Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виктор Вищук, первый заместитель генерального директора ОАО "Оборонительные системы" и Спартак Нарбиков, главный конструктор ОАО "Конструкторской бюро "Кунцево":
"Обманка для ракеты"


Апрель 2005 года Николай Поросков, Время Новостей


В России создано оружие защиты РЛС

Менее месяца назад в России впервые были проведены испытания, положившие конец беззащитности радиолокационных станций (РЛС) перед противорадиолокационными ракетами (ПРР). Еще недавно такие снаряды, выпущенные с самолета, шли, как хороший пес по следу, на излучение наземной станции и практически стопроцентно поражали ее. Первые американские ПРР появились в середине 60-х годов прошлого века и нанесли немалый ущерб советским средствам ПВО во время вьетнамской войны. У СССР не было технической защиты от таких ракет. Применялись только тактические приемы: выключали излучение станции, меняли позицию... Эффективная защита появилась только сейчас. О новой разработке российских оборонщиков обозревателю 'Времени новостей' Николаю ПОРОСКОВУ рассказывают первый заместитель генерального директора ОАО 'Оборонительные системы' Виктор ВИЩУК и главный конструктор ОАО 'Конструкторской бюро 'Кунцево' доктор технических наук профессор Спартак НАРБИКОВ.

В. Вищук: Защитой от ПРР серьезно в мире занимался лишь Советский Союз. Однако все попытки сводились к конструированию дубля той станции, которую нужно защитить. Этот дубль ставили в стороне от основной РЛС и пытались переориентировать на него ракету. Делали это и для РЛС старых зенитных ракетных комплексов, таких как С-200 (такой ракетой украинцы несколько лет назад сбили самолет, летевший из Израиля. -- Ред.) и новых С-300. Под эгидой НПО 'Алмаз' был разработан и испытан комплекс радиотехнической защиты 'Дублер'. Но это был скорее комплекс обнаружения ПРР, а не защиты от них. Все ограничивалось испытаниями, в серию ни одно изделие не пошло.

С. Нарбиков: Те комплексы защиты были заведомо обречены. На них стояли громоздкие и такие же, как на основной станции, а то и более мощные передатчики. От них к двум--четырем ложным излучателям нужно было прокладывать на десятки метров волноводы для передачи энергии. Это металлические трубки прямоугольной формы. Требовалось много времени на развертывание комплекса защиты, он был очень уязвим. Даже маленький осколочек мог повредить волновод, герметичность нарушалась, и вся их система оказывалась негодной. Затем были попытки внедрить гибкие волноводы, напоминавшие пожарные шланги. Но от ветра они колыхались, при изгибах терялась энергия. Еще одна идея -- установить отражатели, которые не требовали волноводов. Однако и здесь столкнулись с потерями энергии при передаче. Кроме того, трудно было управлять излучением от отражателя.

- Все перечисленные методы, как известно, позволяли уводить снаряд противника максимум на 30--40 метров. Но увод даже на 100 метров проблемы не решает: осколки, ударная волна дойдут до основной станции...

В. Вищук: Это действительно так. Я в 90-х годах занимался реальной проверкой устойчивости зенитной ракетной системы С-300 и ее радиолокационной станции при ударе по ним ПРР. Если подрыв был рядом, от станции вообще ничего не оставалось. На расстоянии 60--80 метров при сохранившемся внешнем облике станции выворачивались волноводы, в нерабочем состоянии оказывалась антенна локатора. А сегодня есть куда более мощные ракеты -- с боевой частью 150 кг. Значит, ПРР надо уводить на сотни метров, минимум на 200. Тогда есть некая гарантия сохранения станции. И мы пришли к выводу: нужны автономные небольшие излучатели, которые управлялись бы без проводов. Они излучают энергию, которая по частоте и виду импульса аналогична энергии основной станции и которая превышала бы так называемые боковые лепестки основной станции.

- Но разве противорадиолокационный снаряд наводится не по основному лучу РЛС?


С. Нарбиков: Это заблуждение. Основной луч -- узкий, как карандаш, этот луч быстро сканирует, и головка самонаведения ракеты не в состоянии за ним уследить. На деле наведение идет по общему фону вокруг станции. Его образно можно сравнить с туманом или, если хотите, с аурой. Ложное пятно должно быть более ярким и находиться в стороне. Его и создают наши автономные излучатели, число которых может доходить до 12. Время их развертывания -- 20--30 минут. Излучатели автоматически управляются из основной станции в зависимости от ее режима, полностью его имитируя. Иностранцы называют их либо помехопостановщиками, либо отвлекателями. Каждый излучатель -- это мини-передатчик мощностью не менее 4 киловатт в импульсе. Его вес около 80 кг, работает на мощных аккумуляторах в дежурном режиме 24 часа, на излучение -- 3--4 часа. Перевозятся ложные излучатели в специально переоборудованным автомобилем 'Урал'.

- Что показали испытания?

В. Вищук: В Советском Союзе испытания первых систем проводились только на стадии моделирования: ПРР подвешивались на вертолет, который совершал облет станции и ее системы защиты. То есть реально снаряды не запускались. В России ракеты запускались, но вместо боевой части была болванка. Мы решили положить конец тепличным испытаниям. Обратились в Главный штаб ВВС и предложили опробовать нашу систему защиты с пуском реальной боевой части. Долго обсуждали, кому сидеть в станции во время пуска, мне или Нарбикову. Это шутка. А если серьезно, то все шесть ракет -- аналогов американской XARM в тот день были уведены от РЛС в среднем на 400 метров. Станция не получила ни царапины. Члены комиссии подтвердили ее работоспособность. Наши 'потери' -- легко выведен из строя один из отвлекателей, в который попал осколок. Его отремонтировали в полевых условиях. Дело в том, что все облучатели мы обложили мешками с песком. А если бы их закопали в землю, то все остались бы целы. Новинка -- наша интеллектуальная собственность. Система защиты на несколько порядков дешевле, чем сама станция. А если взять новейшие комплексы С-300 и С-400, то получим цифры вообще несоизмеримые. Чтобы вывести из строя все излучатели, противнику потребуется выпустить массу снарядов.

- Критерий нужности оружия - заказы на него. Есть они у вас?

В. Вищук: Изделие пошло в серию - есть контракт с одной из арабских стран на поставку ЗРК 'Печора-2М' с нашим комплексом радиотехнической защиты. Еще несколько стран проявили вполне определенный интерес. Воевавшие государства хорошо понимают, что такое защита от ПРР. Сегодня производством таких ракет занимаются многие страны -- США, Англия, Франция, Германия, Италия. А защитой только Россия. Мы можем поставлять комплексы защиты отдельно, причем для любого ЗРК. Комплекс можно использовать и для создания ложных позиций. Интерес к новинке есть и у российского Минобороны, но дальше дело пока не идет. Кстати, наши военные сделали в связи с этим очень верный вывод -- надо дорабатывать головки наведения собственных ПРР.

- Кто еще участвовал в создании нового российского оружия?

В. Вищук: Законодатель моды в сфере ПВО -- 2-й НИИ Минобороны, КБ 'Кунцево', Завод радиотехнического оборудования из Санкт-Петербурга, московский завод 'Пульсар', Московский радиотехнический завод. Координировала их действия наша фирма -- ОАО 'Оборонительные системы', 70% акций которой владеет 'Рособоронпром' -- 'дочка' ФГУП 'Рособоронэкспорт'.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBXbx1
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer