До конца этого года Бразилия снимет с вооружения национальных военно-воздушных сил устаревшие истребители Mirage III, заявил 26 апреля вице-президент и министр обороны страны Жозе Аленкар Гомес да Силва (на снимке). Для замены этих машин, выпущенных в 70-е годы, руководство страны с 2000 года несколько раз объявляло, а затем приостанавливало международный тендер, фаворитом которого считалась российская компания 'Сухой', предложившая свой истребитель Су-35. В феврале этого года тендер был отменен. Заявление г-на Аленкара возрождает надежды российских оружейников на контракт, стоимость которого оценивается в 700 млн долл. Однако ни у бразильского правительства, ни у участников рынка пока нет ни малейшего понимания, каким путем пойдет обновление парка ВВС самой большой страны Латинской Америки.
На пресс-конференции по случаю открытия в Рио-де-Жанейро международной выставки военной техники Latin America Aero & Defence (LAAD-2005) Жозе Аленкар заявил, что Mirage III будут сняты с вооружения к декабрю этого года. 'За 20 лет технологии проделали огромный путь вперед, и мы сейчас решаем, каким образом преодолеть этот разрыв с обеспечением полной безопасности для страны', -- сказал он. В то же время он подчеркнул, что Бразилии нужны средства не только на оборону и руководство страны рассматривает заявки ВВС, не упуская из виду других расходных статей государственного бюджета. Каким образом совместить потребность в современных самолетах с требованиями экономии, правительство еще не решило. 'Есть два основных варианта: брать технику с 0 км на спидометре или другую. Вот из этих вариантов мы и выбираем', -- фигурально пояснил вице-президент.
Отбор крылатой техники 'с 0 км' (т.е. самой современной) два последних бразильских правительства вели с 2000 года. В итоге всех корректировок, по бюджетным и техническим соображениям, очертания будущего контракта вырисовались следующим образом. Страна хотела приобрести 12 новых истребителей на сумму 700--750 млн долл., значительную часть из которых будущий победитель тендера обязан был бы инвестировать в офсетные программы на территории самой Бразилии. Наилучшим образом предложенным условиям удовлетворяли два самолета: российский Су-35 и Mirage 2000 производства французской фирмы Dassault, причем симпатии местных военных склонялись в сторону 'Сухого'. Однако в феврале правительство внесло последнюю корректировку, закрыв тендер без объявления победителя.
'В том, что касается перспектив закупки истребителей, видимость -- нулевая', -- признался корреспонденту 'Времени новостей' коммерческий директор бразильской компании Avibras Сами Юссеф Хассуани. Эта компания, одна из крупнейших авиастроительных фирм страны, выступала на тендере в партнерстве с АХК 'Сухой', предлагая Су-35. 'Мы не жалеем о потраченных деньгах и усилиях, поскольку с самого начала знали, что правительство имеет право в любой момент прекратить тендер. Тем не менее сейчас говорить, готовы ли мы вернуться к участию в этом проекте, с Су-35 или с каким-то другим самолетом, бессмысленно, поскольку на правительственном уровне нет никакой ясности, что будет дальше. До тех пор, пока правительство что-то не решит, все слухи вокруг истребительного тендера будут оставаться слухами и не более того.
"Зачем же нам выкидывать все достигнутое в ведро?"
Российскую точку зрения на перспективы военно-технического сотрудничества с Бразилией 'Времени новостей' изложил директор регионально-маркетинговой дирекции по странам Латинской Америки Авиационной холдинговой компании 'Сухой' Владимир КОЛНООЧЕНКО.
- После отмены тендера на истребители чем поддерживается интерес 'Сухого' к бразильскому рынку?
-- Тендер не отменен, а отложен. Бразильские ВВС по-прежнему нуждаются в перевооружении современными истребителями. В решении руководства Бразилии об отсрочке тендера, как я понимаю, превалировали экономические и политические соображения, но через год-два ситуация может опять измениться. Мы должны быть на этом рынке, чтобы вовремя сделать новое предложение. Поскольку мы очень удачно выступили на предыдущем тендере, зачем же нам выкидывать все достигнутое в ведро? Сейчас бразильские ВВС рассматривают возможность закупки самолетов из наличия. Мы готовы и к такому варианту.
- Рассматривается ли идея сдать наши самолеты бразильцам в аренду?
-- Для нас это малореально, потому что по российскому законодательству лизинг военной техники просто невозможен. Законодательная база, на основании которой такая операция могла бы быть проведена, отсутствует. Не решен вопрос о собственности. В обеих основных схемах, которые применяются при лизинге гражданской авиатехники -- операционном и финансовом лизинге, при переносе их на военную технику возникает много нерешенных проблем. Одна из главных -- как быть с вооружением. Сдавать в аренду 'голый' самолет бессмысленно. А ракету, скажем, ее же в лизинг не сдашь.
- Идею лизинга вам бразильские военные предложили?
-- Официально -- нет. Эта идея, как и другие прочие, витает в воздухе, поскольку у бразильских ВВС, как я понимаю, нет денег на покупку новых истребителей. Поэтому они рассматривают разные идеи: лизинг, например, или отсрочку платежа. Пусть нам, допустим, кто-нибудь дал бы самолеты бесплатно лет на пять. Мы бы пока полетали, посмотрели, что и как.
- А отсрочку платежа вы с ними уже обсуждали?
-- Военные на переговорах с нами такие идеи не высказывали. Не секрет, что 'Рособоронэкспорт' и мы работаем здесь через посредников -- местную фирму, которая лучше знает местные условия. Вот наши бразильские партнеры предлагают нам разные варианты: давайте так попробуем или вот так.
- То есть на этой выставке ваше главное предложение -- это по-прежнему Су-35?
-- Нет, как раз здесь наш главный экспонат -- Су-27СКМ. Это более дешевый по сравнению с Су-35 вариант, который мы предлагаем купить из наличия или текущего производства. После отмены тендера мы вместе с 'Рособоронэкспортом' готовим два предложения. Первое -- это машины Су-27СК из наличия Министерства обороны России. А второе -- Су-27СКМ, т.е. модернизированная машина, характеристики которой выше, чем у Су-27СК. Мы их предлагаем из текущего производства компании 'Сухой'. То есть на ней двигатель -- после капитального ремонта, планер -- из задела, который есть на Комсомольском-на-Амуре производственном объединении. Эта машина будет несколько дороже, чем самолет из наличия Минобороны, но и возможности у нее выше. По своим летно-техническим характеристикам это промежуточное звено между Су-27СК и Су-35, который мы предлагали на предыдущем тендере. Ну, соответственно, и цена -- где-то посередине.
- Как выглядят, с вашей точки зрения, перспективы продажи 'Сухих' в другие страны Латинской Америки, например в Венесуэлу?
-- В разговорах о возможном венесуэльском контракте очень много политики. Но, по моей информации, Венесуэла и некоторые другие страны Латинской Америки следят за ходом бразильского тендера. Дело в том, что в Бразилии мы предлагали создание технического центра по поддержке наших самолетов. Поэтому в неофициальных беседах мне некоторые латиноамериканские представители говорили: 'Вот если Бразилия возьмет, тогда и нам будет взять легче, так в этом центре проще будет решать обеспечение деталями, проведение регламентных работ'.
- То есть остановка тендера в Бразилии автоматически затормозила ваше продвижение в другие страны региона?
-- Конечно, когда ты попадаешь в одну страну, то открываются двери и в другие.