаривадский родился 26 мая 1956 г. в городе Василевичи Гомельской области Белорусской ССР в семье служащих. В 1979 г. окончил Московский авиационный институт им. С.Орджоникидзе. Работал в ряде российских научных центров, советских и российских государственных структурах. В 2003-2004 гг. - помощник заместителя председателя правительства РФ. С 2004 г. заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности, курирует предприятия оборонно-промышленного комплекса и гражданских отраслей промышленности России.


- Игорь Борисович, какая ныне ситуация в российском ОПК?



- Не секрет, что ситуация по-прежнему тяжелая. Многие эксперты и аналитики, да и сами представители оборонной промышленности называют ее кризисной и при этом сравнивают объемы производства в советский период нашей истории и нынешние. Это не совсем корректно. Россия не в состоянии тратить на вооружения такие средства, как Советский Союз. Нам не нужно такого количества оружия. К тому же понятие "кризис" подразумевает падение производства, а у нас оно в последнее время все-таки растет. За пять лет с 2000 по 2004 год прирост промышленного производства ОПК в целом составил почти 70%. Другое дело, что в базовом 99-м году из-за многочисленных причин и проблем он опустился чуть ли не до нулевого уровня. Для Российской армии ОПК практически не выпускал продукцию, а поставлял технику и оружие в последние годы в основном для вооруженных сил стран - партеров по военно-техническому сотрудничеству.

Правда, последние годы быстрыми темпами рос выпуск гражданской продукции. Но количественные показатели по ряду основных ее видов вызывают серьезные опасения. Так, объемы выпуска гражданской продукции авиапрома в 2004 году выросли на 12,4%. Однако все авиастроительные предприятия России произвели всего лишь 17 гражданских самолетов. Состояние с загрузкой производственных мощностей катастрофическое. И исправить его только за счет увеличения гособоронзаказа явно не удастся. Кстати, это подтвердили показатели 2004 года. Финансирование ГОЗ было увеличено более чем на 7%, а объемы производства военной техники и вооружений сократились почти на 5%. Хотим мы того или нет, ОПК придется избавляться от части предприятий с тем, чтобы обеспечить максимально полную загрузку оставшихся. Но можно наделать массу глупостей, если просто так сесть и решить, мол, такие-то предприятия надо сохранять, другие - перепрофилировать и отпускать в свободное плавание, а третьи - вовсе закрывать. Эту проблему можно решить только рыночными методами, например, посредством федеральной целевой программы создания мощных оборонных холдингов.

- Значит, принятая программа создания оборонных холдингов будет для нашего ОПК той самой палочкой-выручалочкой, которая избавит его от всех нынешних проблем?


- Если говорить о тех холдингах, которые уже созданы, то они работают весьма успешно. Посмотрите финансово-экономические показатели хотя бы того же концерна ПВО "Алмаз-Антей" или холдинговой компании "Сухой". Интеграция в оборонных и высокотехнологических отраслях - естественный процесс, свойственный всем развитым экономикам. Проблема как раз в том, что у нас он идет слишком медленно. Из предусмотренных к созданию в 2002-2004 годах 75 интегрированных структур полностью сформированы, к сожалению, лишь только три.

- Исходя из ваших слов, до полной реструктуризации нашего ОПК и создания мощных концернов, которые смогут выпускать конкурентоспособную военную и гражданскую продукцию, еще далеко. А в состоянии ли наша промышленность, в том числе и оборонная, выпускать конкурентоспособные товары в настоящее время?


- В начале 90-х годов, когда Россия открыла себя мировому рынку, отечественная промышленность пережила глубокий кризис во многом как раз из-за неспособности выпускать конкурентоспособную продукцию. Но эта ситуация, судя по темпам развития экономики и объему экспорта готовой продукции, постепенно исправляется.

В отношении ОПК замечу, что как в советские времена, так и по сей день он является, пожалуй, единственным анклавом в нашей промышленности, который, аккумулируя передовые научно-технические достижения и определяя эффективность функционирования высокотехнологичных сфер экономики нашей страны, способен выпускать, и это реально делает, высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию. Автомат Калашникова до сих пор считается одним из лучших образцов стрелкового оружия. Зенитный ракетный комплекс С-300 с обтекателями из кварцевой керамики, даже по оценкам западных экспертов, по эффективности поражения не имеет себе равных в мире. И истребители, что ни говори, делать российские конструкторы и заводы пока не разучились. То, что недавно показала в Ле Бурже наша "сушка" - модернизированный до "поколения 4+" Су-27СКМ, - не смог повторить никто. За рубежом нашу военную технику оценивают по достоинству. Об этом свидетельствует объем ее поставок за рубеж, который с 1999 года непрерывно увеличивался, достигнув в прошлом году 5,8 миллиарда долларов. Конкурентоспособность российских вооружений и военной техники очевидна.

В то же время большую тревогу вызывает конкурентоспособность гражданской продукции ОПК, особенно авиатехники. Дело даже не столько в несоответствии, скажем, комфортабельности салона авиалайнера мировым стандартам. Мы способны сделать самолеты комфортными, но, к сожалению, это значительно повысит их себестоимость при нынешнем небольшом выпуске машин отечественными заводами. Проблема, я бы отметил, в маркетинге, послепродажном, сервисном обслуживании отечественных авиалайнеров, которых, можно сказать, практически не существует. Однако выход из сложившейся ситуации есть. Авиапрому нужна поддержка на государственном уровне, чтобы поднять отрасль и сделать продукт конкурентоспособным. Тем более что это вполне возможно. Конечно, наши производители уступают по ряду характеристик зарубежным фирмам, но это отставание пока не критично. Понятно, что на полуразвалившихся производственных мощностях советского наследия высокотехнологичную продукцию быстро и качественно не создашь. И руководство Роспрома это прекрасно понимает. Не случайно в рамках нашего агентства создано новое структурное подразделение - отдел технического перевооружения и финансового лизинга управления гражданских отраслей промышленности. Его непосредственной задачей является содействие техническому перевооружению предприятий в целях повышения технологического уровня и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

- В России принят закон по государственному оборонному заказу. Однако, по мнению специалистов, нет четкой политики в его реализации. Что необходимо для того, чтобы этот закон заработал?


- Прежде всего его исполнять. Если ГОЗ утверждается к весне, контракты будут подписаны лишь к осени и шансов на то, что все предусмотренное в программах вооружений на данный год будет сделано, практически не остается. К сожалению, такая практика после принятия в 1995 году Федерального закона "О государственном оборонном заказе" была не редкостью. Но ситуация исправляется. Гособоронзаказ-2005 был утвержден до начала года. Уже к февралю с предприятиями ОПК были подписаны примерно 25% предусмотренных контрактов, а авансовые платежи по ним начали выплачиваться практически с 1 января. Что очень важно для ОПК, начался переход на так называемые длинные контракты. В прошлом году в ГОЗе имелось всего пять позиций, по которым заключили трехлетние контракты, в этом - 20. Причем 10 из этих контрактов уже подписаны. У заключивших их предприятий появляется больше возможностей для маневра. Им легче взять банковский кредит, сделать смежникам заказы на перспективу и таким образом снивелировать потери в прибыли, связанные с инфляцией и удорожанием комплектующих и материалов.

Думаю, что на пользу ситуации с ГОЗом пойдет и переход Министерства обороны на систему единого заказчика. Если раньше вооружения самостоятельно заказывали все виды и рода войск, то теперь это может делать только управление начальника вооружения.

Конечно, каким бы хорошим ни был закон о гособоронзаказе, его влияние на обороноспособность страны зависит от объемов самого оборонного заказа. В этом году он увеличен на 25% до 187 миллиардов рублей. Из них 62,8 миллиарда пойдут на НИОКР и 112 миллиардов - на закупку, ремонт и модернизацию военной техники и вооружений. Это не так мало, но и не так много. По отношению к ВВП страны указанная сумма составляет 2,8%, в то время как оптимальным для России, по мнению экспертов, считается доля в 3-3,5%.

- Можно ли бороться на государственном уровне в рыночных условиях с ростом цен? Не будет ли это война с "ветряными мельницами"?


- Удорожание стоимости военной продукции по сравнению с контрактной является проблемой, которая постоянно угрожает недовыполнением ГОЗа. Отчасти это объясняется инфляцией, но отчасти и естественным стремлением предприятий включить в цену готовых изделий расходы на поддержание тех же незадействованных мощностей. С этим, безусловно, надо что-то делать, и соответствующие решения сейчас вырабатываются. Кстати, одно из них заложено в Федеральном законе "О государственном оборонном заказе". Это распределение контрактов по ГОЗу на конкурсной основе. Задача им правильно воспользоваться: сделать такие конкурсы более прозрачными, четко и в срок принимать по ним решения.

- Весьма остро проявляет себя проблема качества вооружений и военной техники. Как ее решать?


- Я уже говорил, что российскому ОПК, несмотря на затянувшийся кризис, как и раньше, принадлежит важнейшая роль в государстве. Оборонный комплекс с его высокотехнологичными отраслями, выполняющий свыше 75% научно-исследовательских опытно-конструкторских работ, способен стать отправной точкой для развертывания инновационной деятельности в России, опорой для подъема экономики страны. Не вызывает сомнений и способность ОПК развернуть серийное производство современных систем вооружения. Но действительно качество отечественных вооружений и военной техники оставляет желать лучшего. Причина - в снижении внимания к этой проблеме и нашей оборонной промышленности в целом еще в начальный период перестройки. Переориентация российских общественно-экономических отношений на рыночные поставила ОПК на грань выживания. Стагнация НИОКР, инноваций и производства вообще была вызвана как общим спадом в экономике, так и практически прекращением со стороны Минобороны оснащения российских Вооруженных сил новой техникой. А ведь именно госзакупки стимулируют производство в ОПК, снижают его риски и степень зависимости от спроса на мировом рынке и в итоге повышение качества выпускаемых оборонпромом вооружения и военной техники.

Системный кризис ОПК потребовал принятия неотложных мер. И они были определены распоряжениями президента РФ и правительства РФ. В основу этих мер в 2001 году были положены документы, обозначившие перспективы развития ВПК. Это "Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" и федеральная целевая программа "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)". Во многом благодаря им в последние 3-4 года финансирование в целом стабилизировалось, обозначился ежегодный рост гособоронзаказа. В числе последних конструктивных решений следует отметить сокращение в этом году доли НИОКР в ГОЗе в пользу увеличения серийных закупок вооружения и военной техники, что, несомненно, послужит стимулом для производства, в частности, увеличит оборотный капитал предприятий, так необходимый для перевооружения производственных мощностей и, следовательно, повышения качества продукции и производительности в целом.

На сегодняшний день первоочередной мерой, на мой взгляд, должна стать системная государственная поддержка ОПК. При этом национальную оборону надо обеспечивать не по остаточному принципу, как было все эти годы, а по ее потребностям в вооружениях и военной технике. Очевидна также необходимость разработки конструктивной госпрограммы вооружения на 2006-2015 годы, предусматривающей качественное переоснащение военной организации РФ. Государству следует выработать и проводить взвешенную политику по сохранению кадрового потенциала, уникальных технологий, технологической независимости нашей страны. Несомненно, все перечисленные меры будут способствовать и повышению качества продукции ВПК.

- Одной из острейших проблем российского ОПК является многолетние долги перед федеральным бюджетом, возникшие в начальный период преобразований в нашей экономике. Как решить эту проблему и вывести многие предприятия из финансового тупика?


- Мне известно, о предложениях некоторых депутатов Госдумы полностью списать все долги с оборонных предприятий и дать им возможность как бы начать работу с чистого листа. Звучит красиво. Но дело в том, что частичное списание и реструктуризация задолженности предприятий комплекса уже проводилась федеральным правительством. Более того, аналогичные решения, направленные на финансовое оздоровление ОПК, были предприняты правительствами практически всех субъектов Федерации. Поэтому с большой долей уверенности сейчас можно говорить о том, что задолженность перед бюджетами разных уровней, возникшая из-за перестроечной неразберихи 90-х годов, практически полностью ликвидирована.

Это, естественно, не означает, что проблема долгов ОПК как таковая снята. Вопрос в том, сколь велика в ней вина государства. Приведу цифры, на которые кое-кто почему-то не обращает внимания. Задолженность государственных заказчиков по оплате за поставленные товары, работы и услуги для государственных нужд и по федеральным программам составила в 2004 году всего 6,8% от общей суммы дебиторской задолженности ОПК, из нее просроченная - чуть более 24%. То есть доля того вида государственной задолженности, которая имеет отношение к вашему вопросу, составляет менее 2%. Доля долгов предприятий комплекса по платежам в бюджет в общей кредиторской задолженности равнялась в прошлом году 7%. Из нее просроченная составляла 65%. В абсолютных цифрах это примерно 2,2 миллиарда рублей. Сумма, конечно, не маленькая, но по сравнению с оборотами оборонного комплекса отнюдь не значительная. По крайней мере, к кардинальному улучшению финансово-экономического состояния ОПК ее списание точно не приведет. Для этого нужен целый комплекс мер, о части из которых мы уже говорили, они позволят экономически, материально оздоровить нашу оборонную промышленность.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBg1g1
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/cars/porter/tag/refrigerator/, смотреть тут.
https://youdo.com/auto/repairsaloon/, подробнее здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer