Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Кирилин, генеральный директор ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс":
"Космос начинается с земли"


Июнь 2005 года Оксана ЕФИМЕНКО, Военно-промышленный курьер


По мнению международных экспертов, потенциальные возможности РН семейства "Союз" несомненны. В связи с этим ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" ведет разработку эскизного проекта РН "Союз 2-3".

В канун 50-летия космической гавани страны корреспондент "ВПК" встретился с генеральным директором ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" - лауреатом Государственной премии РФ, доктором технических наук Александром КИРИЛИНЫМ.



- Александр Николаевич, так исторически сложилось, что самые главные страницы летописи Байконура были написаны вместе с Центральным специализированным конструкторским бюро и заводом "Прогресс". Что сохранила об этом история?

- Наше предприятие имеет славную давнюю историю и сегодня входит в десятку крупнейших научно-производственных структур космической отрасли Российской Федерации, многие из которых создавали самые значимые страницы отечественной и мировой космонавтики. На Байконуре испытывалось и эксплуатировалось большинство российских межконтинентальных ракет и все космические ракеты-носители.

В 1957 году Сергеем Павловичем Королевым и бывшим директором завода Виктором Яковлевичем Литвиновым во исполнение соответствующего постановления правительства о разработке ракеты (МБР) Р-7 был издан приказ о ее серийном изготовлении на нашем предприятии. Именно с этого начинается наша космическая биография, наша дорога на космодром. И первый успешный пуск ракеты Р-7 в феврале 1959 года, и первый запуск пилотируемого корабля - все эти эпохальные события начала космической эры и есть страницы нашей общей биографии.

Эта непростая дорога прокладывалась первопроходцем, посланником С.П. Королева - Дмитрием Ильичом Козловым. Именно он, будучи ведущим конструктором проекта, был направлен на наш завод, чтобы обеспечить подготовку и постановку на производство ракеты-носителя. Тогда такие лучшие заводские специалисты, как Александр Михайлович Солдатенков, Георгий Евгеньевич Фомин и многие другие перешли в ОКБ-1.

Дмитрий Ильич Козлов, ныне наш почетный генеральный конструктор и "живая легенда" отечественной и мировой космонавтики, вспоминает: "Первым причалом и первой гаванью нашей ракетно-космической техники стал Байконур, хотя лично я люблю называть его так, как мы его когда-то называли с Сергеем Павловичем, - космодром Тюра-Там. Королев был в работе очень требователен и строг, но справедлив и отходчив. А провинившихся всегда грозился "отправить с космодрома пешком по шпалам восвояси", но по доброте своей так ни разу этого и не сделал. Авторитет у него был абсолютный и как руководителя, и как просто человека. И поэтому и люди в его команде были особые - талантливые и надежные. И вообще, особое это было поколение...".

И до сих пор главная ценность космодрома - люди. Климат на Байконуре неблагоприятен. В казахстанской степи летом - жара до 45 градусов по Цельсию, а зимой - мороз до 40 градусов. Летом - песчаные суховеи, зимой - снежные бураны.

Для обеспечения работ по изготовлению носителей в 1966 году был создан Байконурский филиал завода "Прогресс" с монтажно-испытательным корпусом, в котором осуществляются сборка и испытания блоков. Трудятся тут люди самоотверженные и ответственные - как в Самаре на базовом предприятии, так и на байконурском филиале. Ведь освоение космической техники - тяжелая и опасная работа. Уже не одно поколение ракетчиков вырастили на предприятии, были и удачи, и неудачи в нашей биографии. Но всегда это был и остается коллектив единомышленников, для которого по-прежнему святы "королевские традиции".

Особенно непросто пришлось нашим людям на байконурском филиале в начале 90-х годов после распада страны и кризисных явлений в экономике.

Надо сказать, что весь персонал сборочно-испытательного комплекса под руководством директора байконурского филиала Георгия Яковлевича Сониса с честью выдержал все испытания как технического, так и бытового характера.

За эти годы воспитаны уникальные кадры ученых, проектантов, мастеров производства, испытателей.

Постепенно на смену заслуженным ветеранам приходит молодежь, которой уже смело можно доверить дело высокого космического уровня. Это в первую очередь Николай Стратилатов, Дмитрий Баранов, Владимир Пашистов, Равиль Ахметов, Сергей Тюлевин и другие.

На Байконуре успешно реализовались многие космические программы и проекты, в которых принимали самое прямое участие самарские ракетно-космические предприятия. Это в первую очередь: "Восток", "Восход", "Салют", "Мир", "Венера", "Луна", "Энергия-Буран". Отсюда стартуют наши "Союзы", запускаются наши космические аппараты, отсюда взлетали тяжелая ракета-носитель "Энергия", МТКС "Энергия-Буран".

Все это говорит о том, что создан серьезный и достаточно устойчивый фундамент для формирования сегодня новых перспективных крупномасштабных проектов. И совместная кооперация как с нашими смежниками, так и с самим космодромом позволяет нам организовывать замкнутый комплексный цикл космической деятельности.

- От "байконурцев" всех поколений зачастую приходится слышать: "Незабываемый Байконур - это самые лучшие годы и самые смелые проекты!" Какой проект в вашей трудовой биографии явился знаковым?


- Каждый проект, каждый запуск, каждый полет неповторим - это всегда веха в истории... Но лично для меня, конечно, самый памятный запуск ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран". Проект совершенно особый, вобравший в себя все самые дерзкие, принципиально новые технологии предшествующего, но так и не реализованного до конца проекта лунной программы Н1-Л3. "Головным" разработчиком выступил Волжский филиал НПО "Энергия". "Прогрессовцы" приняли тогда основную нагрузку в его реализации, а это означало многократное уплотнение рабочих графиков, широкую программу реконструкции производства, очередной этап в освоении новых материалов и технологий, не имеющих аналогов в мировой практике. Все работы с составными частями второй ступени РН "Энергия", а также сборка пакета, общая сборка, испытания выполнялись работниками байконурского филиала завода "Прогресс".

Тогда я был начальником цеха трубопроводов одновременно и в Куйбышеве (г. Самара) на базовом предприятии, и на Байконуре. Специалисты знают, что трубопроводы - своего рода кровеносная система огромного организма, именуемого ракетой-носителем, именно они делают ее жизнеспособной. Когда в грохоте и пламени, ослепительный в своей сверхмощной красоте космический комплекс "Энергия-Буран" оторвался от стартового стола, этому грандиозному по тем временам чуду космической техники всеми нашими общими усилиями была дана "путевка в жизнь".

- Какие самые значимые проекты Самарского космического центра в настоящее время связаны с Байконуром?


- За период с 1995 г. работниками нашего филиала были подготовлены и обеспечены пуски 78 ракет "Союз", подготовка 4-х космических аппаратов военного назначения, а также 40 космических аппаратов в рамках международного сотрудничества с ЕКА. Всему научному миру известны наши уникальные спутники базовых серий: "Фотон", "Бион", "Ресурс-ДК". Начиная с этого юбилейного года все запуски космических аппаратов "Фотон-М" тоже будут теперь осуществляться с Байконура.

Все наши исторические проекты заложили основу тому, что космический ракетный комплекс "Союз" имеет сегодня авторитет надежно функционирующего комплекса. В последние годы РН "Союз" широко использовались в интересах реализации коммерческих проектов с российско-французским предприятием "Старсем" по программам "Глобалстар", "Кластер" и "Марс-Экспресс", "Амос".

Центром "ЦСКБ-Прогресс" серийно изготавливаются РН среднего класса "Союз-У", "Союз-ФГ", "Молния-М", с помощью которых обеспечивается выведение на рабочие орбиты пилотируемых и грузовых космических кораблей к Международной космической станции, космических аппаратов наблюдения и картографирования оборонного назначения, спутников космической связи, спутников раннего предупреждения о ракетном нападении и других типов. Самарские ракеты-носители давно признаны на международном рынке по запуску полезных нагрузок.

В настоящее время центром совместно с разработчиками двигателей, систем управления и телеметрии в соответствии с Федеральной космической программой РФ и Государственной программой вооружения разрабатывается модернизированная ракета-носитель "Союз-2".

По мнению международных экспертов, потенциальные возможности РН семейства "Союз" несомненны. В связи с этим ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" ведет разработку эскизного проекта РН "Союз 2-3". Этот носитель более мощный, чем "Союз 2-1Б", за счет применения на центральном блоке двигателя НК-33-1 и увеличения объемов заправки топливом этого блока. Базовый двигатель НК-33 был разработан и отработан в свое время СНТК им. Н.Д. Кузнецова для РН Н1-Л3.

- В апреле этого года ваше предприятие в составе Федерального космического агентства приняло участие в подписании крупного международного контракта по проекту "Союз в Гвиане". Каким образом это событие, которое получило во всем мире большой резонанс, скажется на многолетних традиционных отношениях между Самарским научно-производственным ракетно-космическим центром и главной космической гаванью страны?

- Подписание этого контракта - знаковое политическое событие, и оно говорит о том, что Европой впервые признан тот факт, что в наш космический век мы все находимся рядом и должны вместе заниматься космосом.

Весь неоценимый опыт, который был наработан за 50 лет на Байконуре, сегодня, конечно же, является основой и наших новых международных проектов. Так что набирающий обороты российско-европейский проект - совместное создание космодрома на Куру во Французской Гвиане, откуда с 2008 года будут выводить спутники наши новые "Союзы", тоже обязан своим рождением нашему доблестному Байконуру. Мы доверяем Европе ракету, Европа доверяет нам космодром. А что касается "главной российской космической гавани", то ее первенство по-прежнему неоспоримо, и наше сотрудничество имеет большое будущее.

Все мы знаем, что космос начинается с Земли...

И сегодня, в дни 50-летнего юбилея, хочется от всего сердца поздравить всех байконурцев и воздать должное славной истории Байконура!




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBoicE
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/pereezd/dlv/price/, подробнее >>
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/garbage/container/, варианты по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer