В канун 50-летия космической гавани страны корреспондент "ВПК" встретился с генеральным директором ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" - лауреатом Государственной премии РФ, доктором технических наук Александром КИРИЛИНЫМ.
- Александр Николаевич, так исторически сложилось, что самые главные страницы летописи Байконура были написаны вместе с Центральным специализированным конструкторским бюро и заводом "Прогресс". Что сохранила об этом история?
- Наше предприятие имеет славную давнюю историю и сегодня входит в десятку крупнейших научно-производственных структур космической отрасли Российской Федерации, многие из которых создавали самые значимые страницы отечественной и мировой космонавтики. На Байконуре испытывалось и эксплуатировалось большинство российских межконтинентальных ракет и все космические ракеты-носители.
В 1957 году Сергеем Павловичем Королевым и бывшим директором завода Виктором Яковлевичем Литвиновым во исполнение соответствующего постановления правительства о разработке ракеты (МБР) Р-7 был издан приказ о ее серийном изготовлении на нашем предприятии. Именно с этого начинается наша космическая биография, наша дорога на космодром. И первый успешный пуск ракеты Р-7 в феврале 1959 года, и первый запуск пилотируемого корабля - все эти эпохальные события начала космической эры и есть страницы нашей общей биографии.
Эта непростая дорога прокладывалась первопроходцем, посланником С.П. Королева - Дмитрием Ильичом Козловым. Именно он, будучи ведущим конструктором проекта, был направлен на наш завод, чтобы обеспечить подготовку и постановку на производство ракеты-носителя. Тогда такие лучшие заводские специалисты, как Александр Михайлович Солдатенков, Георгий Евгеньевич Фомин и многие другие перешли в ОКБ-1.
Дмитрий Ильич Козлов, ныне наш почетный генеральный конструктор и "живая легенда" отечественной и мировой космонавтики, вспоминает: "Первым причалом и первой гаванью нашей ракетно-космической техники стал Байконур, хотя лично я люблю называть его так, как мы его когда-то называли с Сергеем Павловичем, - космодром Тюра-Там. Королев был в работе очень требователен и строг, но справедлив и отходчив. А провинившихся всегда грозился "отправить с космодрома пешком по шпалам восвояси", но по доброте своей так ни разу этого и не сделал. Авторитет у него был абсолютный и как руководителя, и как просто человека. И поэтому и люди в его команде были особые - талантливые и надежные. И вообще, особое это было поколение...".
И до сих пор главная ценность космодрома - люди. Климат на Байконуре неблагоприятен. В казахстанской степи летом - жара до 45 градусов по Цельсию, а зимой - мороз до 40 градусов. Летом - песчаные суховеи, зимой - снежные бураны.
Для обеспечения работ по изготовлению носителей в 1966 году был создан Байконурский филиал завода "Прогресс" с монтажно-испытательным корпусом, в котором осуществляются сборка и испытания блоков. Трудятся тут люди самоотверженные и ответственные - как в Самаре на базовом предприятии, так и на байконурском филиале. Ведь освоение космической техники - тяжелая и опасная работа. Уже не одно поколение ракетчиков вырастили на предприятии, были и удачи, и неудачи в нашей биографии. Но всегда это был и остается коллектив единомышленников, для которого по-прежнему святы "королевские традиции".
Особенно непросто пришлось нашим людям на байконурском филиале в начале 90-х годов после распада страны и кризисных явлений в экономике.
Надо сказать, что весь персонал сборочно-испытательного комплекса под руководством директора байконурского филиала Георгия Яковлевича Сониса с честью выдержал все испытания как технического, так и бытового характера.
За эти годы воспитаны уникальные кадры ученых, проектантов, мастеров производства, испытателей.
Постепенно на смену заслуженным ветеранам приходит молодежь, которой уже смело можно доверить дело высокого космического уровня. Это в первую очередь Николай Стратилатов, Дмитрий Баранов, Владимир Пашистов, Равиль Ахметов, Сергей Тюлевин и другие.
На Байконуре успешно реализовались многие космические программы и проекты, в которых принимали самое прямое участие самарские ракетно-космические предприятия. Это в первую очередь: "Восток", "Восход", "Салют", "Мир", "Венера", "Луна", "Энергия-Буран". Отсюда стартуют наши "Союзы", запускаются наши космические аппараты, отсюда взлетали тяжелая ракета-носитель "Энергия", МТКС "Энергия-Буран".
Все это говорит о том, что создан серьезный и достаточно устойчивый фундамент для формирования сегодня новых перспективных крупномасштабных проектов. И совместная кооперация как с нашими смежниками, так и с самим космодромом позволяет нам организовывать замкнутый комплексный цикл космической деятельности.
- От "байконурцев" всех поколений зачастую приходится слышать: "Незабываемый Байконур - это самые лучшие годы и самые смелые проекты!" Какой проект в вашей трудовой биографии явился знаковым?
- Каждый проект, каждый запуск, каждый полет неповторим - это всегда веха в истории... Но лично для меня, конечно, самый памятный запуск ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран". Проект совершенно особый, вобравший в себя все самые дерзкие, принципиально новые технологии предшествующего, но так и не реализованного до конца проекта лунной программы Н1-Л3. "Головным" разработчиком выступил Волжский филиал НПО "Энергия". "Прогрессовцы" приняли тогда основную нагрузку в его реализации, а это означало многократное уплотнение рабочих графиков, широкую программу реконструкции производства, очередной этап в освоении новых материалов и технологий, не имеющих аналогов в мировой практике. Все работы с составными частями второй ступени РН "Энергия", а также сборка пакета, общая сборка, испытания выполнялись работниками байконурского филиала завода "Прогресс".
Тогда я был начальником цеха трубопроводов одновременно и в Куйбышеве (г. Самара) на базовом предприятии, и на Байконуре. Специалисты знают, что трубопроводы - своего рода кровеносная система огромного организма, именуемого ракетой-носителем, именно они делают ее жизнеспособной. Когда в грохоте и пламени, ослепительный в своей сверхмощной красоте космический комплекс "Энергия-Буран" оторвался от стартового стола, этому грандиозному по тем временам чуду космической техники всеми нашими общими усилиями была дана "путевка в жизнь".
- Какие самые значимые проекты Самарского космического центра в настоящее время связаны с Байконуром?
- За период с 1995 г. работниками нашего филиала были подготовлены и обеспечены пуски 78 ракет "Союз", подготовка 4-х космических аппаратов военного назначения, а также 40 космических аппаратов в рамках международного сотрудничества с ЕКА. Всему научному миру известны наши уникальные спутники базовых серий: "Фотон", "Бион", "Ресурс-ДК". Начиная с этого юбилейного года все запуски космических аппаратов "Фотон-М" тоже будут теперь осуществляться с Байконура.
Все наши исторические проекты заложили основу тому, что космический ракетный комплекс "Союз" имеет сегодня авторитет надежно функционирующего комплекса. В последние годы РН "Союз" широко использовались в интересах реализации коммерческих проектов с российско-французским предприятием "Старсем" по программам "Глобалстар", "Кластер" и "Марс-Экспресс", "Амос".
Центром "ЦСКБ-Прогресс" серийно изготавливаются РН среднего класса "Союз-У", "Союз-ФГ", "Молния-М", с помощью которых обеспечивается выведение на рабочие орбиты пилотируемых и грузовых космических кораблей к Международной космической станции, космических аппаратов наблюдения и картографирования оборонного назначения, спутников космической связи, спутников раннего предупреждения о ракетном нападении и других типов. Самарские ракеты-носители давно признаны на международном рынке по запуску полезных нагрузок.
В настоящее время центром совместно с разработчиками двигателей, систем управления и телеметрии в соответствии с Федеральной космической программой РФ и Государственной программой вооружения разрабатывается модернизированная ракета-носитель "Союз-2".
По мнению международных экспертов, потенциальные возможности РН семейства "Союз" несомненны. В связи с этим ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" ведет разработку эскизного проекта РН "Союз 2-3". Этот носитель более мощный, чем "Союз 2-1Б", за счет применения на центральном блоке двигателя НК-33-1 и увеличения объемов заправки топливом этого блока. Базовый двигатель НК-33 был разработан и отработан в свое время СНТК им. Н.Д. Кузнецова для РН Н1-Л3.
- В апреле этого года ваше предприятие в составе Федерального космического агентства приняло участие в подписании крупного международного контракта по проекту "Союз в Гвиане". Каким образом это событие, которое получило во всем мире большой резонанс, скажется на многолетних традиционных отношениях между Самарским научно-производственным ракетно-космическим центром и главной космической гаванью страны?
- Подписание этого контракта - знаковое политическое событие, и оно говорит о том, что Европой впервые признан тот факт, что в наш космический век мы все находимся рядом и должны вместе заниматься космосом.
Весь неоценимый опыт, который был наработан за 50 лет на Байконуре, сегодня, конечно же, является основой и наших новых международных проектов. Так что набирающий обороты российско-европейский проект - совместное создание космодрома на Куру во Французской Гвиане, откуда с 2008 года будут выводить спутники наши новые "Союзы", тоже обязан своим рождением нашему доблестному Байконуру. Мы доверяем Европе ракету, Европа доверяет нам космодром. А что касается "главной российской космической гавани", то ее первенство по-прежнему неоспоримо, и наше сотрудничество имеет большое будущее.
Все мы знаем, что космос начинается с Земли...
И сегодня, в дни 50-летнего юбилея, хочется от всего сердца поздравить всех байконурцев и воздать должное славной истории Байконура!