Региональный директор Boeing по продажам в Европе Фред Эш - ГАЗЕТЕ
Российские авиакомпании еще в прошлом году столкнулись с серьезной проблемой дефицита самолетов. Российские авиазаводы производят в год не более десяти дальнемагистральных лайнеров. Решить проблему авиакомпаний не без выгоды для себя взялись главные конкуренты российского авиапрома - американский Boeing и европейский Airbus. О том, чего не хватает российским компаниям, корреспонденту ГАЗЕТЫ Андрею Ковалевскому рассказал региональный директор Boeing по продажам в Европе японец по происхождению Фред Эш.
- Почему российские авиакомпании все чаще берут авиатехнику в лизинг, а не выкупают самолеты сразу?
- Лизинг - это один из самых удобных способов приобретения самолета. Бизнес авиакомпании заключается не в покупках лайнеров, а в перевозке пассажиров более дешевым и безопасным способом. Чтобы взять самолет в лизинг, авиакомпании не обязательно использовать собственные средства. Профинансировать сделку может и банк. Он и будет владеть самолетом. Правда, если авиакомпания берет самолет в финансовый, а не операционный лизинг, выплатив все лизинговые платежи, она станет владельцем самолета.
- Но даже на условиях лизинга продажи иностранной техники в нашей стране невелики...
- Уже сейчас в России летает около 60 самолетов Boeing. А если сюда еще прибавить все СНГ, то получится 137 самолетов. Это 80% всех самолетов зарубежного производства, которые летают на территории бывшего СССР.
- Новинка от Boeing - Dreamliner - появится уже в 2008 году. Самолет будет самым экономичным в своем классе. Смогут ли его приобрести российские авиакомпании?
- А вы считаете, что Эфиопия, которая уже заказала такой самолет, богаче, чем Россия? Кроме этой страны Dreamliner заказали Исландия и Вьетнам. Жизнь в России налаживается, экономика растет. Пассажиры того же 'Аэрофлота', как правило, летят на длинные расстояния. Основные рынки для дальнемагистральных самолетов у 'Аэрофлота' - Америка, Канада, страны Юго-Восточной Азии, Индия и Китай. Все эти страны, куда летает 'Аэрофлот', уже заказали Boeing 787 Dreamliner.
- читывая вашу активность на российском рынке, можно предположить, что скоро российские перевозчики пересядут на иномарки...
- Сейчас сложно что-либо прогнозировать. Проводя исследования, мы пытаемся предсказать, какое количество самолетов понадобится рынку в следующие 20 лет. Если рынок авиаперевозок России и СНГ будет расти в среднем на 7% в год, то вашим перевозчикам в ближайшие 20 лет потребуется до полутора тысяч самолетов. Вероятно, это будут самолеты зарубежного производства. Посмотрите на Россию: 11 часовых поясов. Страна создана для авиации. Между тем в вашей стране сейчас активно развиваются иностранные перевозчики, которые уже отобрали часть рынка у российских авиакомпаний.
- Готовы ли вы предоставлять скидки? Говорят, что именно из-за цены "Аэрофлот", обновляя свой парк, предпочел самолеты вашего конкурента - Airbus?
- Наши цены соответствуют конъюнктуре рынка. Спрос на самолеты сейчас высок, поэтому и лизинговые ставки растут. Информация о том, что Boeing сейчас 'завалит' Россию старьем, самолетами, которые тысячами стоят в пустынях, мягко говоря, не соответствует действительности. Ситуация после терактов 2001 года изменилась. Новые самолеты проданы до 2009 года. Считаю, что рыночные цены на самолеты Boeing - не главное препятствие для российских перевозчиков. Главное - это установленные вашим правительством высокие ввозные пошлины (чтобы ввезти иномарку, авиакомпании необходимо выплатить 18% НДС и 20% налоговых пошлин. - ГАЗЕТА). При этом заградительные пошлины, как показало время, не дают преимущества вашему авиапрому. Переплачивая за самолет, в конечном итоге российский перевозчик платит больше, чем его конкурент на Западе. В такой ситуации российские авиакомпании похожи на боксера, вышедшего на ринг с одной рукой, привязанной к спине.
- Так в чем же проблема российского авиапрома?
- Чтобы продавать самолет за рубежом, его нужно сертифицировать по зарубежным стандартам. Не все ваши даже самые новые самолеты им соответствуют. Кроме того, российским производителям необходимо решить проблему технической поддержки. Самолет - это серьезное инженерное сооружение, которое требует серьезной инфраструктуры для поддержания его летной годности.
- В России уже не первый год работают лизинговые компании, но объемы их работ не впечатляют. Почему им не удается работать эффективно на нашем рынке?
- Для лизинговой компании важно либо самой обладать серьезным капиталом, чтобы строить большое число самолетов, либо уметь занимать деньги под минимальные проценты на длинные сроки. Еще один момент, который позволяет лизинговым компаниям быть успешными, - это их регистрация в тех странах, где есть налоговые преимущества. В вашей стране таких благ нет. Пока российское законодательство не введет какие-то преимущества в налоговой политике для лизинговых компаний, им будет сложно привлекать средства.